Найти в Дзене
История картин

Как художник Федотов повлиял на русскую живопись

Федотов был художником, не получившим профессионального художественного образования. Оставил после себя не так много работ, но зато как повлиял на развитие русской живописи в новом направлении. Родился Павел Андреевич в 1815 году в Москве. Жила семья довольно бедно, в небольшом деревянном домике объединялись с соседями по улице, как одна община или, как родственники. Дети росли без надзора и большую часть времени проводили во дворах. Позже Федотов говорил, что некоторые сюжеты он брал из юношеских воспоминаний. В одиннадцать лет Павел Андреевич поступил в Первый Московский кадетский корпус . Учился кадет Федотов просто замечательно, иногда нервируя начальство карикатурами на полях тетрадей. После окончания курса, поступил на службу в Финляндский полк , где прослужил десять лет. В свободное время Федотов продолжал рисовать карикатуры на сослуживцев, сцены солдатской жизни и портреты великого князя Михаила Павловича, которые ему особенно удавались и хорошо покупались торговцами картин.

Федотов был художником, не получившим профессионального художественного образования. Оставил после себя не так много работ, но зато как повлиял на развитие русской живописи в новом направлении.

Родился Павел Андреевич в 1815 году в Москве. Жила семья довольно бедно, в небольшом деревянном домике объединялись с соседями по улице, как одна община или, как родственники. Дети росли без надзора и большую часть времени проводили во дворах. Позже Федотов говорил, что некоторые сюжеты он брал из юношеских воспоминаний.

В одиннадцать лет Павел Андреевич поступил в Первый Московский кадетский корпус . Учился кадет Федотов просто замечательно, иногда нервируя начальство карикатурами на полях тетрадей. После окончания курса, поступил на службу в Финляндский полк , где прослужил десять лет. В свободное время Федотов продолжал рисовать карикатуры на сослуживцев, сцены солдатской жизни и портреты великого князя Михаила Павловича, которые ему особенно удавались и хорошо покупались торговцами картин. Князю тоже нравились работы Павла Андреевича.

"Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля" 1837 г.
"Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля" 1837 г.

Уйдя в отставку по собственному желанию, Федотов стал получать скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек, которая ему вообще не полагалась. Однако, Николай первый, которому показал картины Федотова его брат князь Михаил, посчитал, что из Федотова выйдет отличный художник батальных сцен и выплаты назначил.

Павел Андреевич снял комнатку на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя изучению живописи с регулярным посещением Академии художеств. Жил Федотов скромно, скорее даже бедно. Часть пенсии он отправлял в Москву в помощь родным, оставшуюся часть тратил на художественные материалы и еду. На, такое положение дел Павел Андреевич мало обращал внимания, может и обращал, но не настолько, чтобы отказаться от мечты стать художником. Веселый нрав и вера в себя двигали его вперед.

Изучение батальной живописи в академии не очень доставляло, и дома Федотов отводил душу, изображая сцены из обыденной жизни. Однажды его эскиз увидел баснописец Крылов и посоветовал завязывать с баталиями и писать жанр. Павел Андреевич прислушался к Крылову и ушел из академии.

В 1847 году Федотов показал профессорам академии свои первые картины. «Свежий кавалер», на картине изображен чиновник, недавно проснувшийся после серьезной попойки в честь повышения. И картина «Разборчивая невеста» написанная по сюжету басни Крылова. Обе работы высоко оценили, заметив влияние английской школы, и рекомендовали продолжать в том же духе. Брюллову, который сомневался в Федотове, картины тоже очень понравились.

"Свежий кавалер" 1846 г. Третьяковская галерея
"Свежий кавалер" 1846 г. Третьяковская галерея
"Разборчивая невеста" 1847г. Третьяковская галерея
"Разборчивая невеста" 1847г. Третьяковская галерея

В 1848 году на академической выставке было представлено три работы Павла Андреевича: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и совершенно новая картина «Сватовство майора». Вокруг «Сватовства майора» толпился народ, разглядывая ее с удивлением и восторгом, это была новая живопись, такую настоящую жизнь художники еще не писали.

"Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея
"Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея

За картину «Сватовство майора» Федотов получил звание академика, а вместе со званием улучшилось и финансовое положение.

"Автопортрет" 1848 г. Третьяковская галерея
"Автопортрет" 1848 г. Третьяковская галерея

Павел Андреевич запланировал поездку в Англию, чтобы поучиться жанру у английских художников, но здоровье подвело. Постоянная работа, переживания, напряжение глаз, мозга все это сказалось на нервах.

С 1852 Федотов сам не свой. Друзья и знакомые заметили, что он стал более задумчив и совсем не похож на прежнего, жизнерадостного Федотова . В это время он задумал новую картину под названием «Возвращение институтки в родительский дом». Девушка учится в престижном институте, вращается в аристократическом обществе и представляет, как она возвращается домой к родителям, как дома все хорошо, все в порядке, да и вообще это лучшее место на земле. Однако, в реальности все иначе. Придя домой, она видит бедность и безнадегу.

Идея для картины есть, осталось найти деньги для ее реализации. У Федотова снова затруднительное финансовое положение. Он повторяет картину «Свадьбу Майора» и удачно продает, но спускает деньги на всякую ерунду и на подарки влюбленной.

"Сватовство майора" Повтор. 1850-1852 г
"Сватовство майора" Повтор. 1850-1852 г

Вот тут друзья и заметили, что Федотов совсем не в себе и забили тревогу. Его поместили в больницу для душевнобольных, откуда он уже не вышел.

Оставил Павел Андреевич после себя не так уж много значительных картин, коллекцию сепий, эскизов и рисунков. Но его вклад, гораздо больше, чем количество работ. Он задает новое направление живописи – жанр, которому последуют Перов и Маковский.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.

"Вдовушка" 1851-1852г. Третьяковская галерея
"Вдовушка" 1851-1852г. Третьяковская галерея

"Зимний день" 1850-1852" г. Государственный Русский музей
"Зимний день" 1850-1852" г. Государственный Русский музей

Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.