Найти в Дзене
Святые места

Что говорить на исповеди, если часто исповедуешься? Священник Валерий Сосковец

Вопрос:

«Что говорить на исповеди, если часто исповедуешься? Вроде как будто бы нечего сказать или вот там что-то одно и то же».

Отвечает батюшка:

Все зависит от того, какую цель преследует человек, христианин. Цель христианской жизни заключается в стяжании Духа Святого Божьего, этому нас научил преподобный Серафим Саровский. И вся жизнь христианская, настоящая христианская жизнь, проходит в этом движении навстречу Богу, приближении к Нему.

А при приближении к свету всегда грехи человеческие начинают более ярко проявляться. И то, что раньше человек и не замечал, и не считал даже грехом, при приближении к Богу высвечиваются ярко и болезненно.

Есть такой образ, когда человек в темноте находится, непонятно, одежда у него чистая или грязная, зажег спичку – крупные пятна на одежде видны, зажег лампочку – уже мелкие пятнышки видны, вышел на яркое солнце – видна каждая пылинка.

Вот точно так же и христианин, когда начинает к Богу приближаться, он начинает видеть мельчайшие свои грехи. Все то, что его отличает от образа Божьего. Ведь человек создан по образу Божию и должен достигать в течение жизни своей подобия.

Человек, который спрашивает, что ему говорить, за этим моментом чувствуются чисто внешние вещи. Человек не живет в движении к Богу, не планирует изменение своей жизни, что более и более, как апостол Павел говорит:

-2

- к Богу имеется в виду.

Нет, ему кажется, что он выбрал какую-то тему жизни:

«Вот такие-то мои грехи обыденные, постоянные. Я постоянно кого-то в голове осуждаю, раздражаюсь…».

Какие-то еще такие мелкие вещи, которые человек сам себе прощает и считает, что он так и должен делать до самой смерти. Так неверно.

То, что для нас самих было бы уместным и вполне возможным, и даже было каким-то образцом поведения лет 5-10 назад, со временем мы понимаем, что нет, это неправильно. Человек видит, что он от этого теряет Дух Святой.

Как должна проходить исповедь частая?

Вот я исповедовался, причастился Святых Христовых Тайн. И если я прибыл без всякого сомнения в Духе Святом до следующего причастия, то мне каяться не в чем.

  • А если я потерял Дух Святой, чаще всего в тот же день, а иногда в тот же час, когда причастился, то нужно посмотреть, а что я сделал не так?
  • А какие мои дальнейшие были действия, которые не дали Духу Святому быть во мне?

Вот это предмет для исповеди. Не какой-то перечень грехов.

Бывают всякие школы покаяния, где человек ковыряется, что мне такое бы выписать? Что такое вот особенное правильно назвать, чтобы вот тем самым я все исполнил, правильно сделал? Не это требуется.

Требуется наблюдение за своим поведением, словами, мыслями и чувствами.

Наблюдая, как ошибочные, греховные действия, слова, мысли и чувства отводят меня от Бога, от которых я теряю Дух Святой. Но это бывает только в том случае, когда человек живет духовной жизнью.

А иначе все формально: формально вычитал правила, формально высказал слова свои какие-то на исповеди, перечень грехов, даже слово в слово, можно даже не смотреть. Иногда бывает, человек приходит, прям слово в слово повторяет каждый раз одно и то же.

О чем это говорит? О том, что нет попытки побороться с грехами. Конечно, с Божьей помощью, без Него не получится. Попытки нет. А она должна быть.

В этом и заключается наше действие. Царствие Божие усилием берется и употребляющие усилия достигают его. Нельзя сказать, что вот я сейчас уже вполне хороший, вот такой, как я есть, вот такой-то и входит в Царствие Небесное. Нет, так не годится. Никуда это не годится. Есть куда меняться.

И вот моя исповедь не означает, что у меня должны быть какие-то страшные грехи, убийства, прелюбодеяния, какие-то злодеяния. Да нет. Те грехи, те страсти, которые обуревают мою душу и которые оставляют меня без Духа Святого.

Вот здесь, вот здесь, Господи исцели. А потом смотреть, поменялось ли теперь.

Вот это и нужно говорить на исповеди. И то, что в русской Церкви во все столетия была традиция перед причастием исповедоваться – это наше благо, великое благо, потому что так не везде.

Действительно достаточно мест, в Греции, например, где причастие бывает без исповеди, это отдельно, это отдельно.

К чему приводит? Приводит к тому, что сама духовная жизнь уходит в сторону.

А духовная жизнь в том числе и в том, чтобы замечать, а что меня лишает Духа Святого. Этот грех приносить на исповедь, чтобы Господь его очистил. Чтобы сердце мое исцелил, чтобы сделал меня цельным, способным вмещать Дух Святой, потому что невозможно в решете нести воду, она вся прольется. И вот душа вся дырявая грехами не удерживает благодати. В этом все дело.

Если так смотреть, грехов множество. Я в любой день свой собственный вижу нескончаемое число своих грехов. И любой человек внимательный так же. Я уверен, среди наших зрителей таких множество.

Да что там я, что это такое особенное я? Мы читаем великих святых, которые по своему прозвищу даже были великие.

Ну вот, например, преподобный Сисой Великий. Великий преподобный монах, который, когда он стал умирать, его лицо стало как солнце светиться. Для всех был такой образец святости.

И когда он умирал, молился, его братья спрашивают:

«Отче, о чем ты молишься? О чем может молиться такой святой человек?».

Говорит:

«Прошу, чтобы Господь дал мне еще времени для покаяния» – «Отец, тебе ли об этом молиться?».

И он отвечает:

«Не знаю, братья, положил ли я хотя бы начало покаянию моему».

Вот это правильный взгляд на себя. И он возникает только тогда, когда человек действительно к Богу приближается.

Пока он не начал, ему кажется:

«Ну, вот я, а другие-то люди … Я поднялся».

Но когда он видит, как далеко до должного совершенства, не лицемеря нисколько, видит, что совершенно недостоин.

Потому что и трава далеко от неба, и сосна далеко от неба. Хотя сосна выше травы, даже чрезвычайно выше, однако не достигает.

И вот будем мыслить о себе так же. Есть у нас грехи? Конечно есть, несомненно, есть. И Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Покаяние занимает всю нашу жизнь.

Есть смысл каяться праведнику? Нет. А грешнику? А грешнику – есть. Грешниками себя называли великие преподобные монахи, святые отцы, Иоанн Златоуст, Василий Великий себя называет «великим грешником», и мы, мы тоже грешники. Грешники кающиеся.

И для того, чтобы нам каяться было удобнее, чтобы нам покаяние давало очищение от грехов, у нас есть таинство исповеди, которым и будем пользоваться для пользы нашей души.

Читайте еще:

Что нужно знать об исповеди | Святые места | Дзен

Текст основан на видео с сайта священника Валерия Сосковца