В 1979 году советские кинозрители впервые стали свидетелями нового жанра на отечественных экранах – фильма-катастрофы. Эта картина, под названием "Экипаж", благодаря своему запоминающемуся сюжету, объединившему любовные истории семейных страстей на фоне природного бедствия и выживания, вызвала настоящий фурор среди зрителей.
Интересно рассмотреть, как создавался этот фильм, который стал своего рода аналогом голливудских кинолент об авиакатастрофах.
В начале съемок фильм носил название "Запас прочности", но режиссер Александр Митта, вдохновленный замечаниями прокатчиков, решил изменить его на более яркое "Экипаж". Этот выбор оказался успешным, и фильм стал первым представителем жанра катастроф в советском кинематографе.
"Экипаж" выделялся не только своим новым жанром, но и откровенной постельно-эротической сценой, ставшей первой в отечественном кино. Весь процесс создания фильма также отличался тем, что он был спродюсирован не только за счет государственных средств, но и за счет инвестиций от компании "Аэрофлот".
Сценарий "Экипажа" возник после выхода на Западе в 1970 году фильма "Аэропорт". Тема авиакатастроф, популярная в Голливуде, нашла свое воплощение в советском кинематографе благодаря творческому подходу режиссера Александра Митты и сценаристов Юлия Дунского и Валерия Фрида.
Однако создание "Экипажа" встретило немало трудностей.
Изначально на роль командира, Александра Митта рассматривал кандидатуру талантливого Алексея Петренко. Однако, по непонятным причинам, Петренко резко отказался, и роль досталась Георгию Жжёнову. Второго пилота сыграл Николай Караченцов, который, как выяснилось, был занят весьма активно в театре "Ленком" и на Белорусьфильме.
Изначально, на роль стюардессы была приглашена Елена Проклова. Утверждение ее на роль произошло невероятно быстро, по одному телефонному звонку. Однако, когда пришло время подписания договора, Проклова внезапно отказалась. Причина была в том, что Олег Николаевич Ефремов занял ее в нескольких спектаклях, заменив Иру Мирошниченко, которая внезапно уехала в Южную Америку. Таким образом, роль стюардессы осталась висеть в воздухе, и Митта приступил к съемкам с неполным экипажем.
Таким образом главные роли заняли Георгий Жжёнов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов и Александра Яковлева.
Съемки также столкнулись с трудностью поиска подходящих самолетов. Решение проблемы пришло, когда списанный Ту-154А из Новосибирского аэропорта Толмачево загорелся, и его верхняя часть была использована для создания реалистичных сцен авиакатастрофы.
Также заслуживает внимания тот факт, что фильм включал в себя откровенные сцены, которые вызвали негодование членов съемочной группы. Режиссеру Александру Митте пришлось бороться за сохранение этих сцен в финальном монтаже.
Таким образом, "Экипаж" стал не только первым советским фильмом-катастрофой, но и проектом, который смог преодолеть множество трудностей, став настоящим ярким событием в истории отечественного кинематографа.
Процесс создания фильма "Экипаж" оказался полон интересных эпизодов и трудностей, которые преодолевали актеры и съемочная группа. Одной из ярких сцен был момент, когда Ненароков, сыгранный Анатолием Васильевым, выходит наружу из летящего самолета, чтобы провести ремонт обшивки. Актер вспоминал, как он чуть не получил тепловой удар, находясь в теплой одежде в условиях жаркой и душной погоды.
Для создания впечатляющих сцен землетрясения, взрывов и горения, съемочная группа построила миниатюрный аэропорт и нефтеперерабатывающий завод в заброшенном карьере под Ялтой. Макеты самолетов были подвешены на проволоку, создавая визуально убедительные кадры.
Однако самая драматичная сцена взрыва столкнулась с трудностями. Режиссер Александр Митта решил снять ее без использования макета, используя настоящий фюзеляж Ту-114. Но из-за чрезмерного обилия паров горючего произошло самовозгорание, и все сгорело до тла. Режиссер был в гневе, но некоторые кадры горения фюзеляжа тем не менее попали в финальный монтаж фильма.
Важную роль в создании некоторых сцен сыграл комбикорм, смешанный с водой, который использовался в качестве грязевого потока. Для сцен с землетрясением и водными эффектами было использовано 3 тонны комбикорма, полученного с помощью небольшого обмана со стороны режиссера Бориса Криштула.
Актриса Ирина Акулова, исполнившая роль жены второго пилота, получила настоящую неприязнь от зрителей за убедительную игру стервозной героини. Ее персонаж стал объектом указаний мужчин своим женам с недовольными восклицаниями: "Вот, посмотри, какая ты бываешь!"
Также стоит отметить, что фильм "Экипаж" представляет собой уникальный опыт совмещения двух жанров – бытовой мелодрамы и кинокатастрофы, что сделало его феноменально успешным. Съемки материала даже хватило бы на 11 серий, по словам актера Александра Павлова.
Интересен факт, что изначально фильм должен был завершиться более драматичной сценой смерти командира экипажа, но вмешательство министров и киновласти привело к смене финала в стиле хеппи-энд. Несмотря на это, "Экипаж" завоевал популярность и стал одним из лидеров проката в Советском Союзе, привлекая внимание почти 72 миллионов зрителей за первый год после выхода. Расскажите о своих впечатлениях после первого просмотра этого легендарного фильма.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Не стесняйтесь поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями от этого замечательного фильма. Какие моменты вы запомнили особенно ярко, и какова ваша история знакомства с "Экипажем"? Оставляйте свои комментарии ниже, ведь обсуждение создания кинокартин — это всегда увлекательное путешествие в мир кинематографа!
"Помните: в мире кино каждый кадр — это новая возможность пережить что-то удивительное".
До следующего сеанса!
Читайте также:
Актерские судьбы команды А.Митты из фильма "Экипаж".