Найти в Дзене
Ужасный блог Лумиса

История жанра ужасы в России — 3 часть «Падение и взлёт» десятых и как один человек несёт на себе целый жанр.

Арт Бориса Гроха
Арт Бориса Гроха

После довольно вялых, но задавших хоть какую-то планку нулевых, десятые года можно назвать словом «феникс» для российских хорроров, так как ближе к 2014 году хлынул поток множества фильмов ужасов, от короткометражек до фильмов с бюджетами от 5 до 10млн долларов, но прежде чем перейти к данному периоду времени, давайте поймём как все начиналось, и о каком человеке который несёт на себе целый жанр идёт речь в заголовке.



2010-2018


Фобос Клуб Страха (2010г. Реж — Олег Асадулин)


Стартует начало десятилетия весьма плохо, тем не менее стоит отметить данный фильм, так как он чуть ли не похоронил целый жанр на земле русской и при бюджете в 1,5млн$ собрал 17млнР, что является одним из худших показателей ни только в своём жанре, а среди российского кино в принципе. А ведь трейлер и концепция обещали быть весьма интригующими, подростки застряли по воле случая в клубе Фобос, где в подвале находится бомбоубежище построенное в 1953 году, где в свою очередь обитает нечто сверхъестественное, и оно питается страхами главных героев, у каждого из них своя фобия, у одного пирофобия, у второй аквафобия, у третьей некрофобия и есть даже персонаж с филофобией, а когда проводилась рекламная компания, к каждому персонажу был прикреплён свой личный постер отражающий его фобию и страхи. При такой интересной концепции можно же столько идей реализовать, открыты множество дверей по восприятию на мозг зрителя, ведь фобий много и каждую можно раскрутить сколь угодно, но сценарная импотенция вкупе с непониманием как работает жанр и когда нужно давить на определенные рычаги восприятия чуть ли не закопали жанр ужасов в начале десятых годов, а концовку по праву можно назвать самой ленивой и бездарной в истории отечественного кино, и хочется поскорее забыть данный фильм, но спич о нём нужно произнести что бы понять, как хоррор фильмы тогда балансировали на грани, и любой проект по типажу который снял Олег Асадулин, могли спровоцировать продюсеров больше никогда не вкладываться в данный жанр и оставить его нишевым.

Режиссёр после провала фильма надолго забудет про жанр хоррор, но ещё успеет вернуться, хотя я забегаю слишком далеко, а пока что двигаемся дальше по временной линии.



Владение 18 ( 2014г. Реж — Святослав Подгаевский)

После 4 лет молчания в кинотеатрах России, хоррор жанр решил вернуться, Святослав увидел что рынок не занят, жанр испещренный лишь авторскими короткометражками, да проектами длительность которых не превышает часа, и поэтому увидев как финансовую так и творческую возможность решил прям таки с разбегу забежать в эту открытую на распашку дверь, что у него и получилось при бюджете в 6млнР фильм собрал 320тыс$ что являлось успехом для молодого режиссёра который до этого снимал лишь короткометражки.

Фильмы Святослава не являются образцом подражания, они в основном низко-средние, но что стоит отметить так это его финансовый успех, каждый фильм ужасов снятый им, всегда приносил прибыль в 2, а то и 4 раза больше чем бюджет, не знаю дело ли в том что ему нравится снимать тематичные фильмы, ведь после постоянных копирок запада, Подгаевский решил снимать исключительно про русский быт, сеттинг и атмосфера всегда заключаются в фольклёрно-исторической тематике, об этом, впрочем, вы и узнаете далее.

Первый блин комом, так можно озаглавить данное творение Святослава Юрьевича, cюжет повествует о супругах Максиме и Свете, что въезжают в новостройку с полтергейстами, а адрес замечательной квартиры 72 по улице Сиреневые Холмы, Владение 18 (похоже кто-то переиграл в сайлент хилл) в квартире Свете и Максиму сняться страшные сны, Максим замечает странные события которые по началу ещё можно списать на «ну бывает» в дальнейшем должны были заставить поскорее собрать манатки и уехать, но цена и местоположение квартиры заставляют пару раз задуматься.

Да, для 2014 года сюжет уже не избит, а расстрелян и повешен, но это все же первый большой опыт для режиссёра который он воспринимал с содроганием, и поэтому выбрал классический стиль приведения в доме (в данном случае квартира) и замешал это с довольно плохой постановкой, невыразительной игрой актёров, неплохими БУ сценами и среднего качества эмбиентом и композициями в целом, честно меня больше пугал криповый сторож который так и норовит тихо подкрасться и окликнуть персонажей, чем призраки и чертовщина в квартире, ведь спецэффекты в фильме настолько вырви глазные что напугают только специалистов 3Ds Max.

-3


Пиковая дама : черный обряд (2015г. Реж — Святослав Подгаевский)


Пожалуй одна из, если не самая известная страшилка А.С. Пушкина на просторах России и всего СНГ, что сыграло на руку Святославу Юрьевичу, ведь при бюджете в 45млнР фильм собрал 145млнР, проект после которого режиссёр укрепил своё звание в хоррор индустрии России.

Сюжет начинается с группы 4-х подростков, которые наслушавшись различных историй про пиковую даму решают её вызвать одной томной ночью, саспенс нарастает, но обрывается после того как оказывается это все была шутка 3-х юнцов которые решили разыграть 12-ти летнюю Аню, но подождите после ночи обряда, Матвей приходит в госте к Ане в состоянии шока и говорит что ночью слышал звуки и шорохи, а потом в зеркале увидел пиковую даму, заснув Матвей под утро обнаружил что она состригла ему часть волос на затылке, Аня конечно же не верит в это и думает что парень таким образом продолжает шутку, но скептицизм быстро пропадает когда Аня уходит налить чаю на кухню и позже слышит звуки борьбы и задыхающегося друга которого будто-бы душат, не долго думая барышня вызывает скорую, не дождавшись медиков Матвей умирает.

После того как друг Ани умер у неё на глазах, у девочки начинается депрессия, она отвергает свою мать и ссориться с ней, отец покинувший семью 6 лет назад, решивший вернуться по просьбе жены, так же не может достучаться до дочери ведь оба родителя не верят в существование мстительного духа, остались лишь друзья которые говорят что после той ночи им сняться кошмары и они видели в зеркалах силуэт женщины.

Вот вроде хорошая завязка, можно сделать кучу вещей для нагнетания и создания атмосферы, но нет, почему-то в очередной раз режиссёр решил использовать графику, бесплатные семплы для эмбиента которые надоели ещё лет так 15 назад, в очередной раз Подгаевский не удосужился напрячь актёров для большей гаммы эмоций, я не прошу от молодых начинающих актёров много, разве так трудно быть заинтересованным в создании хорошего контента и ловить одну волну с остальным актёрским составом? Все идёт по одному известному месту, так как все эти аспекты были не проработаны должным образом, и на выходе мы получаем хоть и коммерческий успех, но столько всего ещё нужно отполировать и продумать не только Святославу, но и всем Российским режиссёрам жанра хоррор.

-4


Маршрут Построен (2016г. Реж — Олег Асадулин)


А вот и уже известный по первому фильму в списке Олег Асадулин, решив что раз-уж Святослав Юрьевич решил отдохнуть в 2016 году, нужно же не оставлять год без хоррора, и ведь не прогадал, следующий громкий фильм в жанре выйдет лишь под конец года и окажется если не самым, то входящим в топ 3 самых посредственных фильмов ужасов за всю историю России, данная лента известного по прошлой статье Павла Руминова носит название «Дизлайк» и является слэшером про блогеров в загородном доме, с оценкой на кинопоиске в 1,5 балла, что является одним из самых худших показателей на данном сайте, а смотреть данное творение можно только накачавшись 5-ю если не больше бутылками пива, так что-то мы отвлеклись, вернемся к картине Асадулина.

По сюжету : фильм начинается с весьма подробного описания событий убийства молодой девушки, чей труп положил в багажник машины её муж, супруга арестовали, а машину списали, и по началу я даже не понял для чего это в фильме, ведь дальше кроме того что погибшая девушка является духом привязанным к машине (да это роад муви с призраком) ни к чему более долгое вступление не привязывает сценарно остальные элементы в картине, а как оказывается этот фрагмент основан на реальном убийстве Ирины Кабановой, в этом преступление муж убил и расчленил свою жену и останки перенёс в машину на 10 дней прямо как в фильме, это является пожалуй самой страшной деталью сюжета…..

Далее нам показывают супружескую пару Андрея и Ольгу с их пятилетней дочерью, семья решила купить весьма дешёвую машину в хорошем состояние, после удачной сделки они все вместе решают отправиться в отпуск, а для этого нужно поехать в аэропорт в другом городе, по пути случаются странные события, то собака лаять стала посреди дороги на их автомобиль, то селфи в машине получается смазанным, то голоса женщины слышит дочь, все эти события порождают ссору, в браке и без того разлад, ведь однажды Ольга узнала что муж ей изменил, но все же смогла простить его, а события в дороге раскрывают старую рану.

И вот казалось бы, такую концепцию не слишком часто применяют, а если и применяют то и делают довольно оригинально, сие кино можно так же реализовать во многих направлениях очень атмосферно и нагнать килограммы жути, наверное уже 10-й раз все портят графикой, у создателей ни бюджета, ни таланта на их реализацию нет, актёрская игра заставляет лишь зевать, наблюдая изредка попытки в экспрессию на лице, музыка и эмбиент в фильме настолько типичны, что можно на ходу угадывать ноты, можно было бы промолчать про очевидное копирование некоторых сцен, но тут даже целые фрагменты из западного кино пересняты на российский манер, забавляет когда буквально 4 сцены подряд нам показывают различные способы запугивания зрителя взятые прямиком из американского кино, и из всего сказанного становится понятно Олег Асадулин придумал идею, но забыл что оформление этой идеи самое главное в кино произведении, видно что создатели не понимали что делать с картиной, потому что не понимал сам режиссёр.

-5


Невеста (2017г. Реж — Святослав Подгаевский)


Видя как плохо справляются коллеги, Святослав вдохновившись идеей о фотографиях покойников в России и СССР узнает о тогда модном стиле «постмортем», решает снять об этом фильм перемешав с концепцией из небезызвестного «Ключа от всех дверей» где сценарии и идеи весьма похожи.

Cюжет : начинается все с упоминания Российского учёного который сообщил о чудесных свойствах соли серебра нанесённого на фотоплёнку, по словам ученого фото способно сохранить определенную энергию, которую люди называют душой. Ох, да, фильм рассказывает в первые 10 минут всю интригу и замысел, который казалось бы надо оставить на концовку, ведь так было сделано в фильме которым вдохновился Святослав Юрьевич, что мешало сохранить интригу? Одному богу известно.

Далее мы узнаем что именно из-за этого учёного появился ритуал фотографии недавно умерших людей, а на снимках им закрывали веки и поверх рисовали глаза.

Затем некий фотограф решил попробовать данный способ и попытаться воскресить недавно умершую невесту, а после процессии несётся в своё поместье проговаривая «моя невеста Ольга мертва уже несколько часов, я должен прибегнуть к науке и попытаться спасти её» а суть данного диалога состоит в том, что муженёк решил переселить душу своей возлюбленной в непорочную крестьянку, для этого нужно закопать тело невесты и крестьянки в один гроб и надеть важную для жены вещь на крестьянку, это главное условия обряда, соблюдая все условия мужчина проводит ритуал который заканчивается успехом, любовник воссоединяется с женой в её новом обличие, и тело весьма прекрасно, но вот психологически девушке тяжело перенести это.

На этом заканчивается пролог и мы переходим к основной части фильма и его героям, проходит свадьба и счастливую Настю после медового вечера, её муж Ваня по профессии фотограф, уговаривает съездить к его родственникам, живут они в деревне и самой глухой её части, приехав, родственники и пара знакомятся, сестра мужа Лиза делает подарок Насте, кольцо прабабушки проговаривая что прабабушка ещё жива и лучше с ней не контактировать, ведь маразм довёл старого человека….


И по итогу не сказать что фильм уж совсем плохой, игра актёров всё ещё средняя, музыка и эмбиент тут уж совсем колхозный и будто бы скачан из бесплатной библиотеке ютуба, из плюсов явно подтянутая по сравнению с прошлыми фильма Подгаевского картинка без дешёвых спец эффектов, такие же приятные на глаз актёры, хоть и иногда не понятно что актёры пытаются изобразить, особенно это касается Вани и его отца, не стоит забывать что в плюсы можно отнести отечественные декорации от которых антураж выглядит весьма реалистично от чего в свою очередь погружение в фильм дается куда легче, этим же и приманивал зрителей в кинотеатры трейлер, но по сравнению с трейлером, у фильма должен быть складный сюжет и прописанный сценарий с точки зрения действующих в нём лиц, но стоит заметить что проблемы с этим пошли (судя по трейлеру) у фильма из-за того что хронометраж должен был быть куда больше, а сократили его судя по слухам аж на 35 минут, от того и такая скудная длительность в 1 час 29 минут, трейлер же содержал в себе множество сцен которые в финальный монтаж так и не добрались, но даже учитывая все вышесказанное, фильм мог получиться лучше, атмосфера жути и мистичности могла бы быть более нажористее, будь фильм лучше смонтирован, с более проработанной эмбиент составляющей, и уж точно, все сложилось бы иначе, если ритуал из начала фильма показали в эпилоге картины.

-6


Русалка : озеро мертвых ( 2018г. Реж — Святослав Подгаевский)


И последний фильм в данном списке, но не в карьере Святослава Юрьевича, который он кстати считает лучшим в своей фильмографии и продвигает в каждом интервью, а является ли он на деле таковым? Сейчас узнаем.

Сюжет славянского фолк хоррора начинается с пересказа закадровым детским голосом сказки о русалках, и какие они на самом деле, это не диснеевские рыжеволосые добренькие девчушки, а зловещие отродья которые унесут тебя на дно озера как только ты потеряешь бдительность от их чарующего пения, важно понимать отличие западных «mermaid»(морская дева) от русалок, ведь многие черты, в том числе и рыбий хвост, пришёл в славянскую литературу и мифологию именно от западного континента, изначально в восточнославянской мифологии это были девушки с обычными ногами, жабрами на шее живущие в озёрах и близ лежащих к ним лесах, и по версии академического словаря «Славянские древности» (Л.Н. Виноградова), русалка — это вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин «русалка» связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии, а внешний вид сходился на либо зеленых, либо черных волосах, бледной коже и длинных руках со склонностью к худобе при этом с большими грудями. Минутка историко-образовательного фрагмента закончилась, вернемся к сюжету.

После монолога о русалках, нам показывают девушку, которая подходит к своему мужчине по имени Миша (играет его кстати Игорь Хрипунов, актёр который снимался практически во всех проектах Подгаевского), оборачиваясь он дает понять что находится под чарами русалки и прыгает в воду, девушке удается спасти возлюбленного, но русалка утаскивает её, а у Миши не хватает сил вернуть возлюбленную.

После уже 2-го пролога действие фильма переносится в настоящее, где нам показывают в очередной раз парочку которая вот-вот хочет пожениться, с именами Рома который является олимпийским призёром по плаванию и его девушку Марину, которая плавать совершенно не умеет, нам показывают обычную тренировку Романа на которую он решил взять свою девушку дабы научить плавать, но друг Илья предложил пари кто быстрее плавает, отвлёкшись из-за состязания Рома не заметил как его девушка вдруг по какой-то неизвестной причине отплыла (решила попытать удачу) и начала тонуть, её быстро спасли, но Марина обиделась по неясной для меня причине, хотя я 3 раза смотрел этот фильм, мотивацию данного действия так понять и не смог, нужно это лишь сценарно для Романа, который пригласил Илью устроить кутёж в заброшенную дачу отца дабы отдохнуть от распила мозга будущей жены, и как оказывается Миша из пролога фильма и есть отец Ильи, и вот подав питания в халупу (иначе это никак не назвать) пригласив девчонок, достав кеги пива и чипсов, начинается вакханалия, но Рома понимает что это ему не нужно, уходя тусить на озеро где плавая на него выходит беловолосая женщина с уродливыми зубами (даже Горшок бы ужаснулся) и целует от чего парень теряет сознание, и лишь спустя несколько часов друзья замечают пропажу друга и находя его в бредовом состояние увозят домой где Рома ловит постоянные глюки об этой женщине и начинает терять рассудок.

При очередном оригинальном подходе, в фильме Святослава, ничего ведь по факту не стало лучше кроме картинки? Да над антуражем и всеми декорациями любит запариться режиссёр со своей командой, но вот подход к жутикам, сценарию, музыке, все в очередной раз хромает и пока Подгаевский не научиться работать с минусами своих фильмов, они будут выходить все такого же качества, в основе своей низко-средние, после данной картины Подгаевский снимет фильмы в
2020г это «Яга кошмар тёмного леса» где наступит на все те же грабли, хотя даже не наступит, а прыгнет, картинка станет ещё лучше, а все остальное на том же уровне, после в 2021 «Приворот черное венчание» и да, оба фолк хоррора, к последнему фильму сборы окажутся довольно низкими и окупаемость упадёт, от чего видимо Святослав устав от кино формата переместиться в сериальный и решит заняться сериалом всё в том же 2021г «Пищеблок» и 2022 мини-сериалом «Пансион» и пока режиссёр занят этими двумя сериалами, жанр ужасы в России спит, потому что если не снимает Святослав Юрьевич, то выходит все куда более плачевно и возвращает весь жанр к началу 2010г, при этом если Подгаевский не научиться писать сценарий заранее и прорабатывать его, а не во время создания фильма, то жанр хоррор в России так и останется на посредственном уровне.

-7

А на данной ноте история жанра ужасы в России закончена, и что нас ждёт в двадцатых годах лишь одному богу известно, а вам если понравилась статьи или вы узнали что-то новое, прошу поделиться с кем нибудь, ежели хотите дополнить, покритиковать или похвалить всегда можете оставить комментарий.