Найти тему
Про лесные пожары

"Они сказали нам, что огонь никогда не разгорится": аргентинцы сражаются в бреши, оставленной правительством

Соседи встают на защиту земель от пожаров, поскольку правительственные силы пожаротушения жертвуют экосистемой ради защиты собственности. Фотография: Сара Райт / The Guardian
Соседи встают на защиту земель от пожаров, поскольку правительственные силы пожаротушения жертвуют экосистемой ради защиты собственности. Фотография: Сара Райт / The Guardian


Караван грузовиков с запотевшими стеклами двигался по грунтовой пожарной дороге над Аскочингой, небольшим городком у шоссе 53 в Сьеррас-Чикас, живописной горной цепи, которая тянется на запад центральной провинции Кордова в Аргентине.

Многие из 75 человек, собравшихся в заповеднике перед рассветом тем июльским утром, никогда раньше не встречались. Другие прошли через ад и вернулись вместе.

Присутствующие восемь групп, представляющих небольшие города, разбросанные по западному хребту провинции, называют себя бригадистами, что является общим термином для членов пожарных бригад. Но в Кордове бригадисты не являются официальными пожарными.

Это соседи, которые после рекордного сезона лесных пожаров 2020 года, в результате которого сгорело почти 1 млн акров (405 000 га), обходятся тем, что у них есть, изготовленным вручную или подаренным оборудованием, и идут навстречу пожарам, а не прочь от них, с одной целью: защитить лес.

Житель Аскочинги и член недавно сформированной бригады "Эль Мирадор" Вальтер Сарате сказал, что в условиях, когда огонь год за годом угрожает его району, он и его товарищи-бригадисты чувствовали, что у них нет другого выбора.

“Мы не могли просто оставаться, ничего не предпринимая”, - сказала Зарате.

Этот район Сьеррас-Чикас известен слабыми, быстро распространяющимися пожарами, которые приходят с запада, охватывая заросший кустарником ландшафт. Группа работала над созданием трехметрового пролома в растительности, который, теоретически, дал бы бригадам достаточно времени, чтобы остановить распространение огня на заповедник на востоке.

Кордова - один из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, на долю которого приходится более четверти национального производства соевых бобов, по которым Аргентина занимает третье место в мире. Но Кордова высыхает: после трех лет засухи подряд лето 2022-23 годов было самым засушливым за всю историю наблюдений с 1929 года, что вынудило провинцию объявить о чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве из-за засухи на фоне рекордной жары по всей Южной Америке. А с засухой начинаются лесные пожары.

Кордова широко известна как провинция, наиболее оснащенная для тушения пожаров в стране, но это не помешало ежегодным пожарам охватить ее засушливые ландшафты - в этом году всего за три месяца сгорело почти 20 000 акров (8000 гектаров), уничтожив средства к существованию и еще больше сократив те жалкие 5,5% коренных лесов Кордовы, которые еще остались.

Пожарные-добровольцы в Сьеррас-Чикас в Аргентине. Фотография: Сара Райт / The Guardian
Пожарные-добровольцы в Сьеррас-Чикас в Аргентине. Фотография: Сара Райт / The Guardian

Каждые несколько лет разрушения достигают гораздо больших масштабов. В 2020 году провинция столкнулась с наихудшим сценарием.

“У нас было много ресурсов, но пожар превзошел ожидания от того, чем является сам пожар”, - сказал Густаво Пореолес, глава пожарной части Вилья-де-Сото, который также руководил ее работой в 2020 году.

Местные лидеры объясняют высокий риск возникновения пожаров в провинции засухой, вырубкой лесов, растущей урбанизацией и производством соевых бобов, а также отсутствием информации о рисках лесных пожаров. Хотя сжигание является незаконным на большей части территории провинции, закон плохо соблюдается, и преднамеренное сжигание, будь то для обновления пастбищ или расчистки земли под застройку, по–прежнему является обычным явлением.

Провинция начала принимать меры, создав первую в Аргентине оплачиваемую ударную группу из 700 лесных пожарных, создав свою систему раннего оповещения и начав внедрять некоторые стратегии предотвращения пожаров, такие как отключение электричества в особенно ветреные дни и обучение пожарной безопасности в местных школах.

Но все же пожарные не могут быть везде одновременно, и преобладающая политика среди казарм, состоящих исключительно из добровольцев, заключается в том, чтобы оставлять лесные пожары гореть на труднодоступных вершинах холмов и вместо этого тратить ресурсы на спасение жизней и домов. В 2020 году это почти уничтожило объект всемирного наследия ЮНЕСКО 17 века, когда пожар обрушился на уязвимую церковь и сельскую аграрную общину Ла Канделария.

“Когда мы позвонили и предупредили провинцию, они сказали нам не бояться”, - сказала Габриэла Эредиа, которая живет при церкви в качестве ее доцента. “Они сказали нам, что огонь никогда не доберется до Ла Канделарии”.

Мало-помалу бригадисты становятся все более профессиональными, чтобы заполнить бреши, оставленные правительством. Многие проходили обучение в профессиональной лесной бригаде Defensa Verde, и у этих групп крепнут отношения с местными властями, в этом году они как никогда тесно сотрудничают с пожарными и полицией.

Но их работа не совсем соответствует правилам – бригадисты действуют вне существующих правовых рамок для тушения пожаров в провинции, поэтому даже те, у кого лучшая местная репутация, не получают признания со стороны начальства, и их могут выгнать из частной собственности или приказать полиции убираться.

Их работа также не совсем безопасна: в течение 2020 года два человека погибли, пытаясь самостоятельно потушить пожары. А в 2022 году пожарная Луана Лудуэна покончила с собой после того, как заявила, что подверглась сексуальному насилию со стороны бывшего директора гражданской обороны, что побудило группу женщин-бригадисток пройти маршем по столице и в конечном итоге сформировать Fuegas, группу поддержки для обсуждения гендерного насилия и мужественности в борьбе с пожарами.

На июльском митинге на их канареечно-желтых касках были надписи, такие как “Луана присутствует”.

Тем не менее, они не боятся. Бригадисты признают, насколько они уязвимы, как с физической, так и с институциональной точки зрения. Но альтернативой является присоединение к официальным казармам, соответствие их иерархии и, что наиболее важно, их готовность пожертвовать драгоценными лесными экосистемами в пользу защиты собственности.




Больше новостей про лесные пожары в нашем ТГ канале.
Подпишитесь