Найти тему
Обратная сторона

Рупор современности краткая история и интересные факты о стендапе

Развитие стендап-комедии сталкивалось с различными проблемами и значительно эволюционировало с течением времени. Истоки стендапа восходят к древнегреческому ораторскому искусству, в котором присутствовали элементы комедии. Средневековые эстрадные шоу также продемонстрировали ранний прототип стендапа. Однако сам термин stand-up comedy появился в 1947 году, его придумали журналисты. Интересно, что существует версия, что приставка stand-up была распространена в мафиозных кругах, обозначая что-то надежное, так как многие ночные клубы, где выступали комики, контролировались мафией в 1930-1940-х годах. Это привело к тому, что стендап-комики стали ассоциироваться с надежными и контролируемыми исполнителями, которые не раскрывают слишком многого на сцене.

Со временем термин stand-up comedy претерпел семантические изменения, утратив свое первоначальное значение простого описания того, что происходит на сцене. Он обозначает одного человека, который стоит и произносит шутки без какого-либо музыкального или иного сопровождения. Несмотря на мнение британского писателя Чарльза Диккенса о том, что американцы не являются веселым народом, стендап-комедия зародилась именно в США. В начале XX века этот юмор был ориентирован преимущественно на иммигрантов, рабочий класс и бедняков, которые искали моменты передышки от своей тяжелой жизни.

-2

Телевидение сыграло важную роль в популяризации стендап-комедии. В 1948 году на американском телевидении дебютировали две влиятельные комедийные программы - Texaco Star Theater и The Ed Sullivan Show. Ведущими этих программ были Милтон Берл и Эд Салливан соответственно, и они завоевали огромную популярность, а Берл получил прозвище Мистер Телевидение. Шоу Эда Салливана продолжалось 23 сезона, став платформой для начинающих звезд стендапа. В эту эпоху стендап-выступления начали записывать и выпускать в виде комедийных альбомов, которые достигли значительного коммерческого успеха. Такие комики, как Морт Сал, Шелли Берман и Боб Ньюхарт, продавали свои альбомы миллионными тиражами и получали премии "Грэмми".

Стендап-комедия в это время также не обошлась без споров. Такие комики, как Ленни Брюс и Джордж Карлин, раздвигали границы в своих выступлениях, что приводило к арестам и судебным разбирательствам. Однако эти инциденты также подчеркивали свободу самовыражения и провокационный характер стендап-комедии.

Появление комедийных клубов стало еще одной вехой в развитии стендап-комедии. Изначально начинавшиеся в небольших кофейнях, эти клубы вскоре превратились в специальные помещения для выступлений стендаперов. Знаковый образ кирпичной стены и микрофона стал синонимом стендап-комедии. К середине 1960-х годов Калифорния, в частности Лос-Анджелес, стала новым центром для стендап-комиков. Вечерние шоу, включая The Tonight Show with Johnny Carson, предоставили комикам платформу для демонстрации их острых и порой провокационных номеров. Кабельные каналы, такие как HBO, еще больше поддержали этот жанр, записывая выступления стендаперов и представляя публике новых звезд.

-3

В 1970-х и 1980-х годах стендап-комедия пробила себе дорогу в кино. Ричард Прайор стал одной из самых заметных фигур как в стендапе, так и в кино, оставив неизгладимое влияние на жанр. Появление Comedy Central в 1990-х годах обеспечило специальную платформу для стендап-комиков, дало им возможность проявить себя и помогло начать карьеру многим молодым талантам. Кроме того, популярность приобрел формат "жаркое", который позволил комикам с юмором высмеивать знаменитостей в их присутствии.

К концу 1990-х гг. клубы стендап-комедии в США становились все более дорогими, что привело к появлению альтернативных мест и выступлений стендаперов. В это время личные переживания и рассказы стали важными элементами стендап-выступлений. С господством Интернета в последние годы стендап-комедия обрела новые границы. Комедианты могут быстро получить известность, выкладывая свои выступления в сеть, а такие платформы, как сервисы потокового вещания, предоставляют комикам возможность получать значительный доход. Однако интернет создает и проблемы, ведь одно спорное замечание или шутка могут привести к краху карьеры, как это случилось с комиком Майклом Ричардсом.

-4

Многие знаменитости начинали свою карьеру со стендап-комедии, среди них Марк Твен, Эдди Мерфи, Вуди Аллен, Вупи Голдберг и Джим Кэрри. Российская стендап-комедия, хотя и относительно молодая, переживает свой собственный рост: растет число молодых комиков, появляются специализированные стендап-клубы в крупных городах.

Стендап-комедия как жанр претерпела значительные изменения. Она прошла путь от простых анекдотов до длинных монологов и теперь включает в себя короткие шутки с неожиданной концовкой, нацеленные на непрерывный смех зрителей. Было замечено, что настоящие стендап-комики - это не просто клоуны, а люди, которые умело наблюдают за обществом и делятся личным опытом. Это одна из причин, почему многие популярные западные комики - опытные артисты, которым есть что рассказать, что позволяет им затрагивать необсуждаемые темы в обществе, добавляя при этом юмор. Однако заставить людей смеяться остается для комиков сложной и трудной задачей.

-5