Тема: «Уровень зарплаты во взаимозависимости с основными финансовыми показателями МГУИЭ»
Вопрос 1. Вопрос 1. По словарю В. Даля старинное значение слова истина «казна, деньги, капитал». Считаете ли Вы, что университетской общественности полезно иметь представление об истинном, то есть финансовом, положении МГУИЭ в общих чертах?
В 2002 году университетом получено средств из федерального бюджета -70.523 тыс. руб., в том числе: на учебный процесс - 52.200 тыс. руб., по грантам на научную работу - 1.223 тыс, руб., за аренду помещений университета (так называемые, дополнительное бюджетное финансирование) - 17.100 тыс. руб. Из средств регионального бюджета (местный бюджет Правительства Москвы) - 2.300 тыс. руб. Дополнительно университет заработал 32 мил. рублей за контрактное обучение, сдачу в аренду помещений общежитий студентам других вузов, отчислений от хоздоговоров НИЧ, повышение квалификации преподавателей и специалистов, от работы столовой и др.; в том числе, за контрактных студентов 10.754 тыс. рублей. Дополнительно научные творческие коллективы выполняли работы по НИР на сумму порядка 9 мил. рублей.
Вопрос 2. Каков порядок рассмотрения и утверждения ежегодной «Сметы доходов и расходов», содержащей «бюджет» МГУИЭ, а также отчета о ее исполнении?
Проект бюджета на каждый следующий год проходит несколько стадий своего рассмотрения. На первом этапе (октябрь месяц) определяются структура бюджета и ф ормулируются основные статьи расходов й доходов при планировании деятельности университета на следующий год. Эта работа осуществляется под председательством ректора в экономической комиссии ректората, в которую входят все проректоры, главный бухгалтер, главный юрист, председатели профкомов. В случае необходимости в работу по новому бюджету приглашаются специалисты с кафедр менеджмента, экономики и управления. На втором этапе подготовленный экономической комиссией проект бюджета в ноябре месяце выносится на ректорат для первого чтения. Затем распечатка проекта бюджета передается всем деканам для обсуждения на факультетах, кафедрах и других подразделений университета, а также в профкомы. Для дальнейшего согласования и внесения предложений и поправок по отдельным статьям бюджета. На третьем этапе (конец декабря месяца) на расширенном заседании ректората с приглашением всех заинтересованных руководителей подразделении университета и представителей профкомов происходит по статейное обсуждение проекта бюджета и внесенных поправок. В окончательном виде проект бюджета выносится на заседание Ученого совета (начало февраля месяца) для окончательного рассмотрения и утверждения. Теперь, что касается контроля и отчета за исполнением бюджета. Бюджетные учреждения составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и других организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденную приказом Минфина России от 15.06.00 N2 54н. При подготовке отчетных показателей, оформлении бухгалтерских записей по завершению финансового года, бюджетные учреждения руководствуются Федеральным законом от 21.11 }96 М 1 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 30. 12.1999 N9. 107н. Бухгалтерская отчетность по выполнению бюджета представляется по подчиненности в Министерство образования России по квартально, за полугодие и год. Предварительно выполнение бюджета ежеквартально рассматривается на заседании ректората по докладу за его исполнения главным бухгалтером. Выполнение бюджета за прошедший год рассматривается на заседании Ученого совета (в начале февраля месяца) перед утверждением бюджета на очередной год. Кстати, за выполнение бюджета за 2002 год с нулевым остатком бюджетных средств университет получил благодарственное письмо из Минобразования России, в котором отмечается качественное выполнение бюджета за 20002 год и высококвалифицированная работа бухгалтерии университета!
Вопрос 3. Каковы источники поступлений в «бюджет» Университета и размеры этих поступлений (суммы, % %)?
Ожидаются следующие источники поступлений в бюджет 2003 года. Из средств федерального бюджета (в тыс. рублей): заработная плата (с начислениями на оплату труда) - 36.410; коммунальные платежи - 13.3 60; текущий ремонт зданий и сооружений - 3.969; прочие текущие расходы (типографические услуги, социально-культурный быт и т.д.) 3.106; стипендия - 8.745; непроизводственное оборудование и трансфертные услуги - 3.853. Средства за счет аренды помещений университета, добавляемые к федеральному бюджету - 22 мил. рублей. Внебюджетные средства (контрактные студенты и аспиранты, проживание в общежитии студентов других вузов) - 25 мил. рублей. Суммарное ожидаемое поступление в бюджет университета (без учета средств правительства Москвы, научных грантов и хоздоговорных НИР) составит 103 мил. 83 тыс. рублей. Объем НИР планируется в ближайшие два - три года довести до 10 мил. рублей.
Вопрос 4. Насколько полно Министерство образования (федеральный бюджет) финансирует статьи расходов МГУИЭ, установленные для вузов Бюджетной классификацией РФ?
Как уже указывалось выше, в 2002 году из федерального бюджета в университет поступило 68.223 тыс. рублей; израсходовано (без учета хоздоговорных НИР) на общую сумме 103.083 тыс. рублей, Таким образом, университет со стороны государства был профинансирован всего лишь на б6 %.
Вопрос 5. Каков уровень стимулирующей надбавки «за высокий профессионализм и качество работы» (уровень «надтарифной части» зарплаты) по основным должностям профессорско-преподавательского состава (ППС) МГУИЭ?
Оклады различным категориям ППС по разрядам ЕТС : 11 (разряд) - 1205 руб., 12 - 1300 руб., 13 - 1405 руб., 14 - 1510 руб., 15 - 1630 руб., 16 - 1755 руб., 17 - 1890 руб. За кандидатскую и докторскую степени соответственно установлены надбавки 900 и 1500 руб. За звание доцента - 40% от тарифного оклада, профессора -б0% от тарифного оклада. Решением Ученого совета всем ассистентам и старшим преподавателям, не имеющим научных степеней, с 1 января 2002 года установлена сверх тарифная доплата -150 руб., с 1 февраля 2003 года - 300 руб., а с 1 мая 2003 года дополнительно еще 200 руб. Таким образом, с 1 мая 2003 года минимальная заработная плата ассистентов составит 1855 руб. и старших преподавателей 2055 руб. Все преподаватели дополнительно получают ежемесячно 150 руб. на книжные расходы. За счет средств, выделяемых вузам правительством Москвы, все преподаватели дополнительно к зарплате получили в 2002 году: 750 руб. (за 1 квартал), 2000 руб. (за 2 - 3 кварталы), 1500 руб. (за 4 квартал); в 2003 году - 1400 руб. (за 1 квартал). Кроме того, преподаватели получают индивидуальные стимулирующие надбавки за конкретные результаты труда, предусмотренные «Положением о порядке установления стимулирующих надбавок работникам МГУИЭ».
Вопрос 6. Учитывается ли стаж непрерывной работы в МГУИЭ при установлении уровня зарплаты?
От оклада по ЕТС 10, 20, 30 % за соответственно 10, 20 и 30 лет непрерывного или приравненного к нему стажа работы в МИХМе - МГУИЭ рассчитывается надбавка.
Вопрос 7. В чем специфика оплаты труда педагогов, работающих в должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана?
К окладу по соответствующему разряду ЕТС (см. вопрос 5) предусмотрены доплаты: имеющему научное звание доцента или старшего научного сотрудника - 40 % за занимаемую должность доцента кафедры, имеющему научное звание профессора - б0 % за занимаемую должность профессора кафедры. Кроме того, предусмотрены доплаты к окладу по ЕТС за исполнение обязанностей: заведующего кафедрой (сектором) - 20 %, декана - 50 %, зам. декана - 40 %. Лицам, имеющим знак «Почетный работник высшей школы» устанавливается доплата -20 % за занимаемую должность. Лицам, имеющим звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» или «Заслуженный деятель науки РФ» и приравненные к ним звания, с 1 мая 20003 года установлена доплата в размере 1000 руб. ежемесячно.
Вопрос 8. Практикуются ли в МГУИЭ разовые стимулирующие надбавки для ППС?
Да практикуются. В соответствии с «Положением о порядке установления стимулирующих надбавок работникам МГУИЭ», включенным в Коллективный договор между администрацией и профсоюзной организацией сотрудников университета, установлены перечень разовых надбавок и их уровень. Например, сотрудник университета, защитивший докторскую диссертацию, получает разовую сумму 15 тыс. рублей, защитивший кандидатскую диссертацию - 5 тыс. рублей. За выпуск учебника, учебного пособия, монографию автор (или авторский коллектив) получает единовременно от 2,5 тыс. рублей и выше в зависимости от объема и уровня издания. Согласно упомянутому документу сотрудник университета, включая и профессорско- преподавательский состав, имеют возможность получать и другие весомые по отношению к зарплате надбавки - все зависит от их трудовой активности и результатов выполненной работы.
Вопрос 9. Существует ли практика премирования работников МГУИЭ?
В университете отсутствует прибыль от хозяйственной деятельности, а если нет прибыли, то нет и премиального фонда. Но это положение зависит от нашего решения. Вопрос в том - что университету более выгодно? Поэтому упоминание о премировании, как возможном юридическом и финансовом акте не исключено из Коллективного договора. В настоящее время (как экономически наиболее приемлемое к условиям МГУИЭ) действует система стимулирующих должностных надбавок.
Вопрос 10. Из каких источников осуществляется выплата стимулирующих надбавок?
«Положение о порядке установления стимулирующих надбавок работникам МГУИЭ» предусматривает создание фонда для этих выплат, который складывается: из экономии фонда оплаты труда, заработок самого университета за счет обучающихся на контрактной основе, аренды проживания в общежитии студентов других вузов, отчислений от грантов и хоздоговоров НИЧ, работы по повышению квалификации преподавателей и специалистов, от работы столовой, спонсорских отчислений и др. Планируется, что в 2003 году этот фонд составит порядка 8 мил. рублей.
Вопрос 11. Какова роль Комиссий по зарплате при ректорате?
В университете созданы четыре комиссии, рассматривающие вопросы установления стимулирующих надбавок работникам МГУИЭ: под председательством проф. Беренгартена М.Г. (для работников, занятым в учебном процессе), проф. Каталымова А.В. (для работников НИЧ), доц. Ряузова А.Г. (для работников обслуживающего персонала), а также комиссия под председательством ректора (для рассмотрения сложных случаев, не разрешенных на нижестоящих уровнях). Члены Ученого совета, заведующие кафедрами, начальники подразделений вправе присутствовать на заседаниях комиссий и участвовать в обсуждениях. Интересы работников представляет председатель профкома сотрудников доц. Серов М.В., являющийся членом данных комиссий.
Вопрос 12. Существует ли для ППС возможность дополнительного заработка за счет участия в НИОКР по договорам Университета со сторонними заказчиками? Каков объем фонда зарплаты по договорным работам в сравнении с суммой остального фонда зарплаты (с надбавками)?
Любой преподаватель может участвовать в творческом или в нескольких творческих научных коллективах, выполняющих хоздоговорные НИОКР или научные работы по грантам. Кроме того, в бюджете на 2003 год предусмотрено 1 мил. 100 тыс. рублей для внутреннего университетского гранта.
В 2002 году объем договоров, выполняемых НИЧ университета составил 4 мил.876 тыс. рублей, приблизительно б0 % этих средств составили фонд оплаты труда сотрудникам творческих коллективов, т.е. 2 мил. 935 тыс. рублей. Для сравнения, фонд заработной платы за счет федерального бюджета в том же году составила 28 мил. 774 тыс. рублей, а фонд на стимулирующие надбавки -7 мил. 200 тыс. рублей.
Вопрос 13. В Вашем докладе «О результатах деятельности МГУИЭ в 2001-2002 учебном году и задачах на новый учебный год» («Аудитория», N 3, сентябрь 2002 г.), прозвучал тезис о том, что в научной работе нужно переходить от финансирования коллективов (кафедр, подразделений) к финансированию конкретных разработчиков-авторов новой техники и инновационных технологий. Делается ли что-либо в этом направлении?
В упомянутом докладе было сказано, что в условиях рыночной экономики, как правило, финансируются не научные организации в целом, а конкретные разработчики - авторы наукоемких технологий и новой техники. при выполнении разработок по грантам, хоздоговорам, внутренним грантам НИР финансируются не отдельные кафедры и лаборатории, а конкретные исполнители, которых, если хотите, «нанимает» руководитель темы. При этом гранты, как правило, выигрывают ученые, умеющие работать и признанные авторитеты в данной научной сфере.
Вопрос 14. Разделяете ли Вы точку зрения о том, что в связи с пессимистическими прогнозами состояния окружающей среды в нашей стране и во всем мире спрос на новые разработки в этой сфере будет возрастать, активизируются заказные НИОКР, а наши выпускники будут все более и более востребованными?
Совершенно с Вами согласен. Авторитет и востребованность нашего университета из года в год возрастает как в области подготовки специалистов для решения технических проблем экологической направленности, так и в решении различных научно-технических экологических проектов и программ. Ректор МГУИЭ является членом экологического совета при правительстве Москвы (председателем совета является мер Москвы Юрий Михайлович Лужков). В нашем университете создаются три научно-учебные лаборатории экологической направленности за счет инвестиций правительства Москвы; в 2003 году на эти цели выделено 5 мил. рублей. По моим сведениям, порядка 80% всех НИР, выполняемых в нашем университете, связаны с решением различных проблем в области инженерной экологии.
Вопрос 15. Если предположить, что педагог, одновременно являющийся автором и ведущим разработчиком НИОКР, нашел 6ы для своей разработки стороннего инвестора, считали бы Вы возможным позволить этому педагогу-автору заработать на ней как частному предпринимателю при условии соответствующего отчисления Университету?
Администрация университета никогда не препятствовала преподавателям в свободное от работы время заниматься частным предпринимательством. Если речь идет о частном предпринимательстве преподавателя непосредственно в помещении кафедры или лаборатории, то необходимо, прежде всего, в каждом конкретном случае рассмотреть юридическую возможность этой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом МГУИЭ. Если представляется такая возможность, то далее необходимо рассмотреть взаимные экономические выгоды.
Вопрос 16. Перефразируя американскую поговорку «Время деньги», персонаж сатирических романов О. Бендер утверждал: «Время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет». Вправе ли педагог, отработав недельную норму учебных часов (лекции, практические занятия, прием экзаменов), остальное время использовать для стороннего заработка?
Да, вправе. Многие этим правом пользуются. Что касается права на предпринимательскую деятельность, то, как было сказано в предыдущем ответе, оно должно быть юридически обосновано и соответствующим образом оформлено.
Вопрос 17. Считаете ли Вы, что финансовые проблемы Университета, в частности, обеспечение достойного вознаграждения работникам за труд, можно было бы решить путем предоставления образовательных услуг, в основном, на платной основе?
В нашем университете эта практика уже существует на протяжении пяти лет. Количество студентов очного отделения, обучающихся на платной основе составляет порядка 15 % от общего контингента. Это мало и желательно увеличить количество студентов и аспирантов, обучающихся на платной основе. Однако, наш университет - государственное учебное учреждение. Поэтому желание перейти, в основном, на платное обучение ограничивается, во-первых, законодательными нормами и, во-вторых, необходимостью прежде всего выполнить государственный заказ по приему 555 человек на дневное отделение и 150 человек на вечерний факультет на бесплатной основе, как это было нам предписано Минобразованием России в 2002 году. Контрольные государственные цифры приема студентов на 1 курс в 2003 году Минобразованием России вузам пока не установлено.
В заключении разрешите поблагодарить редакцию газеты «Аудитория» за предоставленную возможность довести до сведения сотрудников финансовые показатели университета и предпринятые действия администрации по повышению уровня зарплаты.