Понятие «сепаратизм» - стремление к отделению, рядовые советские граждане впервые узнали в конце 80-х, когда непродуманная национальная и кадровая политика привела последовательно к восстанию в Казахской ССР в декабре 1986г и разжиганию Карабахского конфликта летом 1987г. При этом М.С. Горбачев панически боялся применения силы и сдерживал «силовиков» в деле наведения порядка. Национальные элиты, видя слабость и нерешительность центра, начинают «растаскивать» страну на куски, пытаясь урвать побольше.
16 ноября 1988г Верховный Совет Эстонской ССР дал старт так называемому «Параду суверенитетов», объявив о верховенстве республиканских законов над советскими. К декабрю 1990г подобные декларации приняли все союзные республики. Советский Союз затрещал по швам. Начиная с Прибалтики одна за одной союзные республики объявляли о выходе из СССР и своей полной независимости.
РСФСР приняла Декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990г. В сложившихся условиях, когда всё вокруг рушилось и разваливалось, российским властям всё сложнее было выстраивать отношения с национальными автономиями. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принимает декларацию о государственном суверенитете. О подготовке подобных деклараций заявили большинство российских автономий.
На этом фоне, 6 августа 1990г, находившегося в Казани председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина попросили прокомментировать ситуацию с начинающимся суверенитетом автономий.
«Берите столько самостоятельности сколько сможете удержать. Мы это поддержим». После этого он уточнил: «Татария – субъект Российской Федерации. Вы находитесь в центре России – и об этом нужно подумать».
В.В. Михайлов «Б. Ельцин Возьмите власти столько, сколько сможете проглотить»
Такой ответ местные элиты истолковали как разрешение на суверенитет, выданный первым лицом страны. Вдохновленный таким отношением 30 августа 1990г Верховный Совет Татарской АССР провозгласил формальный выход из РСФСР, приняв декларацию о государственном суверенитете и переименовав Татарскую АССР в Татарскую ССР – Республику Татарстан. Власти республики заявили о намерении наравне со всеми союзными республиками участвовать в подписании нового союзного договора и войти в новый СССР в качестве союзной республики.
Справедливости ради нужно отметить, что депутаты Татарстана продолжали заседать на съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а союзные органы власти не признавали Татарскую ССР равной остальным ССР. Наивно полагать, что, привыкнув всё и всегда согласовывать с Москвой, власти Татарстана тогда рассчитывали на какую-либо реальную независимость от этой самой Москвы. Поиметь какие-либо преференции – это да. Полной независимости в тех условиях желали лишь радикально настроенные лидеры национального движения, которые начали объединять под свои знамена всё больше людей.
14 октября 1991г лидер «партии национального возрождения «Иттифах» в верховном Совете Татарстана Фаузия Байрамова вносит на рассмотрение в Верховный Совет проект декларации о независимости Татарстана. В тот день депутаты отказались рассматривать проект.
На следующий день, сторонники независимости собирают в центре Казани несколько тысяч человек. На улицах города начинают происходить столкновения с сотрудниками милиции и сторонников, и противников независимости Татарстана. Манифестанты пытаются прорваться в здание парламента, в центр города стягиваются усиленные наряды милиции. К концу рабочего дня манифестанты добиваются своего, при повторном голосовании Верховный Совет принял к рассмотрению проект декларации о независимости Татарстана.
Понимая, что «лед тронулся», татарские националисты продолжают подогревать тему независимости.
Сейчас для татарского народа настали самые трудные, решающие для нации дни. Сохранится ли в будущем татарский народ, как нация зависит сегодня от того, сумеем ли мы добиться государственной независимости. Народ в эти дни вышел на майдан, требуя лишь одно – независимости.
Сейчас идет кровавое избиение татар, говорящих «Азатлык» (Свобода). Это делается с одной целью: не допускать впредь никогда татарский народ на площадь с требованием свободы – независимости.
Что бы не случилось, мы не прекратим борьбу за национальное освобождение, за спасение от Российской империи.
Из выступления Ф.А. Байрамовой на сессии Верховного Совета Татарстана 18 октября 1991г
В сложившейся ситуации, президент Татарской ССР М.Шаймиев, который изначально был противником независимости Татарстана начинает искать компромиссы, чтобы стабилизировать ситуацию в Республике и не допустить реального противостояния с Москвой.
В итоге 24 октября 1991г Верховный Совет Татарстана, под давлением партии национального возрождения «Иттифах» и татарского общественного центра приняли решение о необходимости проведения всенародного референдума по вопросу независимости Татарстана. Бурные дебаты не прекращались 4 месяца. Только 21 февраля Верховный совет определился с точной формулировкой вопроса, вынесенного на референдум и назначил дату проведения референдума: 21 марта 1992г.
6 декабря 1991г Верховный совет Татарстана принял декларацию о вхождении республики в СНГ на правах учредителя (по сути независимого государства).
Ввиду распада СССР и прекращения его существования 7 февраля 1992г Татарская ССР была переименована в Республику Татарстан.
Всё это время, начиная с августа 1990г российские власти фактически никак не реагировали на события в Татарстане, также, как и на аналогичную ситуацию в Чечне. Но в феврале 1992г президент Чечни фактически начинает вооруженный сценарий отделения республики от России, и российские власти понимают, что нужно предпринимать хоть какие-то шаги, чтобы не допустить подобного в Татарстане.
13 марта 1992г выходит постановление конституционного суда РСФСР №3П о признании несоответствующими конституции РСФСР декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990г, а также постановления Верховного Совета республики от 21 февраля 1992г «О проведении референдума».
Татарские националисты расценили этот шаг как проявление Москвой имперских амбиций. Давление националистов на М.Шаймиева усиливалось, укреплялись их позиции в Верховном Совете.
Уже в конце марта 1992г был принят «Закон о порядке формирования республиканского бюджета республики Татарстан до заключения договора с Российской Федерацией». Пока Татарстан оставался частью России он обязан был платить отчисления в федеральный бюджет. В этом законе была установлена фиксированная сумма – 4 млрд. руб. в течении всего 1992г. Это оказалось в разы меньше, чем ожидала Москва и на республику стало оказываться всяческое воздействие. Самым чувствительным были рекомендации смежным предприятиям из других регионов не работать с татарскими предприятиями (на грани остановки оказался автогигант «КАМАЗ») и сокращения выплат из федерального бюджета работникам бюджетной сферы.
Действия руководства и прессы России ведут неприкрытое давление на Татарстан и его народ. Не способствует консолидации общества и экономическая политика центра, ведущая страну к краху, а народ к обнищанию… Наша самостоятельность – это естественная реакция республики в защиту своих прав, а любое другое утверждение ничем не обосновано.
Из выступления депутата А.Колесника на сессии Верховного Совета республики Татарстан 16 марта 1992г.
В таких условиях многие депутаты Верховного Совета настаивали на введении собственной валюты. Окончательно отказываться от российского рубля депутаты не решились и остановились на выпуске социальных жетонов и чеков. Жетоны и чеки были предписаны к принятию наравне с рублями всеми предприятиями торговли.
Согласно постановлению кабинета министров Республики, Татарстан от 24 июня 1992г №372 были введены социальные чеки, их стоимость была зафиксирована на уровне 100 рублей. В дальнейшем до 1995г было выпущено еще 4 типа чеков, стоимость и номинал которых ежегодно индексировались. Социальные чеки были в обращении до 31 декабря 2004г.
Первый жетон – «хлебный» был отчеканен в Югославии в ноябре 1992г, он выдавался органами социальной защиты малоимущим вплоть до 1 июня 2001г. Ценность жетона регулярно пересматривалась и была привязана к стоимости 1 кг хлеба.
«Бензиновый (коммунальный) жетон – был отчеканен также в Югославии в начале 1993г выдавался органами социальной защиты малоимущим вплоть до 1 июня 2001г для оплаты квартплаты и ЖКХ и бюджетным организациям для оплаты бензина. Выпускались двух видов, ценность жетонов была привязана к стоимости 10 и 20 литров бензина.
В такой ситуации 21 марта 1992г прошел референдум, где жители Татарстана отвечали на один вопрос: «Согласны ли вы, что республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
Положительно ответили 61,4% проголосовавших.
Националисты ликовали. Президент Всетатарского общественного центра М.А. Мулюков заявил:
Народ Татарстана проголосовал на референдуме за суверенитет. Равноправный договор с Россией. Такой договор означает, что мы не входим в состав России. Сейчас на повестке дня, помимо договоров с Россией должны стоять договоры с другими государствами СНГ и странами. Мы должны подать заявку на вступление в ООН.
«Казанские ведомости» 24 марта 1992г.
31 марта 1992г Верховный Совет республики Татарстан большинством голосов отказывается подписать Федеративный договор с Россией о разграничении полномочий и тем самым отказывается признавать себя частью РФ. В это же время начинается работа над конституцией Татарстана и прочими законами.
Начинаются двусторонние переговоры, в которых центральная власть пытается оставить за собой нефтяные доходы республики и доходы от приватизации гос. редприятий, но руководство Татарстана, вдохновленное поддержкой народа, не принимает условия Москвы. В дополнение ко всему татарские власти отказываются принимать участие в воинском призыве в октябре-декабре 1992г. В итоге новобранцы Татарстана остаются служить у себя в регионе.
23 ноября 1992г на заседании Верховного Совета РФ, председатель Р.И. Хасбулатов призвал Б.Н. Ельцина ввести в Казань войска и навести там порядок. Президенту, при поддержке председателя правительства Е.Т. Гайдара тогда удалось остановить Верховный Совет РФ от решительных действий.
Проект конституции Татарстана был представлен в верховный Совет Татарстана уже 22 мая 1992г. Предложенный проект вызвал многочисленные споры. Сторонники независимости добивались полного суверенитета, закрытия границ, введения визового режима, своей валюты, армии, спецслужб. Так называемые «федералы» настаивали на том, что невозможно создать анклав внутри России без её согласия и необходимо просто перераспределить полномочия между Москвой и Казанью. Все призывали своих сторонников выходить на митинги. Всё лето 1992г Казань кипела, не обходилось и без прямых столкновений между митингующими.
Ныне люди пришли в такое состояние взаимного отчуждения и вражды, что уже не способны порой воспринимать чужие аргументы. Да аргументы в политике уже никого не интересуют. Важно другое: «наш» или «их», «член команды» или «враг».
Д.Н. Валеев «Казанские ведомости» 17 августа 1992г
Президент Татарстана М.Шаймиев пытается лавировать, не принимая однозначно ни одну из сторон. 29 сентября 1992г на XI сессии Верховного Совета от президента практически потребовали примкнуть к одной из сторон.
Я призываю не использовать президента для выяснения политических разногласий между многими течениями и организациями…
Из выступления М. Шаймиева на сессии Верховного Совета республики Татарстан 29 сентября 1992г.
С огромным трудом конституция была принята 6 ноября 1992г в Верховном Совете абсолютным большинством голосов («за»-172 чел, «против»-1, «воздержался»-9).
Гражданство должно быть только татарстанским, государственный язык тоже один – татарский. Я до конца за это боролась, но эти предложения не вошли в статьи конституции. При голосовании я думала голосовать «против» до последнего, но Талгат Абдуллин, он тогда был председателем «Милим Меджлиса» подошел и сказал: «Надо голосовать, Фаузия!» Дескать народ бурлит, не нужно обострять. Я сдалась, скрепя сердце мы проголосовали «за», но на душе было очень печально.
Ф.А. Байрамова «30 лет назад приняли конституцию Татарстана». «Бизнес Online», 06.11.2022
Согласно принятой конституции Татарстан объявлялся независимым государством, ассоциированным с Россией. Жесткого разделения гражданства удалось избежать: все граждане Татарстана автоматически обладали вторым гражданством РФ (ст.19). Упоминание о собственной валюте из конституции удалили, но норму о создании собственного госбанка оставили. Также отдельной статьей (ст.58) было прописано о том, что новобранцы проходят срочную воинскую службу в армии России, но на территории Татарстана. Так был решен вопрос о создании собственной армии.
Конституция вступила в силу 30 ноября 1992г и уже в декабре Верховный Совет начал разработку бюджета Татарстана на 1993г. Проект вызвал много споров, принят его удалось только в марте 1993г. Согласно принятому бюджету все поступления от налогов и акцизов оставались в республике.
Для покрытия фактически осуществляемых расходов из бюджета РФ для республики Татарстан, установить перечисление в бюджет РФ в 1993г в сумме 36млрд. рублей
Ст.8 Закона Республики Татарстан от 05.03.1993г. №1769-XII
Федеральный центр ожидал минимум вдвое больше, поэтому выплаты из федерального бюджета снова были сокращены, а к концу 1993г прекратились вовсе. Поэтому в бюджете Республики Татарстан на 1994г отсутствует упоминание вообще о любых средствах, передаваемых в федеральный бюджет. По сути с 1994г Татарстан становится экономически независимым. Так продолжалось до 1997г, когда был подписан пакет двусторонних экономических соглашений. В бюджете на 1998г снова появляется статья о перечислении средств в федеральный бюджет.
В середине 1993г устанавливается новый порядок регистрации автотранспортных средств в Республике Татарстан, органы ГАИ начинают выдавать автомобильные номера Республики Татарстан. Они повторяют существующие гос. номера, образца 1977г, но слева изображен флаг Татарстана.
На начало 1994г Татарстан по сути независимое государство. У него собственные органы власти, собственная служба исполнения наказаний (осужденные в Татарстане, отбывают наказание только в Татарстане. Президент Татарстана имеет право помиловать любого заключенного на территории Татарстана, даже если заключенный был осужден судом, находящимся в другом регионе РФ), собственные органы правопорядка (управление МВД Татарстана не подчинялось МВД России), собственная армия (хоть и называлась армия России), собственные спецслужбы (руководитель КГБ Татарстана подчинялся напрямую Президенту Татарстана), собственные автомобильные номера, собственный бюджет, собственное подобие денег, собственный госбанк, который по сути при необходимости проводит эмиссию собственных денежных средств. Также стоит отметить, что фактическое обращение собственных денежных средств в Татарстане осуществлялось несмотря на принятие 1 июля 1994г Федерального закона №10-ФЗ, который вводил уголовную ответственность за выпуск в обращение неофициальных денежных знаков.
В школах Татарстана с 1993 по 2015г было обязательным изучение татарского языка, хотя по конституции Республики Татарстан государственных языка два – татарский и русский.
При разработке проекта конституции Российской Федерации Верховный Совет Республики Татарстан, 4 июня 1993г направляет Б.Н. Ельцину письмо, в котором просит исключить из ст.56 норму, согласно которой Татарстан является субъектом РФ и включить упоминание о том, что Татарстан является суверенным государством, ассоциированным с Россией. Ответа на это письмо не последовало, поэтому в декабре 1993г Татарстан бойкотирует голосование по принятию конституции РФ. Некоторые избирательные участки не открывались вовсе, на некоторых бюллетени не выдавались. В итоге в голосовании приняло участие около 15% избирателей Республики Татарстан.
Также стоит отметить, что в 1997г. Татарстан проигнорировал введение паспортов гражданина Российской Федерации. Органы внутренних дел, ссылаясь на ст.19 конституции Республики Татарстан, где указано, что Татарстан имеет свое гражданство, продолжали выдавать паспорта гражданина СССР, образца 1974г с вкладышем на татарском языке до 2001г.
Призывы ввести в Казань войска не раз раздавались с разных трибун в Российских правящих кругах, но Б.Н. Ельцин на это так и не решился. Медленное и поэтапное возвращение Татарстана в состав РФ было запущено после подписания 15 февраля 1994г договора между РФ и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».
Многие в Республике рассматривали подписание договора как капитуляцию под напором России, ведь совсем недавно сверху допускались любые, самые радикальные действия. На заседании Верховного Совета Татарстана в марте 1994г депутатская группа «Татарстан», под руководством Р. Алтынбаева предложила включить в повестку дня вопрос «О проведении референдума о доверии руководителям Республики Татарстан», другие депутаты эту инициативу не поддержали.
Вы хотите радикальной независимости с закрытием границ? Взгляните на карту, со всех сторон Россия. Товары не вывезти, назад в Республику ничего не завезти. При желании Россия нас задушит и бежать нам некуда. Надо договариваться.
Из выступления М. Шаймиева на сессии Верховного Совета Республики Татарстан 12 марта 1994г
Начиная с середины 1994г сепаратистские настроения в Республике Татарстан пошли на спад. Уже в середине 1994г в Татарстане стали выдавать автомобильные номера российского образца с российским флагом и надписью RUS.
Постепенно, поэтапно изменялась конституция Татарстана. За период с 1994 по 2023г конституция претерпела 14 изменений. За это время оттуда исчезли любые упоминания о независимости Татарстана.
Необходимо отметить, что существует конспирологическая версия, согласно которой все действия руководства Татарстана, направленные на установление независимости были необходимы М. Шаймиеву и его команде, чтобы получить неограниченную власть в Республике, право оставлять у себя большую часть налогов, распоряжаться нефтяными ресурсами и получить от российских властей индульгенцию на это. Поэтому, после фактического достижения желаемых результатов, после подписания договора, националистические и сепаратистские настроения постепенно сошли на нет.
Как было на самом деле мы вряд ли узнаем.