Найти тему
CINEMANOW

Роберт Дауни мл. Удивительные роли, которые он почти получил и почти потерял


У Роберта Дауни-младшего все еще есть секреты, которыми он может поделиться, несмотря на то, что живет на виду у всех с пяти лет. На мероприятии Американской синематеки, посвященном его фильмографии, в театре Aero в Санта-Монике, недалеко от места, где он учился в средней школе, актер не раз удивлял публику ранее нерассказанными историями о некоторых из самых любимых фильмов, когда-либо созданных. Если бы все сложилось иначе, история фильмов по комиксам могла бы быть совершенно иной: Дауни сыграл бы злодея в блокбастере по комиксам DC, а Том Круз возглавил бы "Железного человека".

Как рассказывает Дауни, задолго до того, как они стали экранными соперниками в "Оппенгеймере", Дауни рассказал, что они с Киллианом Мерфи соперничали за другую знаковую роль в супергеройском фильме Кристофера Нолана. Я познакомился с ним на съемках "Бэтмена Бегинса". У него была встреча со мной", - сказал Дауни, вкрадчиво подражая Нолану. Он сказал: "Я просто хотел встретиться с тобой. Я собирался взять тебя на роль, но меня немного пугала сама мысль о том, чтобы нанять тебя". А я такой: "Ладно..."".

Только сейчас Дауни прояснил, о чем шла речь. Совсем недавно актер спросил режиссера, на какую роль он претендует. Он сказал: "Ну, нам не стоит об этом говорить", - сказал Дауни, вернувшись к своему нолановскому акценту. "Ну, ты же был на роль Пугала. А я отдал ее гребаному Киллиану! Я такой: "Ооо... да?" Так что с этим был странный долгосрочный круг".

Это было примерно в начале 2004 года, когда Дауни все еще перестраивал свою жизнь после долгой и беспорядочной борьбы с наркотической зависимостью. В 2003 году он только что снялся в ужастике "Готика", где познакомился со своей будущей женой, продюсером Сьюзан Дауни, и должно было пройти не менее четырех лет, прежде чем его возьмут в "Железного человека" - решение режиссера Джона Фавро и продюсера Кевина Фейджа заставило руководство Marvel заволноваться. По его словам, кастинг вызвал значительное сопротивление: "Поверьте мне, это был не какой-то отдельный руководитель".

Остальное - история. После завершения десятилетней истории в "Мстителях: Эндшпиль" Дауни снова хотел перестроиться, на этот раз с более здоровой позиции. Именно тогда он согласился на антагонистическую роль адмирала Льюиса Штрауса в фильме "Оппенгеймер". Дауни сыграл блестяще, заслужив восторженные отзывы критиков и номинацию на премию "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана.

Нолан, по словам Дауни, наконец-то выбрал его в решающий переломный момент. "Даже не обманывай себя. Ты ни за что не сделаешь этого", - сказала ему жена после того, как он впервые прочитал сценарий Оппенгеймера. И, по правде говоря, я нуждался в нем больше, чем он во мне, потому что я был в таком положении, что пора было нажать кнопку перезагрузки".

Именно это мы и говорим своим детям: "Давайте нажмем кнопку перезагрузки радуги!"". добавил Дауни певучим голосом. "Я сам искал другую радужную перезагрузку, и он мне ее предоставил. Он пришел ко мне в определенный момент моей жизни и карьеры и сказал: "Давай перевернем сценарий и сделаем что-то за пределами твоей сферы комфорта. Давай представим, что мы можем сделать это хорошо".

Обсуждали ли Дауни и Мерфи эту неизвестную ранее совместную историю? "Нет. Это первый раз, когда я упоминаю об этом", - сказал Дауни. "Но сегодня я на вечеринке. Я на родной территории!"

Том Круз... в роли Чарли Чаплина и Тони Старка?

Дауни признался, что некоторыми из своих самых запоминающихся ролей в кино он обязан актеру из списка "А", который первым получил эти роли, но отказался от них. "Думаю, я должен поблагодарить Тома Круза за пару вещей", - сказал он.

В 1991 году Дауни встретился с режиссером фильма "Чаплин" Ричардом Аттенборо, который в то время был известен как постановщик "Слишком далекого моста" и "Ганди" (позже он прославился как миллиардер, воскресивший динозавров в "Парке Юрского периода"). Режиссер не скрывал своего предпочтения к звезде Top Gun, одержимый изображениями его и Чарли Чаплина без усов и грима Бродяги.

"Я зашел в свое агентство, а там был Ричард Аттенборо. Видимо, кто-то уговорил его встретиться со мной", - рассказывает Дауни. "Он протянул фотографию Тома Круза. Он сказал: "Разве это не поразительно - сходство с Томом Крузом? Глаза! Кожа..." Я ответил: "Ну, есть пара человек, которые вроде как поняли".


Когда Круз ушел, Аттенборо выбрал Дауни, который получил за эту роль свою первую номинацию на "Оскар". Спустя годы Дауни говорит, что Круз был фаворитом на роль, которая стала его фирменным персонажем. "Думаю, он, вероятно, отказался от "Железного человека". Я не уверен, что он прошел все остальные, но эти два - точно", - сказал Дауни.

После показа клипа из фильма "Чаплин" 1992 года, в котором звезда немого кино впервые исполняет свою сцену в роли Бродяги, Дауни рассказал, что его тренером был культовый комедийный исполнитель. Самого Чаплина, умершего в 1977 году, к моменту создания фильма уже давно не было в живых, но Аттенборо привлек к работе наследника чаплинских выходок, которого узнает каждый, кто смотрел "Шоу Бенни Хилла".

"Там был парень по имени Джонни Хатч, которого Бенни Хилл постоянно лупил по лысой голове", - рассказывает Дауни. "Джонни Хатч был одним из моих тренеров по движению..... Моя любимая часть всей этой последовательности - когда я нахожусь на вершине каминного карниза и приземляюсь. Я прыгаю вниз на шесть футов. Осмелюсь предложить вам попробовать!"

Первая роль Дауни в пятилетнем возрасте

Покойный отец Роберта Дауни-младшего, Роберт-старший, был экспериментальным инди-кинорежиссером, известным такими сатирическими фильмами, как "Путни Своуп" 1969 года о чернокожем рекламном менеджере, создающем шокирующе правдивые рекламные ролики, и "Дворец гризеров" 1972 года о мессии на жестоком Старом Западе. В 1970 году старший снял фильм "Фунт" о группе собак, застрявших в клетке и отчаянно пытающихся сбежать или быть усыновленными. Замысел заключался в том, что всех собак играли люди.

Его сын, Роберт-младший, сыграл щенка. Это была его первая роль на экране. "У меня были круги под глазами, когда мне было пять лет!" сказал Дауни. "Может быть, это были токсины из окружающей среды Нью-Йорка, но я помню, что выглядел как милый, напряженный ребенок. И, кажется, мой отец сказал: "Да, мы собрали деньги, потому что они думали, что это будет анимационный фильм о собаках. А мы просто наняли людей на роли собак".

Дауни пошутил, что его работа в фильме стала возможной только потому, что производство проигнорировало законы SAG о детском труде. "Кажется, я получил батончик Almond Joy. Это была моя плата", - сказал он.

-2

Его первая актерская награда

Дауни уже дважды номинировался на премию "Оскар" - за главную роль в фильме "Чаплин" и за лучшую роль второго плана в фильме "Тропический гром" в 2008 году, а в этом году его кандидатура была выдвинута за роль в фильме "Оппенгеймер". Но он рассказал, что до сих пор хранит свой трофей за награду, полученную за выступление в мюзикле в средней школе Санта-Моники, благодаря которому он и захотел стать профессиональным актером.

Я попал на постановку "Оклахомы!" в школе. Это была моя первая победа в номинации "Лучший актер второго плана", - сказал он. "Я был Уиллом Паркером. У меня была довольно насыщенная жизнь, так что удивительно, что я сохранил хоть что-то, кроме номера социального страхования. Но у меня до сих пор есть эта маленькая пластиковая награда.

"Забавно, что именно имеет значение", - добавил он. Я думаю, мы все довольно специфичны в том, что для нас важно, и я вижу эту вещь и думаю: "Вау, я действительно держусь за этот предмет с 1982 года или что-то в этом роде".


Почему Родни Дэнджерфилда не уважают

В начале своей актерской карьеры подросток Роберт Дауни-младший играл роли язвительных закадычных друзей в таких фильмах, как "Таф-терф" (1985), "Странная наука" (также 1985) и "Снова в школу" (1986). Последний фильм представлял собой буйную комедию с Родни Денджерфилдом, обыгрывающую неряшливую, нецензурную и беззаботную личность пучеглазого комика, которую он ранее создал в фильмах "Каддишак" и "Легкие деньги".

В то время как выступления Дэнджерфилда часто основывались на фразе "Меня не уважают", артист имел привычку подрывать собственное достоинство и приличия и в реальной жизни. "Я встретил его в одном из тех шикарных заведений, которые он снимал", - вспоминает Дауни. "Двери распахиваются, он стоит в махровом халате, я смотрю вниз... а у него киви болтаются!"

Когда зрители разразились хохотом, Дауни продолжил: "Я такой: "Вау! Я не был готов к этому". Затем, прекрасно подражая Дэнджерфилду, Дауни вспомнил, как тот сразу же закурил марихуану и сказал: "Эй, эй, так ты играешь Дерека Латса? Заходи. Не возражаешь, если я покурю?" Я такой: "О, нет... это будет очень весело"".

-3


Размышляя о Тропическом громе

Эта сатира 2009 года была провокационной и спорной с самого выхода на экраны. Дауни сыграл признанного актера-методиста, который верит, что сможет воплотить чернокожего американского солдата в драме о войне во Вьетнаме. Бен Стиллер, который также выступил режиссером, играет туповатую звезду блокбастеров, пытающуюся доказать свою драматическую состоятельность, а Джек Блэк - грубого комика, пытающегося заслужить, как выразился бы Дэнджерфилд, уважение.

Тропический гром" сохранил свою способность пугать даже 15 лет спустя. "Для меня это странным образом связано с "Поцелуем и взрывом", - сказал Дауни, имея в виду фильм 2005 года, в котором он играет "идиота, случайно ставшего актером". По его словам, "Тропический гром" - это фильм о якобы гениальном актере, который оказался идиотом".

Дауни проследил стиль фильма до ситкомов 1970-х годов, таких как "Вся семья", "Джефферсоны" и "Мод", которые затрагивали болезненные темы, опираясь на провокационный юмор. "В последнее время мы вспоминали Нормана Лира", - сказал Дауни, ссылаясь на культового продюсера этих шоу, который недавно умер в возрасте 101 года. "Мы высмеиваем и сатирируем эти вещи, потому что можем посмеяться над тем, насколько бесполезны, тщетны и комически глупы эти тропы, верно? Это, конечно, та энергия и тот дух, в котором Бен Стиллер создал "Тропический гром"".

В фильме высмеиваются актеры, которые настолько самонадеянны, что считают себя способными играть персонажей, которые им не по зубам, и в итоге играют плохо. "В то время я не получал за это никакого дерьма", - говорит Дауни. "А вот за "Простого Джека" Бену все наваляли! Я говорил: "Ух ты, Бен, на этот раз ты действительно облажался". Они устраивали пикеты. Он говорит: "Я не понимаю". Я такой: "Тебе не нужно понимать, Бен. Просто знай... тебе может прийти конец".

Для Дауни все закончилось совсем иначе: "Я получил гребаную номинацию на "Оскар"!".

При этом Дауни также признал последствия фильма, который был призван провоцировать. "Понятно, что были циклы взглядов на него, и сравнение, в культурном плане, с другими колебаниями маятника в поисках равновесия", - сказал он. Я сказал: "Да, я тоже вижу эту точку зрения". Это фильм о том, как глупые актеры зашли слишком далеко".

Железный человек и импровизация в фильме Зодиак

Играя журналиста Пола Эйвери в драме Дэвида Финчера "Зодиак" 2007 года о реальных серийных убийцах, Дауни отметил, что режиссер "Седьмого сезона" и "Бойцовского клуба" упорно сопротивлялся желанию актера импровизировать. Я помню, как пытался протащить мимо него новые реплики или импровизации, а он говорил: "В импровизации нет буквы "Е".

"Я потратил бы два дня на то, чтобы проговорить с ним тысячу альт-линий только ради трех секунд в фильме. Я спрашивал: "Как насчет этого?". Нет. 'Как насчет этого?' Нет. 'Как насчет этого?' Нет. А потом время от времени он говорил: "Д-да", - сказал Дауни, произнося это слово нерешительным шепотом.

По словам Дауни, чтобы сыграть Эйвери, чья жизнь разбита охотой на убийцу, терроризировавшего Сан-Франциско в 1970-х годах, он не пытался пародировать реальную личность. Вместо этого он подражал своему режиссеру.
"Я подумал: "Ладно, этот парень очень сухой. Честно говоря, я просто играл Финчера. Он такой же сухой, очень умный и мрачный".

Год спустя он снялся в фильме Marvel Studios "Железный человек" - и его рвение менять все в последний момент и постоянно выдвигать более масштабные и странные идеи встретило меньшее сопротивление.

Во время просмотра двух сцен из фильма - одной, где его персонаж признается на пресс-конференции, что он таинственный герой-летчик, и другой, когда он впервые выходит на бой с военачальниками, - Дауни играл на гитаре под хард-роковый саундтрек, заполнивший зал Aero Theatre. Затем он рассказал о некоторых изменениях, предложенных им в последнюю минуту для "Железного человека", включая еду, которую Тони Старк ест во время пресс-конференции, после того как он создает свой первый бронекостюм и спасается от террористов. Я сказал: "Я должен есть что-то из Burger King". А они: "Хорошо, да, это единственный спонсор бренда, который у нас есть. Так что ты можешь съесть бургер из Burger King", - сказал Дауни.

Эта импровизация получила неожиданный эмоциональный резонанс спустя десятилетие, после гибели его персонажа в "Мстителях: Эндшпиль". Фавро, играющий его телохранителя и лучшего друга Хэппи Хогана, сидит с убитой горем маленькой дочерью Старка, которая говорит, что хочет чизбургер. "Знаешь, твой папа любил чизбургеры", - говорит он. "Я принесу тебе столько чизбургеров, сколько ты захочешь".

Дауни также предложил внести некоторые изменения в постановку пресс-конференции, попросив Фавро разрешить Старку сказать стоящей толпе репортеров сесть на пол, чтобы создать интимный и одновременно неловкий момент общения с прессой. Я сказал: "Мне кажется, что вы должны просто попросить всех сесть на пол". Вы хотите, чтобы мы перегородили сцену 400 людьми? А потом просто забрали все стулья? И я говорю: "Да, если вы не возражаете. Я подожду здесь. Мы попробуем. Если не получится, мы вернем стулья обратно". Я чувствовал, что мы разделим моря друг для друга. Было такое доверие и такая готовность верить в возможности друг друга".

Последние слова Железного человека

Режиссеры Джо и Энтони Руссо рассказали Vanity Fair, что для сцены смерти в "Эндшпиле" они вернули Дауни на пересъемки, чтобы дать Старку более эмоциональную финальную реплику, хотя им было жаль заставлять его возвращаться после того, как он уже попрощался с персонажем. "Им не было стыдно!" заявил Дауни.

Он отметил, что Руссосы находились под сильным давлением, чтобы дать удовлетворительное разрешение ситуации с одними из самых любимых персонажей Кинематографической вселенной Marvel. "Вы знаете, что у этих больших фильмов есть секретные названия?" сказал Дауни, отметив, что русский злодей из "Железного человека 2" стал известен как Распутин, а первые "Мстители" были известны под кодовым названием Group Hug. "Война бесконечности" и "Эндшпиль" были "Мэри Лу 1" и "Мэри Лу 2", потому что нам нужно было приклеить десант, похожий на Мэри Лу Реттон".

Это означало, что все слова Тони Старка перед его последним жертвоприношением должны были быть тщательно продуманы. "Я не знаю, был ли я уже готов или нет", - говорит Дауни о своем нежелании участвовать в пересъемках. Иногда приходится снова втягивать меня в процесс и говорить: "Я знаю, что ты не в себе и думаешь, что все кончено, но на самом деле мы еще не закончили. Это называется процессом. И иногда вы проводите дополнительные съемки". Самое сложное... оказалось, что они были правы".

Уже тогда Дауни предлагал новые возможности и пытался придумать подходящее прощание с братьями-режиссерами. "У меня были все эти идеи, а они такие: да, да. И мы попробовали их все. А потом они сказали: "Мы просто думаем, что ты должен просто сказать: "Я - Железный человек"".

Это был как контраст со злодеем Таносом, который прямо перед этим заявляет: "Я неизбежен", так и отсылка к его финальному моменту в оригинальном фильме 2008 года. "Это был один из 30 000 раз, когда я понял, что большинство великих идей, скорее всего, окажутся не моими", - сказал Дауни. "Мы - улей. В группах мы умнее. В любом случае, это была их идея, и она сработала".