Найти тему
Писатель Мирт

Идеальный Дьявол: почему новый Воланд Августа Диля так хорош

Оглавление

Речь пойдёт об одном из самых запоминающихся персонажей фильма "Мастер и Маргарита" 2024-го года. Сам фильм я описывать не буду, ибо только ленивый этого не сделал до сих пор.
Август Диль — немецкий актёр, имеющий достаточно широкую фильмографию. Для меня увидеть немца в российском фильме, ещё и практически в центральной роли, было удивительно — помнится, я долго присматривалась к актёру в трейлере и гадала, что же это за русский такой красавчик, которого я не знаю!

Соответствие оригиналу

Новый Воланд показался мне идеальной смесью между мраком Тима Бёртона и немецкой эстетикой — он харизматичный и в меру пугающий. Таково было моё первое впечатление, но давайте же обратимся к оригиналу и рассмотрим соответствующие схожести книжного Воланда и нового.
Начнём с внешности, которая была прописана у Булгакова во время первого же появления Воланда на Патриарших прудах:

...ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... по виду – лет сорока с лишним, рот какой-то кривой, выбрит гладко, брюнет...

Если взглянуть на Воланда 2005-го года (Олег Басилашвили), то, не в обиду актёру, его персонаж никак не выглядит на 40 лет и далеко не брюнет.
Однако сценаристы настолько сильно желали передать дух оригинала, что новый Воланд не просто имеет немецкий акцент, а натуральные немецкие корни — весь фильм Дьявол разговаривает только на немецком (русские реплики были озвучены и наложены поверх основной речи). Также из книжного оригинала:

– Вы немец? – осведомился Бездомный.
– Я-то?.. – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец...

О характере Воланда тоже кое-что известно с самого начала. Он весьма искусный актёр:

Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.
– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово:
– Так, стало быть, так-таки и нету?

Август Диль вполне правдоподобно передал эту черту своему персонажу, впадая то в смех, то в беспокойство, то совершенно отрешённо наблюдая за людьми.

Взаимодействие с Мастером

Воланд появляется в жизни Мастера внезапно, когда у писателя наступает крах по всем фронтам — его труды обесценивают, а самого Мастера лишают места в литературном творчестве.
Я подмечу — Воланд практически не скрывает перед Мастером своей сущности, начиная с того, что он самолично диктует Мастеру текст нового произведения и продолжая небольшими выходками, которые явно могут насторожить. Так, например, Воланд показательно забрал Галю, а в театре Варьете он ещё и на сцену вышел. Я уж не говорю о его внезапных появлениях из темноты рядом с Мастером то в закрытом помещении, то в лечебнице.

Трудно однозначно ответить, что испытывает Воланд к этому человеку — кроме рабочего интереса к новому произведению, Дьявол позволяет себе некоторые другие вещи.
К примеру, он отлично проводит время с Мастером в закрытом литературном клубе, гостит в его личной беседке, а также посещает каморку Мастера. Вспомните, что ни одна живая душа, кроме Маргариты, никогда не навещала Мастера, и поймёте, насколько Воланд был близок Мастеру. В этом плане Дьявол выступает музой для писателя, вдохновляет его и заставляет двигаться дальше в этой жизни, полной разочарований.
Да, весь фильм это делал именно Воланд, а не Маргарита.

Но также я не могу не вспомнить обратной стороны такой медали в виде дружбы с Дьяволом.
Когда Мастера приходят арестовывать, Воланд не то, что не помогает ему — он заставляет Мастера сжечь его новый труд! Сатана не вытаскивает несчастного писателя из лечебницы, а под конец становится причиной, по которой Мастер решает прекратить свои страдания раз и навсегда.
Бесспорно, отношения этих двоих очень неоднозначны.

Воланд и Маргарита

Когда Мастер погибает, Воланд решает достаточно эффектно вернуть его к жизни. Для этого он заполучает Маргариту в качестве хозяйки своего бала. Далее всё по сценарию и, казалось бы, ничего необычного — тысячи гостей, смерть шпиона, вечерние посиделки со свитой...
Но в эти моменты замечали ли вы то, как именно Воланд начинает разговаривать с Маргаритой? Просто последите за его мимикой.
Он буквально заставляет ее озвучить нужное желание. И, если мы видим, что Воланд 2005-го года сперва сам колебался в отношении Маргариты, но после проявил милосердие, то Воланд Августа Диля с нажимом требует, чтобы женщина назвала необходимую просьбу.
Маргарита упоминает Фриду, и Воланд раздражается от этого. Но после всё равно добивается своего...

Вы можете справедливо задаться вопросом, а зачем лично Воланду так было необходимо воскрешать Мастера после того, как он сам довел этого человека? В оригинале ведь Мастер был извлечён из лечебницы, но не из царства мёртвых...
И тут я вновь прошу вас приглядеться к Воланду во время его последнего разговора с Мастером на балконе — он отворачивается и уходит, но после замирает, едва заметно меняясь в лице, когда Мастер спрыгивает вниз.
Дьявол испытал не просто жалость, но и укол совести. И это заставило его провести перед Марго целый спектакль, чтобы в итоге требовать от нее исполнения его собственного желания (которое удобно совпало и с личным желанием Маргариты).

Смысл нового Воланда

Если вам кажется, что новый Сатана слишком далеко ушел от каноничного зла, которое совершает благо, то вы ошибаетесь — Воланд 2024-го года совершил не просто благо, а осознал собственную вину в том, что случилось. Ему была нужна эта безумная книга, и он шёл на всё ради нее, а в конце, сжигаемый совестью и чувством вины, подарил Мастеру долгожданный покой.
К слову, он забрал Мастера и Маргариту с собой в один из своих личных миров, чтобы всегда иметь доступ к этой парочке. Или даже просто к Мастеру. В последней сцене фильма, если вы внимательно приглядитесь, то можете увидеть другие миры в окнах помещения, где сидит Воланд, листая книгу — таким является Ад, совершенно не шаблонный и без чертей возле кипящих котлов...
Таким образом, смысл нового Воланда в том, что зло не просто может совершать благо, но оно даже имеет совесть и чувство долга перед смертным человеком, который оказал злу огромную услугу, ведь книга, написанная Мастером, по итогу осталась именно у Воланда — Мастер подарил Дьяволу маленький живой мир на страницах с персональной историей, а Дьявол подарил Мастеру одну из лучших частей Ада со спокойствием и Маргаритой рядом.

Август Диль потрясающе передал суть этого нового взгляда на бессмертную классику Булгакова — его Воланд является золотой серединой между типичным злом, уставшим гением и задумчивым рассудительным философом.

Интересные моменты

  1. Во время погони Бездомного за Воландом, мы можем видеть, как Дьявол символично пошёл по воде реки, будто он Иисус. Бездомный попытался сделать то же самое, но чуть не утонул.
  2. Очки, которые появляются на Воланде во время спектакля в Варьете, вполне возможно принадлежат не кому иному, как Абадонне, который является еще одним героем оригинального произведения "Мастер и Маргарита". Если вы обратитесь к книге, то заметите, что появление Абадонны связано с чьей-либо близкой смертью, а теперь вдумайтесь — и Мастер, и Маргарита погибли. Абадонну в новом фильме мы не увидели, но зато были очки Воланда, которые, казалось бы, просто аксессуар. Разве что он появился с ними именно в Варьете не только перед Мастером, но и перед большой массой людей... которая погибла во время огромного взрыва после утечки газа к концу фильма.
  3. Даже одежда у Воланда отсылает на исключительно немецкий стиль элегантного и сдержанного герра — высокие сапоги, длинный плащ, белый воротник с галстуком так вообще напоминает об одной из немецких ролей Августа Диля...
  4. Изначально фильм должен был называться "Воланд" и выйти в свет еще в 2023 году, но что-то пошло не по плану. Задумывалось не просто отвести Дьяволу больше экранного времени, а сделать о нем полноценную картину с раскрытием персонажа. Возможно, проект когда-нибудь и осуществится.

Напоследок вновь подчеркну — актёр выбран идеально, новый Воланд получился очень запоминающимся импозантным мужчиной, и я бы действительно хотела посмотреть полноценный фильм о таком Воланде, его взаимодействии со свитой и людьми в целом. Признаюсь, в "Мастер и Маргарита" его было мало для моей жадной на таких харизматичных персонажей души, а каждое его появление вызывало мурашки по телу...