Найти тему
Что почитать? 📚

Как детские книги формируют гендерные стереотипы

Совершенно случайно решила послушать сборник «Кладовая солнца» Пришвина. Сначала всё шло просто отлично: природа, птички, котики, ежи, собачки...

И вдруг повествование дошло до одноименной повести 1945 года. Это история двух сирот. Меня поразило, насколько по-разному автор оценивает и черты характера, и обязанности детей.

Настя и Митраша (сокращение от Дмитрий) - родные брат и сестра. Настя старше - ей 12. Митраше 10. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Дети очень милые, трудолюбивые и умненькие, хоть и выросли в простой семье (p.s. Для тех, кто не читал повесть, поясню: «простыми», а также милыми, умными и трудолюбивыми детей называет Пришвин, не я - я лишь пересказываю). По наследству им достается дом и довольно большое хозяйство. Поначалу сельское сообщество, видимо, активно помогает сиротам. Но вскоре нужда в этом отпадает: дети справляются сами. Давайте обратим внимание на то, как это описывается:

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.

А чем же занимается Митраша? Во сколько он встает и как плотно занят, мы не узнаем. Узнаем, что мальчик делает деревянную посуду: необходимости (цитирую слова автора) в этом нет, потому что у детей есть корова! Но Митраша все равно делает ее «по просьбе добрых людей»:

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром.

То есть сестра встает до солнца, чтобы прокормить их обоих, а брат тратит время и силы в обмен на абстрактное добро. Но у него есть и другая занятость:

... кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.

Наверное. Наверное, смекает. Интересно, что автор никак не развивает, какое именно мужское хозяйство лежит на Митраше, что он на самом деле делает.

В следующем абзаце автор честно говорит, что если б Настя не была старше - Митраша непременно бы зазнался:

Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:
— Вот еще!

Гендерная социализация во всей красе. Неважно, сколько лет сопляку - он все равно пытается «учить» глупую сестру, которая его кормит. А из следующего абзаца ясно, что он просто не хочет работать! Но сестра его заставляет:

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.

Писатель несколько раз подчеркивает, что дети живут очень дружно. Впрочем, это благодаря тому, что сестра старшая:

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства.

Дети идут в лес за клюквой. Но на развилке тропинок ссорятся: Настя хочет идти более широкой и утоптанной тропой, а Митраша выбирает едва заметную:

— Мы пойдем на север по этой тропе.
— Нет, — ответила Настя, — мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место — Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота. Нет, нет, Митрашенька, не пойдем туда. Все идут в эту сторону, — значит, там и клюква растет.
— Много ты понимаешь! — оборвал ее охотник. — Мы пойдем на север...

Как разговаривает с младшим братом Настя: «Митрашенька». Как ей отвечает брат? Обрывает: «Много ты понимаешь!». Девочка даже с младшим братом должна разговаривать ласково, а вот он ей ничего не должен. Для конфликтов девочка выработала специальный успокоительный жест:

Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился,..

Позднее Митраша настаивает на своем, ведет себя по-прежнему грубо:

Идем, и не разговаривай больше.

Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Мальчик уходит, забыв о том, что у сестры и еда, и корзина для клюквы. Но по мнению автора, в этом тоже виновата сестра:

Насте бы надо было об этом напомнить ему...

-2

В результате мальчик попадает в самое опасное место болота по собственной глупости, - ведь сестра его предупреждала:

Очень даже будет глупо нам по стрелке идти....

При этом писатель многократно называет поведение мальчика смелостью (!):

Митраша все это слышал, но ничуть не трусил...

И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну...

... брате, погибающем в болоте от своей отчаянной и бессмысленной смелости...

А что же Настя? Писатель лишь единожды отмечает ее благоразумие, но много слов посвящает ее жадности.

...жадность при сборе ее у женщин развивается страшная.

...а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в тяжелом болоте голодный идет.

Было только один раз вроде пробуждения от жадности: она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы.

...И опять бы девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ногах, подумать при радостной встрече с палестинкой о брате своем...

... к сестре, любящей и забывающей брата от жадности.

Вместо того, чтобы бежать за братом и сгибнуть вместе с ним в болоте, она делает именно то, для чего они оба сюда пришли - собирает клюкву. Снова и снова писатель повторяет нехитрую мысль: девочка обязана думать о брате. И не просто думать, но и заботиться о том, чтобы он не остался голодным. При этом жадность подается как некое гадкое общеженское свойство. Как будто женщины собирают клюкву исключительно для себя, не для всей семьи.

Мальчик хитростью приманивает к себе собаку, чтобы выбраться из болота. Но и это автор подает как положительную черту его характера:

...маленький человек остановил в себе большое сердце.

Когда брат с сестрой возвращаются в деревню, уже забыто то, что он по своей глупости чуть не остался в болоте навеки. Он герой, потому что случайно убил волка:

...не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка...

... не мужичок, а герой.

А что сестра? Автор, скрывающийся за безликим «мы», не может никак забыть про ее жадность:

Никто ее в жадности, как мы, не упрекал, напротив, все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу и что так много набрала клюквы.

Ей удается оправдаться, в том числе перед собой, лишь отдав всю собранную клюкву на нужды детдома (это при том, что ей самой 12, м-да). Да как она, в самом деле, смела забыть про целого мужика! Надо, чтоб она еще сама себя поедом ела на ровном месте:

... Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность.

И какие же выводы должны сделать дети из текста?..

Младший брат имеет право разговаривать с сестрой грубо и свысока. Сестра постоянно заботится о его эмоциональном благополучии, хотя она такой же ребенок, только чуть-чуть старше: называет уменьшительно-ласкательным именем, гладит по затылку, чтобы успокоить.

Глупость мальчика, из-за которой он едва не погиб, называется смелостью, его хитрость - результат подавления «большого сердца». Даже его лень выдается за некое преимущество: он «хорохорится», то есть храбрится, в спорах с сестрой по поводу домашней работы.

А вот здравый смысл сестры, благодаря которому она не оказалась в смертельной опасности, да еще и трудилась, собирала клюкву, - вообще не считается каким-то достоинством. О ее благоразумии упоминается один раз. Зато автор много раз говорит о ее жадности.

И хотя разница в возрасте между детьми очень мала, писатель возлагает всю ответственность за багополучие брата на девочку.

-3

P.S. В сущности, девочка в повести могла выбирать только между плохим и очень плохим. Варианта, при котором она могла бы остаться хорошей, в этой системе ценностей не существует. Если б она потворствовала брату - они, скорее всего, погибли бы оба. Вся вина легла бы на нее, как на старшую. Не стала потакать, пошла своим путем: плохая, жадная сестра, которая не думала о брате!

Рекомендую читателям, прежде чем комментировать, ознакомиться с базовыми понятиями. Это избавит вас от необходимости позже удалять свои собственные комментарии.

PS За оскорбления сразу удаление комментария и бан. Надоели, сил нет: читайте уже азбуку и наслаждайтесь.