Федотов был художником, не получившим профессионального художественного образования. Оставил после себя не так много работ, но зато как повлиял на развитие русской живописи в новом направлении.
Родился Павел Андреевич в 1815 году в Москве. Жила семья довольно бедно, в небольшом деревянном домике объединялись с соседями по улице, как одна община или, как родственники. Дети росли без надзора и большую часть времени проводили во дворах. Позже Федотов говорил, что некоторые сюжеты он брал из юношеских воспоминаний.
В одиннадцать лет Павел Андреевич поступил в Первый Московский кадетский корпус . Учился кадет Федотов просто замечательно, иногда нервируя начальство карикатурами на полях тетрадей. После окончания курса, поступил на службу в Финляндский полк , где прослужил десять лет. В свободное время Федотов продолжал рисовать карикатуры на сослуживцев, сцены солдатской жизни и портреты великого князя Михаила Павловича, которые ему особенно удавались и хорошо покупались торговцами картин. Князю тоже нравились работы Павла Андреевича.
Уйдя в отставку по собственному желанию, Федотов стал получать скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек, которая ему вообще не полагалась. Однако, Николай первый, которому показал картины Федотова его брат князь Михаил, посчитал, что из Федотова выйдет отличный художник батальных сцен и выплаты назначил.
Павел Андреевич снял комнатку на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя изучению живописи с регулярным посещением Академии художеств. Жил Федотов скромно, скорее даже бедно. Часть пенсии он отправлял в Москву в помощь родным, оставшуюся часть тратил на художественные материалы и еду. На, такое положение дел Павел Андреевич мало обращал внимания, может и обращал, но не настолько, чтобы отказаться от мечты стать художником. Веселый нрав и вера в себя двигали его вперед.
Изучение батальной живописи в академии не очень доставляло, и дома Федотов отводил душу, изображая сцены из обыденной жизни. Однажды его эскиз увидел баснописец Крылов и посоветовал завязывать с баталиями и писать жанр. Павел Андреевич прислушался к Крылову и ушел из академии.
В 1847 году Федотов показал профессорам академии свои первые картины. «Свежий кавалер», на картине изображен чиновник, недавно проснувшийся после серьезной попойки в честь повышения. И картина «Разборчивая невеста» написанная по сюжету басни Крылова. Обе работы высоко оценили, заметив влияние английской школы, и рекомендовали продолжать в том же духе. Брюллову, который сомневался в Федотове, картины тоже очень понравились.
В 1848 году на академической выставке было представлено три работы Павла Андреевича: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и совершенно новая картина «Сватовство майора». Вокруг «Сватовства майора» толпился народ, разглядывая ее с удивлением и восторгом, это была новая живопись, такую настоящую жизнь художники еще не писали.
За картину «Сватовство майора» Федотов получил звание академика, а вместе со званием улучшилось и финансовое положение.
Павел Андреевич запланировал поездку в Англию, чтобы поучиться жанру у английских художников, но здоровье подвело. Постоянная работа, переживания, напряжение глаз, мозга все это сказалось на нервах.
С 1852 Федотов сам не свой. Друзья и знакомые заметили, что он стал более задумчив и совсем не похож на прежнего, жизнерадостного Федотова . В это время он задумал новую картину под названием «Возвращение институтки в родительский дом». Девушка учится в престижном институте, вращается в аристократическом обществе и представляет, как она возвращается домой к родителям, как дома все хорошо, все в порядке, да и вообще это лучшее место на земле. Однако, в реальности все иначе. Придя домой, она видит бедность и безнадегу.
Идея для картины есть, осталось найти деньги для ее реализации. У Федотова снова затруднительное финансовое положение. Он повторяет картину «Свадьбу Майора» и удачно продает, но спускает деньги на всякую ерунду и на подарки влюбленной.
Вот тут друзья и заметили, что Федотов совсем не в себе и забили тревогу. Его поместили в больницу для душевнобольных, откуда он уже не вышел.
Оставил Павел Андреевич после себя не так уж много значительных картин, коллекцию сепий, эскизов и рисунков. Но его вклад, гораздо больше, чем количество работ. Он задает новое направление живописи – жанр, которому последуют Перов и Маковский.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.