Речь пойдёт об одном из самых запоминающихся персонажей фильма "Мастер и Маргарита" 2024-го года. Сам фильм я описывать не буду, ибо только ленивый этого не сделал до сих пор.
Август Диль — немецкий актёр, имеющий достаточно широкую фильмографию. Для меня увидеть немца в российском фильме, ещё и практически в центральной роли, было удивительно — помнится, я долго присматривалась к актёру в трейлере и гадала, что же это за русский такой красавчик, которого я не знаю!
Соответствие оригиналу
Новый Воланд показался мне идеальной смесью между мраком Тима Бёртона и немецкой эстетикой — он харизматичный и в меру пугающий. Таково было моё первое впечатление, но давайте же обратимся к оригиналу и рассмотрим соответствующие схожести книжного Воланда и нового.
Начнём с внешности, которая была прописана у Булгакова во время первого же появления Воланда на Патриарших прудах:
...ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... по виду – лет сорока с лишним, рот какой-то кривой, выбрит гладко, брюнет...
Если взглянуть на Воланда 2005-го года (Олег Басилашвили), то, не в обиду актёру, его персонаж никак не выглядит на 40 лет и далеко не брюнет.
Однако сценаристы настолько сильно желали передать дух оригинала, что новый Воланд не просто имеет немецкий акцент, а натуральные немецкие корни — весь фильм Дьявол разговаривает только на немецком (русские реплики были озвучены и наложены поверх основной речи). Также из книжного оригинала:
– Вы немец? – осведомился Бездомный.
– Я-то?.. – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец...
О характере Воланда тоже кое-что известно с самого начала. Он весьма искусный актёр:
Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.
– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово:
– Так, стало быть, так-таки и нету?
Август Диль вполне правдоподобно передал эту черту своему персонажу, впадая то в смех, то в беспокойство, то совершенно отрешённо наблюдая за людьми.
Взаимодействие с Мастером
Воланд появляется в жизни Мастера внезапно, когда у писателя наступает крах по всем фронтам — его труды обесценивают, а самого Мастера лишают места в литературном творчестве.
Я подмечу — Воланд практически не скрывает перед Мастером своей сущности, начиная с того, что он самолично диктует Мастеру текст нового произведения и продолжая небольшими выходками, которые явно могут насторожить. Так, например, Воланд показательно забрал Галю, а в театре Варьете он ещё и на сцену вышел. Я уж не говорю о его внезапных появлениях из темноты рядом с Мастером то в закрытом помещении, то в лечебнице.
Трудно однозначно ответить, что испытывает Воланд к этому человеку — кроме рабочего интереса к новому произведению, Дьявол позволяет себе некоторые другие вещи.
К примеру, он отлично проводит время с Мастером в закрытом литературном клубе, гостит в его личной беседке, а также посещает каморку Мастера. Вспомните, что ни одна живая душа, кроме Маргариты, никогда не навещала Мастера, и поймёте, насколько Воланд был близок Мастеру. В этом плане Дьявол выступает музой для писателя, вдохновляет его и заставляет двигаться дальше в этой жизни, полной разочарований.
Да, весь фильм это делал именно Воланд, а не Маргарита.
Но также я не могу не вспомнить обратной стороны такой медали в виде дружбы с Дьяволом.
Когда Мастера приходят арестовывать, Воланд не то, что не помогает ему — он заставляет Мастера сжечь его новый труд! Сатана не вытаскивает несчастного писателя из лечебницы, а под конец становится причиной, по которой Мастер решает прекратить свои страдания раз и навсегда.
Бесспорно, отношения этих двоих очень неоднозначны.
Воланд и Маргарита
Когда Мастер погибает, Воланд решает достаточно эффектно вернуть его к жизни. Для этого он заполучает Маргариту в качестве хозяйки своего бала. Далее всё по сценарию и, казалось бы, ничего необычного — тысячи гостей, смерть шпиона, вечерние посиделки со свитой...
Но в эти моменты замечали ли вы то, как именно Воланд начинает разговаривать с Маргаритой? Просто последите за его мимикой.
Он буквально заставляет ее озвучить нужное желание. И, если мы видим, что Воланд 2005-го года сперва сам колебался в отношении Маргариты, но после проявил милосердие, то Воланд Августа Диля с нажимом требует, чтобы женщина назвала необходимую просьбу.
Маргарита упоминает Фриду, и Воланд раздражается от этого. Но после всё равно добивается своего...
Вы можете справедливо задаться вопросом, а зачем лично Воланду так было необходимо воскрешать Мастера после того, как он сам довел этого человека? В оригинале ведь Мастер был извлечён из лечебницы, но не из царства мёртвых...
И тут я вновь прошу вас приглядеться к Воланду во время его последнего разговора с Мастером на балконе — он отворачивается и уходит, но после замирает, едва заметно меняясь в лице, когда Мастер спрыгивает вниз.
Дьявол испытал не просто жалость, но и укол совести. И это заставило его провести перед Марго целый спектакль, чтобы в итоге требовать от нее исполнения его собственного желания (которое удобно совпало и с личным желанием Маргариты).
Смысл нового Воланда
Если вам кажется, что новый Сатана слишком далеко ушел от каноничного зла, которое совершает благо, то вы ошибаетесь — Воланд 2024-го года совершил не просто благо, а осознал собственную вину в том, что случилось. Ему была нужна эта безумная книга, и он шёл на всё ради нее, а в конце, сжигаемый совестью и чувством вины, подарил Мастеру долгожданный покой.
К слову, он забрал Мастера и Маргариту с собой в один из своих личных миров, чтобы всегда иметь доступ к этой парочке. Или даже просто к Мастеру. В последней сцене фильма, если вы внимательно приглядитесь, то можете увидеть другие миры в окнах помещения, где сидит Воланд, листая книгу — таким является Ад, совершенно не шаблонный и без чертей возле кипящих котлов...
Таким образом, смысл нового Воланда в том, что зло не просто может совершать благо, но оно даже имеет совесть и чувство долга перед смертным человеком, который оказал злу огромную услугу, ведь книга, написанная Мастером, по итогу осталась именно у Воланда — Мастер подарил Дьяволу маленький живой мир на страницах с персональной историей, а Дьявол подарил Мастеру одну из лучших частей Ада со спокойствием и Маргаритой рядом.
Август Диль потрясающе передал суть этого нового взгляда на бессмертную классику Булгакова — его Воланд является золотой серединой между типичным злом, уставшим гением и задумчивым рассудительным философом.
Интересные моменты
- Во время погони Бездомного за Воландом, мы можем видеть, как Дьявол символично пошёл по воде реки, будто он Иисус. Бездомный попытался сделать то же самое, но чуть не утонул.
- Очки, которые появляются на Воланде во время спектакля в Варьете, вполне возможно принадлежат не кому иному, как Абадонне, который является еще одним героем оригинального произведения "Мастер и Маргарита". Если вы обратитесь к книге, то заметите, что появление Абадонны связано с чьей-либо близкой смертью, а теперь вдумайтесь — и Мастер, и Маргарита погибли. Абадонну в новом фильме мы не увидели, но зато были очки Воланда, которые, казалось бы, просто аксессуар. Разве что он появился с ними именно в Варьете не только перед Мастером, но и перед большой массой людей... которая погибла во время огромного взрыва после утечки газа к концу фильма.
- Даже одежда у Воланда отсылает на исключительно немецкий стиль элегантного и сдержанного герра — высокие сапоги, длинный плащ, белый воротник с галстуком так вообще напоминает об одной из немецких ролей Августа Диля...
- Изначально фильм должен был называться "Воланд" и выйти в свет еще в 2023 году, но что-то пошло не по плану. Задумывалось не просто отвести Дьяволу больше экранного времени, а сделать о нем полноценную картину с раскрытием персонажа. Возможно, проект когда-нибудь и осуществится.
Напоследок вновь подчеркну — актёр выбран идеально, новый Воланд получился очень запоминающимся импозантным мужчиной, и я бы действительно хотела посмотреть полноценный фильм о таком Воланде, его взаимодействии со свитой и людьми в целом. Признаюсь, в "Мастер и Маргарита" его было мало для моей жадной на таких харизматичных персонажей души, а каждое его появление вызывало мурашки по телу...