Найти тему

"Аптечка" для сценариста

Оглавление

Что делать, если застрял?

Не паникует
Не паникует

Во-первых, не паникуй и не ругай себя. Такое бывает, это нормально. Всякий профессионал периодически обнаруживает себя в тупике. (Например, на странице описания вебинара Пишется! я собрал цитаты некоторых писателей об этом. Почитай, это полезно знать). Главное, что отличает профи от любителя — это умение быстро выбраться из тупика.

Системный подход, который я преподаю — лучшее противоядие от затыков, оно и делает их реже, и дает множество инструментов, которые помогают преодолеть эти состояния. Здесь же я предлагаю тебе чек-лист "аптечки" сценариста, которой пользуюсь сам и которой делюсь с учениками.

"Аптечка" сценариста

1. Сделай паузу.

Это очевидная рекомендация часто укользает из виду. Мы работаем, у нас сроки горят или времени мало — как можно прерваться, если всего два часа на работу осталось? Но полчаса продуктивной работы — лучше, чем два часа мучительной борьбы. Поэтому нужно прерываться.

2. Зайди с другой стороны.

Если речь идет о структурном элементе истории, который упирается и не встает на свое место, попробуй написать свободный этюд, это может помочь нащупать решение. И наоборот, если речь про область фантазии и эстетики — фальш в диалоге, в поведении персонажа, не удается достаточно ослабить сознательный контроль, стоит заняться проектированием истории. Две стороны мышления — сознание и фантазию — нужно учить работать сообща, а это значит, что важно прислушиваться к ним и не пытаться "ломать" в угоду своим представлениям о том, как они должны работать.

3. Перемени формат.

Работа сценариста многолика и если вдруг застопорилась одна часть, можно заняться другой. Застряла сцена? Займись проектированием другой. Не выходит переписывание? Напиши другую. Застрял персонаж? Поработай с другим. Системный подход особенно хорош тем, что позволяет всегда иметь в запасе целый список задач, которые ждут внимания и труда.

4. Устрой мозговой штурм.

Это один из самых действенных и универсальных способов выйти из тупика. Частенько бывает так, что мы попадаем в ловушку одной идеи и застреваем в колее выбранного подхода. Хотя лучше всего исследовать разные варианты с самого начала. Мозговой штурм помогает нам преодолеть притяжение привычного и по-другому взглянуть на персонажа или сюжет.

Эти способы помогут быстро выйти из локального тупика. Правда, тупики еще бывают глобальные, и они значительно страшнее. Особенно опасны психологические тупики, которые могут лишить профессии и даже шанса на нее. Об этих тупиках и способах их избежать я как раз рассказывал в вебинаре Пишется!

___

А если хочешь посмотреть, как ученица продала идею шоу после месяца работы, переходи сюда.