Международный кинофестиваль в Каннах – это премия, в которой советские фильмы неоднократно получали почетные призы. Среди них интересно выделяется первая женщина-режиссер – Юлия Солнцева. Разберем, кто она такая, чем прославилась, и как смогла выиграть в такой значимой номинации, как «лучшая режиссура».
Кто такая Юлия Солнцева?
Маловероятно, что раньше вы слышали о Юлии Солнцевой. Несмотря на свое достижение в Каннах, работы режиссера прошли как будто мимо отечественного зрителя. Об этом говорят оценки на Кинопоиске и других киношных площадках. Их чрезвычайно мало по сравнению с прочими фильмами тех лет.
Юлия Ипполитовна Солнцева – режиссер и актриса советского кино. Родилась в 1901 году в Москве. Рано осталась без родителей, а воспитанием занимались бабушка и дедушка. Путь в кино «классический» для того времени: поступила в ГИТИС на актерские курсы, работала в театре, пробовалась как помощник режиссера. В конце концов, сама стала режиссировать.
Режиссерский дуэт с Александром Довженко
Первый фильм Солнцевой вышел в 1939 году – «Щорс». Его режиссировали два человека: сама Юлия и ее муж Александр Довженко. На тот момент он уже был заметным режиссером. На его счету такие популярные картины, как «Арсенал», «Аэроград», «Звенигора» и другие. Сегодня они, конечно, не смотрятся и имеют крайне мало оценок на популярных киношных сайтах. Но на момент выхода (20 –е годы) были в почете.
Вообще связь Довженко и Солнцевой выходила далеко за пределы личной жизни. Они неоднократно работали вместе. А саму Юлию часто называли продолжателем дела Довженко.
После смерти мужа женщина использовала несколько его сценариев для собственных фильмов. В некоторых она даже вставляла прямые цитаты Александра в память о нем. «Повесть пламенных лет» тоже был снят по сценарию Довженко. Он вышел в 1960 году, а Довженко погиб в 1956 г. С этим фильмом связано и главное достижение Юлии как режиссера – награда на Каннском кинофестивале.
Победа в Каннах
Каннский кинофестиваль всегда был расположен к советскому (а сейчас и российскому) кино лучше, чем другие мировые премии. Фильмы СССР несколько раз получали достойные награды. Можно вспомнить «Летят журавли», «Солярис» и «Жертвоприношение» Тарковского или «Отелло». Киноленты, разлетевшиеся на весь мир, пусть и для любителей.
В 1961 году победителем номинации «Лучшая режиссура» стал фильм Солнцевой «Повесть пламенных лет». Среди других советских призеров Канн этот фильм кажется очень потерянным и забытым. Хотя странно, ведь в свое время и он наделал немало шума.
Чем так хороша «Повесть пламенных лет»?
Если вы не смотрели фильм (или забыли о чем он), напоминаем. По традиции для 60-х главная тема кино – Великая Отечественная война и героизм советского человека.
История начинается в 1941 году в самом начале прихода нацистов в СССР. Главный герой – колхозник Иван Орлюк. На его долю выпали буквально все тяжкие испытания войны. Тут и уничтожение родного края, и оккупация Украины, и гибель близких друзей. Финалом нелегкой судьбы Ивана могло стать ранение. Но парень выжил, дошел до Берлина, вернулся к любимой и символично принял первый сев на свободной земле.
Сюжет картины сегодня не воспринимается чем-то новым и необычным. Не воспринимался он таким и в год выпуска. В чем же тогда прелесть «Повести пламенных лет»? Фильм стал первым советским широкоформатным кино. Но приз за режиссуру Солнцева получила за батальные сражения в кино. Они показаны масштабно, реалистично и даже ожесточенно.
В общем, для победы на Каннах сошлись две «звезды». Во-первых, Солнцева сняла первый широкий формат в СССР. Во-вторых, режиссер сняла батальные сражения так, какими их в кино еще не представляли. Некоторые цензоры и критики отмечали «мужской» взгляд Юлии на съемки сражений. Для 60-х годов вообще было удивительно, чтобы женщина снимала боевые баталии, а уж в таком масштабном формате и подавно. Но именно так подход Солнцевой подарил ей достойное звание «Первой женщины-режиссера с наградой в Каннах».
Отношение к фильмам Солнцевой сейчас
Всего Юлия Ипполитовна сняла 12 художественных и 3 документальных фильма. Еще в двух картинах была помощницей режиссера. Актерская карьера состоит из ролей в девяти фильмах. Венец работы Солнцевой – это победа в Каннах с «Повестью пламенных лет». Остальные фильмы (и режиссерские, и актерские) не нашли успеха. Основной жанр – военный. Почти все киноленты связаны с Великой Отечественной войной и советскими героями. Несколько кинокартин – экранизации, например, книг ее мужа Довженко.
К сожалению, сегодня кино Солнцевой малоизвестно и постепенно забывается. Однако для тех лет режиссер сделала большой рывок в советском кинопроизводстве и режиссуре.