Однажды мне и моей маме одновременно позвонили «сыновья, попавшие в аварию». Причём это был редкий момент, когда мы с мамой были рядом, в одной комнате - смотрели по телевизору мультфильмы. И с «сыночками» мы говорили одновременно, то есть обе не стали говорить - сразу же сбросили звонки. У моей мамы нет сыновей, а мои, тогда ещё маленькие, были рядом со мной - тоже смотрели мультики. Наши с мамой телефонные номера - не рядом, они довольно-таки отличаются, хотя у нас один оператор.
Как вышло, что мошенники позвонили нам одновременно? Это выглядит совершенно нереальным. Но, очевидно, они звонят на разные номера наугад, «прочёсывают» абонентов в поисках слишком доверчивых, ведущихся на обман. Один раз на сколько-то тысяч, а может, на миллион случаев могла сложиться такая комбинация - два звонка поступают одновременно матери и взрослой дочери, находящимся рядом друг с другом. Мошенников-то много, они звонят часто, они в вечном поиске - и может, они прямо сейчас названивают вашим родным. Разводке с «аварией» уже много лет, но она продолжает действовать на кого-то. А для тех, кто уже не поведётся на «аварию», придумано множество других схем. Скажу только о тех, о которых не так часто рассказывают в интернете. Это, например, схемы для офисных служащих - где-то берут базу имён-фамилий-телефонов, подделывается или взламывается страница руководителя организации. Не обязательно той, где вы работаете. Мошенники могут имитировать место, где вы, например, выполняли разовый заказ, работали по договору, читали лекцию или ещё как-то выступали, или организацию, где вы участвовали в конкурсе и, например, получали премию. Да что там, вам могут и не сообщать название организации (мол, сами догадаетесь и сами всё расскажете). Просто в каком-либо их мессенджеров вы получаете сообщение: «Добрый день, Мария Ивановна!» (или как вас зовут). Добрый день - и ничего больше, на фото человек в официальном костюме, имярек - действительно руководитель знакомой вам организации. Мошенники ждут вашего ответа - элементарная вежливость велит вам поздороваться. Так и завяжется беседа. Меня в таких случаях всегда останавливает то, что руководитель, с которым я имела дело год или два назад, даже если бы снова стал нуждаться в моих услугах, сразу кратко написал бы суть вопроса, с которым он хотел бы обратиться. «Добрый день» в мессенджере- аналог немого телефонного прозвона. Вы ответили - значит, с вами будут «работать» дальше.
Ещё вариант - с вами здороваются и сразу пишут: «С вами уже связывался такой-то?» Один раз я спросила в ответ, кто это, и подучила ответ: «Курирует нашу организацию с 2017 года». Мол, стыдно не знать. И ведь кому-то действительно станет стыдно - и ввяжутся как миленькие в разговор с «куратором». Нужные им сведения о вас мошенники легко получат из вашего разговора - это вроде того, как опытная гадалка может по вашей реакции определить, верную ли она линию взяла или надо свернуть на другую тему.
Мошенники могут изучить вас в социальных сетях и вникнуть в ваши профессиональные амбиции. А дальше легко сыграть на них. Моя знакомая позиционирует себя как писатель. Можно ли ее так назвать - уж не знаю. Для меня писатель - это Чехов, Толстой, Достоевский. Но творческим людям не пристало критически отзываться о своих ближних - иначе может создаться впечатление, что ты завидуешь. Лучше уж стремиться к совершенству самим, чем говорить о чужих недостатках. Но эта знакомая стремлению к совершенству предпочитает активность в социальных сетях и в одном из союзов писателей (кто не знает - их сейчас несколько, точно не помню, где она состоит). Никогда не понимала, в чем состоит работа в союзе писателей - ну, иногда это организация конкурсов, поездки от своего союза, собрания для активистов… Не знаю точно. Да, и ещё надо упоминать свой союз как можно чаще. Моя знакомая - именно активистка от писательства. И вот ее стали бомбардировать то от имени председателя ее писательского союза, то ещё от как-то официальных лиц. Ей сообщали, что она получила какую-то крутую премию или наоборот, надо срочно сдать деньги на какое-либо благое дело. Причём писавшие были в курсе повседневной жизни писательского союза. Так что реальный, действующий руководитель просто за голову хватался. И ведь бывало, что они действительно присуждали кому-то премию (только не требовали сообщить данные карты или сразу направить деньги на какой-нибудь левый счёт), бывало, что собирали средства на благотворительность - не подкопаешься. Возможно, художников и музыкантов, состоящих в своих творческих союзах, точно так же пытаются облапошить мошенники.
Но это пост совсем не о вреде творческих союзов. Что теперь, никуда не вступать? А вдруг там интересно? И это даже не о пользе скромности - мол, не надо на всех площадках писать, что ты известный писатель. Пусть все позиционируют себя как хотят. Это - о том, что важно быть осторожным. Мошенники тоже читают вашу страницу - и они знают, как здорово можно сыграть на тщеславии. И если только заподозрят вас в этой слабости - они будут знать, как говорить с вами.
И в заключение ещё один способ мошенничества. Его используют с пожилыми людьми (откуда-то же известно мошенникам, кто из их абонентов пожилой). Звонок с незнакомого номера, и когда человек отвечает, он слышит женский плач, сбивающееся дыхание, сдавленный голос: «Беда! Беда! Ой, не могу говорить… Сейчас, подожди! Ой, беда!» - причём человека, которому звонят, называют по имени. Или по имени-отчеству. Моей маме звонили так несколько раз. Она подозревает, что по крайней мере три раза это была одна и та же дама с разных номеров. Просто забывчивая. Потому что мама не велась на панические вопли, а строгим голосом обрывала их: «Кто это говорит? Что случилось?» - так что мошенница сама прекращала разговор. Блокировать подменённые номера бесполезно. А не отвечать на незнакомые мама не может в силу своей общественной работы. Хорошо, что мы убедили ее не разговаривать с незнакомцами. Очень долго обрывать разговор ей казалось невежливым, она кричала на меня: «Если ты так можешь, то я не могу, мне люди звонят!» - и могла долго-долго извиняться в том, что ей не нужен какой-то кредит или она не хочет на бесплатный осмотр в какой-то неизвестной частной больнице. Так что у неё поднималось давление из-за того, что от неё, несмотря на все объяснения, не хотели отстать. Помню, как позвонили ей с каким-то опросом и поинтересовались, найдётся ли у неё 15 минут, чтобы рассказать им всё, что их интересует. Телефон стоял на громкой связи, и мы в семье просто орали, чтобы она не смела ничего отвечать. И, наконец, она сказала в трубку: «Простите, пожалуйста, моя семья не хочет, чтобы я говорила с вами».
Но сейчас эта ненужная вежливость, принесенная из советского времени, уже в прошлом. Мама спокойно отключается, сразу же почувствовав неладное. А что ещё делать?
В общем, люди, не ведитесь ни на лесть, ни на панику. А насчёт вежливости - если не можете никак от неё отказаться и вам кажется, что вы что-то хорошее теряете в себе. Подумайте о том, что мошенник первым поступил с вами невежливо. Например, вторгся в ваше пространство. Не говоря уж о его намерениях. Он хочет поступить с вами ух как невежливо!
Буду рада, если вы напишете в комментариях о новых схемах, с которыми приходилось сталкиваться.