В статье dprom.online «Добыча олова в России: когда ждать прорыва?» утверждается что особый подъём отечественной оловянной промышленности стоит ждать в 2027–2028 годах. Вот только на сколько это реально?
Надо признать, что относительно простых, с точки зрения технологии обогащения, оловянных руд в России особо и нет. Вся минерально-сырьевая база оловянной промышленности – это наследие оловянной промышленности СССР, а сложные и комплексные месторождения оловянных руд в СССР в отработку не брались, более того их просто не разведывали в виду отсутствия технологий.
Доставшиеся нам в наследство технологии это, по сути, обогащение в два этапа – с получением черновых концентратов на первичных обогатительных фабриках и последующей их доводкой на доводочных обогатительных фабриках. Все те десятки ГОКов, рудников и перерабатывающих мощностей, о которых ведется речь в статье, до появления новой России были в руках одного собственника – государства, поэтому переработка первичных концентратов обогатительных фабрик на доводочных фабриках велась с применением шихтования. При этом «самые сложные» концентраты могли ждать подходящую для шихты партию «простых» концентратов довольно продолжительное время. Сегодня, когда сырьевая база находится в руках разных собственников в купе с постоянным ухудшением сырьевой базы, работа по такой схеме практически не реальна, если не сказать, не возможна.
Для совершения прорыва в российской оловянной промышленности требуется пересмотреть большинство устоявшихся технологических подходов и направить существенную долю усилий на разработку новых технологий, связанных между собой по всему циклу от обогащения руды до металлургии олова. Пока ситуация складывается так, что низы не могут, а верхи не хотят – обогатители не могут обеспечить требуемое стандартами качество (без потери в извлечении), а металлурги не хотят принимать в переработку концентраты, не соответствующие стандартам. И тех и других понять можно, только легче от этого не становится.
Кто должен разрабатывать такого рода технологию – это вопрос скорее риторический. Специалистов, разбирающихся в процессах обогащения олова не так много, а уж тех, кто может и, самое главное, хочет заняться разработкой новых и нестандартных решений вообще нет. Одно точно понятно, что если постоянно делать так, как написано в учебниках, описывающих схемы и подходы 50-летней давности, то на выходе будем получать ожидаемый результат, т.е. то, что сейчас имеем.
С 2020 года ПАО "Русолово" – флагман российской оловянной промышленности, в своих годовых отчетах заявляет, что в рамках статуса резидента территории опережающего развития: согласно постановлению Правительства РФ №510 от 26.04.2018, оно достигнет увеличение извлечения олова до 84%. Правда глядя в эти отчеты, в такие перспективы слабо верится. Более того в отчете 2022 года не представлен такой показатель, как извлечение олова.
Поэтому прежде, чем задавать вопрос – когда ждать прорыв в оловянной промышленности, а уж тем более отвечать на него, необходимо найти ответы на не менее важные вопросы: возможно ли в текущей ситуации вообще этот рывок совершить, и если да, то что для этого требуется?
@solyankamining - читайте нас, подписывайтесь на нас.