Начало: https://dzen.ru/a/ZcdeizvE_CHf2eG3
Глава 11
Казалось бы, за всю мою беспокойную, непоседливую лётную жизнь столько инструкторов достойно и упорно учили меня грамотно и безаварийно летать (и я им за это благодарен), но всё-же самое большое уважение у меня к моему первому учителю-лётчику – Алиму Степановичу Пошивайло! Может это и будет выглядеть довольно субъективно, но уже с первой нашей встречи и до выпускного банкета я подспудно испытывал к нему сыновние чувства. Очень часто, в свободные минуты, он мог подсесть к нам, курсантам и мы беседовали с ним на любые темы. А в личных беседах мог рассказать ему, поделиться своими тайными, сокровенными мыслями. Однажды, во время такой долгой, душевной беседы “тет-а-тет” искренне рассказал о своём “счастливом детстве” и меня до глубины души тронуло, как он сочувственно реагировал на мою исповедь! Он и о себе много и откровенно рассказывал. Но больше всего мне нравилось как он умело, доходчиво и настойчиво учил нас, неопытных курсантов, азам мастерства управления самолётом, чёткого выполнения фигур высшего пилотажа. Он реально оценивал способности каждого, а способности эти у каждого были явно индивидуальны. Двое из нашей группы имели проблемы с определением высоты полёта при заходе на посадку, не видели своевременно землю и он воевал за них, чтобы выпустить всех курсантов группы в самостоятельный полёт в заданные сроки. Он отбирал учебный налёт у более успешных курсантов и, добавив этот налёт отстающим, сумел-таки подготовить всю группу к самостоятельным полётам. В его манере летать, поведении как лётчика – чувствовалось упрямство, нахальность (в добром понимании) лётчика-истребителя готового к бою и победе над врагом! Вот этого Алим Степанович требовал и от нас, курсантов его учебной группы. Главным увлечением, хобби у него была рыбалка, он всегда с таким азартом рассказывал нам про свои успехи на рыбалке. Должен признаться – мы не только слушали эти байки рыбака об огромных размерах и весе пойманной им рыбы, но и угощались приготовленной им и его красавицей-женой вкуснейшими блюдами из рыбы, которыми нас угощало это дружное семейство дома и на даче. Мы, время от времени, помогали им обустраивать свой быт после переезда с Севера в Украину. Однажды, рассказывая о секретах, тайнах успешной рыбалки он пожаловался, что в Украине тяжело достать анис, с помощью которого клёв на рыбалке будет сумасшедший. Услышав об этом, я немедленно позвонил маме и узнал, что она может через знакомых достать анисовые капли (в то время она работала в аптеке). И уже через несколько дней я получил от мамы бандероль с вкусняшками для меня и анисовыми каплями. Ох, как же Алим Степанович был доволен, получив такой неожиданный подарок. Но возвращаясь к воспоминаниям о нём, о первом моём инструкторе. Как на мою хулиганскую душу, мне очень нравилось, когда он позволял мне, под своим строгим контролем, над пляжем реки Ворсклы на высоте 5 метров с набором высоты чуть не цепляя колёсами высокого, до 30 м, крутого правого берега реки – это было круто, ВАУ!
Кстати меня, всегда, веселил в душе его серьёзный тон после каждого такого воздушного трюка: “Не забывай – я тебе показываю, как и что нельзя вытворять при полётах, будь серьёзным и дисциплинированным за штурвалом!” Это звучало превосходно, очень убедительно! И это были не одинокие тренировки глазомера и нервов и я ему очень благодарен за такие тренировки, в моей лётной жизни такая наука была мне очень кстати!
После окончания училища судьба одиннадцать лет не позволяла мне вернуться домой и летать в небе Полтавщины. И как же я был удивлён, когда только начав летать на авиахимработах в Семёновке, услышал в полёте по рации очень знакомый голос: “Юра, как ты оказался в Семёновке – ты же должен быть в Казахстане?” Это было невероятно – через одиннадцать лет Алим Степанович узнал мой голос при радиопереговорах и вышел на связь со мной. В то время он летал в Глобино, и я с радостью пригласил его заехать ко мне в гости. Мне было приятно, когда он иногда заезжал ко мне на те аэродромы, где я, в то время, работал – Семёновка, Чапаевка, В. Крынки, Карловка, Машевка, долго беседовали, иногда угощал его нашими обедами (на оперточках нас всегда кормили, как на убой), всегда заправлял его ласточку. Пока однажды не приключилась с ним беда – он позвонил мне и рассказал, что под колёса его авто попал пьяный мотоциклист и суд присудил ему тюремный срок. В дальнейшем связь с ним прервалась и дальнейшей его судьбы, к сожалению, я не знаю. А вот добрая память о чудесном человеке, высококлассном пилоте навсегда в моём сердце!
После успешного лётного обучения в Градижске и отпуска, проведённого дома в Полтаве, с удовольствием, рьяно приступили к изучению аэродинамики, теории полётов и матчасти вертолётов (всё-же поступали в лётное училище вертолётчиков). И снова судьба сама рисует мой путь в небо и помог ей в этом опять наш Советский кукурузный король – Н.С.Хрущёв, которому показалось, что у нас в стране много развелось вертолётчиков, а с его грандиозными планами страна Советов должна стать кукурузным раем. Поэтому был принят, неприятный для нас план – заменить вертолётчиков на пилотов самолёта АН-2 (к тому же этот самолёт уже имел псевдоним – “кукурузник”). Нет, все эти гениальные решения так и не привели к изобилию в стране (даже пришлось ввести хлебные карточки), но процесс был запущен, и нам пришлось вместо вертолётов тщательно изучать наш любимый АН-2. Нет, честно говоря, я не жалею, что нас так бесцеремонно пересадили с вертолётов на такой надёжный, испытанный самолёт. Конечно, на вертолёте, да ещё где-то на Севере, романтики наверно было бы намного больше, но сейчас, оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что МОЯ личная судьба сама выстроила МОЮ жизнь, которую нельзя назвать лёгкой и беззаботной. И я, как ни странно, благодарен ей за её самодеятельность, судьба умело воспитывала, учила меня не только радости жизни, но и терпению, умению преодолевать любые трудности и преграды, а ещё за радость ощущения свободного полёта!!!
Глава 12
Снова поражаюсь и восхищаюсь неограниченными возможностями Интернета – как только напечатал и выложил на Facebook свои воспоминания о своём первом пилоте-инструкторе, как сразу позвонил мне друг-коллега Сергей. Он подробно рассказал о последних годах жизни Алима Степановича Пошивайло. Слушал этот печальный рассказ, и в душе росла обида на себя, на непреодолимые жизненные обстоятельства. Вечно крутясь, барахтаясь в ежедневных неурядицах, постоянно вне дома, в длительных командировках, иногда за тысячи километров от дома, не имеешь возможности увидеться, поддержать морально и физически родных и людей, которые когда-то помогли тебе стать достойным человеком, специалистом своего дела. Только сейчас понимаю, как нужна была хоть какая-то помощь Алиму Степановичу в те тяжёлые минуты. В свои последние годы его жена очень болела, и он всегда был рядом с ней и опекал её, а после её похорон тоже болел – обострились боли в позвоночнике (последствия больших перегрузок при выполнении фигур высшего пилотажа, как лётчика-истребителя). Последние годы он ходил с тростью, согнувшись буквой “Г”. К сожалению, я об этом ничего не знал. Пусть земля ему будет пухом! В моей памяти он навсегда остаётся чутким, добрым человеком – лётчиком-истребителем!
Возвращаясь мысленно к насыщенным, напряжённым годам учёбы в училище вспоминается много чего такого экстравагантного, без чего жизнь курсантская обойтись не могла. Время от времени мы всё-же бегали в “самоволку” (это обычно случалось в выходные и если не в наряде, а командование отдыхает дома, в Кременчуге). Маршрут знаком и хорошо изучен – от аэродрома через гору Пивиху на берег Днепра. Особенность этого маршрута заключалась в том, что отправляясь в такой поход уже вечером, в сумерках, после вечерней поверки нужно было идти через колхозные поле и фруктовый сад мимо свинофермы, где часто между деревьями бегали беспризорно очень симпатичные и доверчивые поросята. И мы научились очень ловко и бесшумно реквизировать одного такого живчика на нужды нашей весёлой компании весёлой трапезы у ночного костра на берегу Днепра и, конечно же, с добрым винцом или пивом.
Дело в том, что в недрах горы Пивихи находятся довольно внушительные залежи голубой глины, которая используется в гончарном деле. Я случайно узнал об этом, когда однажды купался и загорал на берегу Кременчугского моря, у подножья горы Пивихи. Большая ватага цыган приехали на трёх возах и начали выкапывать эту глину, они и рассказали, что на этом они хорошо зарабатывают, продавая эту голубую глину мастерам гончарного дела. Вот тогда и зародилась у меня мечта – использовать эту глину, чтобы запечь курицу или поросёнка на костре. В молодости такие мечты надолго не откладываются и мы начали практиковать иногда ночные вылазки – как же это было чудесно. Ночь, над головой, очень низко (казалось, можно рукой дотронуться) “чумацкий шлях”, с моря тёплый бриз, а воздух настоян дурманящим запахом цветущих яблонь, груш, вишен. Горит костёр, а на самодельном мангале, в хорошо обмазанном голубой глиной, как в глиняном горшке запекается, начинённый луком, душистыми травами и горчичной приправой, поросёнок килограммов на пять. До сих пор глотаю слюни, вспоминая ту вкуснятину, а затем ночное купание в Днепре. Вот это был отдых и зарядка для молодого организма! И ещё одно, довольно яркое запомнившееся приключение во время обучения в Градижске – не помню когда, но нам, курсанты старших курсов, рассказали о традиции празднования “тысяча первой ночи” обучения в училище. Поэтому мы заранее вычислили эту дату и начали писать и репетировать сценарий этого весёлого, неординарного спектакля. И когда настала эта достопримечательная дата мы, после вечерней поверки, тайком, перебрались на заранее подготовленное место, где и отметили эту выдающуюся дату у костра с дикими танцами и песнями под гитару, заедая всё это вкуснющими шашлыками с холодным пивом! Следовательно, традиции не нарушили!
А время неуклонно приближалось к той черте, когда нам надо будет довести своё умение летать самостоятельно. Как наша группа радовалась, получив положительные оценки от инспекторов, строго проверявших наше умение и знания в самостоятельном управлении самолётом. Теперь пришло время примерять и подгонять для каждого обмундирование пилота Аэрофлота. Наши головы были забиты мыслями о будущих местах работы – как выяснилось позже, все наши мечты, надежды были абсолютно лишними, всё решали насущные потребности страны и руководители Республиканских Управлений Гражданской авиации. И вот, наконец-то, долгожданное праздничное собрание в актовом зале, торжественное вручение свидетельств пилота Аэрофлота и направлений к месту работы (только у четырёх из нашей группы направления совпали с их желаниями). А вечером – шикарный банкет в ресторане “Днепровские зори” и на следующий день с радостным и тревожным ожиданием неизвестного будущего нёсся, как на крыльях, домой!
С какой гордостью, в форме пилота ходил улицами родной Полтавы! Ну и, конечно, сразу же пошёл на встречу с моими опекунами-милиционерами, которые по-настоящему очень рады были моему успеху. Сейчас, оглядываясь на прошлое должен признать – мы не можем знать своего будущего, эти добрые люди ещё придут мне на помощь, когда судьба решит испытать меня на прочность (я вынужден буду прервать свой лётный труд из-за болезни). Могу с уверенностью заявить – мне всегда везло на людей, которые в тяжкую минуту умели поддержать и помочь снова стать на ноги! Дома было хорошо – меня окружали родные, друзья, знакомые, я чувствовал себя героем, осуществив свою мечту, но душа рвалась в бой, в небо! Поэтому не смог отдыхать весь отпуск дома и через пять дней уже путешествовал поездом к назначенному постоянному месту труда с пятидневной остановкой в Москве, чтобы погостить у своего школьного товарища, друга детства и юности.
Глава 13
Вот уже вторые сутки, под размеренный перестук колёс поезда, который вёз меня в неизвестность, в неожиданный, загадочный Казахстан, вспоминал, перебирал мысленно, оценивал все те события последних недель моей жизни. Как для меня, они были очень важной вехой – я таки осуществил свою детскую мечту и со свидетельством пилота, в форме лётчика Гражданской авиации нёсся необъятными просторами страны в “счастливое” будущее! А как же тешило самолюбие молодого, в меру самоуверенного парня то уважение, которое проявляли к нему его попутчики, с которыми он познакомился и общался в купе поезда. Это были – довольно пожилая, симпатичная семейная пара врачей и молодая студентка-геолог, которая направлялась на практику, на Урал, в геологоразведочную экспедицию. За рюмкой и домашними пирогами внимательно слушал рассказы врачей-ветеранов о боевом пути фронтами Великой Отечественной, они вместе прошли весь тот ужас от Бреста до Сталинграда и назад до Варшавы, до Победы!
Да, я действительно гордился ростом своего социального статуса было так приятно чувствовать уважение окружающих к человеку в форме пилота. А поздно вечером, когда все в купе спокойно уснули, не смог даже задремать – мысли, воспоминания! Перед глазами постоянно образы моих товарищей, с которыми жил три года вместе, в близком общении, жили общими интересами. В нашей лётной группе витал на удивление товарищеский, семейного типа дух (в других группах не всегда ладили между собой). Поэтому при расставании грустили все, обменивались адресами, уверяли друг друга, что будем всегда помнить нашу дружбу и совместно проведённые годы. Сейчас, оценивая свою жизнь, с благодарностью вспоминаю все те письма, которые приходили мне в Аральск от друзей с Дальнего Востока, с Восточной Сибири, с Урала, из Харькова, из Грузии!
Сейчас, имея свободное время и средства, так жалею, вспоминая те письма от друзей с приглашениями погостить у них. Но это неумолимое время и непреодолимые жизненные обстоятельства по-своему выстраивали приоритеты и направления путей твоих жизненных дорог. Снова и снова вспоминаю постоянные приглашения от своего лучшего, самого близкого друга – Валеры Кобиашвили. Мы искренне подружились с первой нашей встречи. Валера совершенно был не похож на грузина – европейского типа лицо, светло-русые с рыжинкой волосы и только сильный акцент во время разговора выдавал его, в русском языке он был слабоват. Поэтому я с первого же дня общения взял над ним шефство. Мы всегда были рядом друг с другом и на экзаменах, и в аудиториях на занятиях, и в казармах наши койки находились рядом. Надо отдать должное его упорству – к концу учёбы акцент исчез. Эта дружба, доверие друг к другу, позволяли раскрыть душу, не боясь насмешек, предательства, озвучивания твоих тайн!
Как-то на первом месяце учёбы в училище нас поставили в наряд, на строительство спорткомплекса, где мы работая вместе, поведали друг другу о своей жизни до училища. Я, почувствовав его не показной интерес к моим рассказам, чистосердечно рассказал об очень тяжёлой судьбе моей мамы, об издевательствах отца. Под впечатлением услышанного Валера и сам начал рассказывать о себе, о семье, о Грузии. В тот вечер мы допоздна сидели на лавочке, возле казармы. С тех пор мы всегда находили время посидеть, пообщаться, нам было интересно вдвоём. С отпуска он привозил мне чурчхелу (в Интернете можно найти рецепт), которая очень понравилась мне, даже в Аральск он однажды прислал мне бандероль с моей любимой чурчхелой. Несколько лет тому назад, с печалью узнал о его дальнейшей судьбе – через некоторое время после окончания училища он приезжал в Кременчуг и переучился на вертолётчика. Затем, в связи с войной в Грузии, пошёл в армию, где дослужился до капитана, но его вертолёт в горах потерпел катастрофу. Искренне жалею о таком друге, а в душе теплится надежда посетить когда-то Грузию и положить цветы на его могилу.
Как же тяжело вспоминать о своих лучших друзьях, которые ушли уже в свой последний полёт. Вот память напоминает мне о моём хорошем друге – Толе Храпатом, который приехал в училище из Харькова, а после получения свидетельства пилота вернулся в Харьковский авиаотряд. Мы с ним очень долго переписывались. Со временем он переучился на тяжёлую технику и однажды здорово помог мне. Мой старший сын, в то время, проходил воинскую службу десантником в г. Гянджа, в Азербайджане. Времена были тяжкие – развал Союза, смена власти в Азербайджане, страшные новости по телевизору. Сердце и душа родителей не выдерживала, да к тому же по три месяца нет писем и ответа на телеграммы командованию. Решил лететь в Гянджу, узнать подробности на месте. В Харькове нашёл Толю, который познакомил со своим товарищем, который летал на Баку. Так в пилотской кабине, как член экипажа и прилетел в Баку, а там военное положение, комендантский час, но сумел договориться с грузинским экипажем, который доставил меня в Гянджу, где обнял своего старшего и кормил домашними пирожками. Увидел, какая тяжкая, сложная служба досталась сынку, им даже пришлось из-за угрозы военного переворота срочно десантироваться в Украину. А в те дни, когда увидел сына и успокоил сердце, через четыре дня уже был в Харькове и благодарил Толю за бутылочкой винца из Гянджи. А позже, когда меня по возрасту направили на медицинское обследование в Харьков в наш Аэрофлотовский стационар, он каким-то образом узнал об этом и навещал меня, угощал фруктами. Мы долго с ним беседовали, вспоминали молодые курсантские годы, бесшабашные проделки, В. Кахновку, Градижск, наши самоволки. А недавно, общаясь с коллегами в группе КЛУ ГА, с прискорбием узнал – Толя также ушёл в свой последний полёт. Пусть земля ему будет пухом! Прекрасно понимаю, мы не в состоянии изменить ход времени, мы рождаемся, взрослеем, стареем и вынуждены умирать, освобождая место следующим поколениям и этот механизм вечен!
Глава 14
Чем глубже погружаюсь в воспоминаниях о своём извилистом, не всегда счастливом жизненном пути, рыскаю, известными только мне, тропинками, которыми ползал, скитался, чтобы таки выкарабкаться, выйти к выношенным в мечтах детства и юности сказочным, счастливым мирам, убеждаюсь всё больше, это невыполнимо – абсолютное, полное счастье в нашем мире не существует! Когда постепенно растёшь, взрослеешь, начинаешь понимать (хотя это, честно говоря, трезво мыслящему человеку и не нравится), в нашей жизни, хотим мы того или нет, действуют две абсолютно противоположные друг другу силы, которые существуя вечно, держат наш шаткий мир в равновесии и название им – ЗЛО и ДОБРО! Если в этом мире есть свет, без которого жизнь невозможна, то, конечно же, должны быть и тени. И как здесь не вспомнить гениальные слова великого М. А. Булгакова, вложенные в уста всевластного Воланда: “Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от деревьев и живых существ”. Вот так и я, достигнув своей мечты, отдавши свою жизнь полностью и навсегда небу, вынужден был жертвовать своей спокойной жизнью, общением с женой, детьми, друзьями, которые так настойчиво приглашали меня с семьёй к себе в гости.
И то была горькая правда жизни пилота Гражданской авиации. Постоянные командировки на месяц, а то иногда и намного дольше, физически очень тяжёлый труд, после которого еле успевал восстановить свои силы, чтобы снова окунуться в эту тяжёлую, а часто ещё и очень опасную работу. А уходя в заслуженный двухмесячный отпуск, обязан был уделить внимание маме, жене, детям, вечно недоделанным семейным делам. В итоге, на тесное общение со своими друзьями, товарищами по училищу, времени не хватало. Оставалось только тёплое общение по переписке через почту, письмами. Вспоминаю интересные, соблазнительные приглашения моего друга Васи Колоды, который когда-то во время учёбы в училище спас меня, мою честь от жёсткого преследования меня замполитом с угрозой выгнать меня из училища. Вася ярко обрисовал мне охоту в Тайге, на Амуре, куда он попал после училища (нужно было только найти время, чтобы полететь к нему и насладиться такими приключениями – увы, вот этого себе позволить и не смог, к сожалению). Вскоре я заболел, и связь с ним оборвалась.
Всегда с душевной теплотой вспоминаю своего друга – Маковецкого Сашу! Во время учёбы, в свободное время, мы загорелись идеей – снимать любительское кино. Сами писали сценарий, а Саша был главным исполнителем. Это были гротескные шаржи на фильмы того времени (нам это очень нравилось). После училища он попал на Байкал, я зачитывался его письмами с талантливо описываемыми местными пейзажами, он красочно описывал рыбалку на уникального, нигде больше не живущего байкальского омуля. С огромной благодарностью вспоминаю сейчас тот неимоверный, сказочный подарок мне и моей семье в то, такое тяжёлое для меня и моей семьи время, сделанный Сашей Маковецким! Это было действительно тяжёлое время – я не летал, работал на заводе, финансовые трудности, только родился сын, пустая квартира, голые стены, полное отсутствие мебели (нет средств на покупку) и вдруг, приходит посылка с Байкала от настоящего ДРУГА! Когда я принёс эту посылку домой и мы её вскрыли, были шокированы – он прислал нам бочонок засоленного байкальского омуля. Как можно забыть таких замечательных, настоящих ДРУЗЕЙ! Как же жалею, что сейчас не ведаю их дальнейшей судьбы!
Но возвращаюсь к такому долгому первому моему путешествию в поезде Москва – Алма-Ата. Образы моих друзей, с которыми только распрощался несколько дней тому, пережитые вместе приключения и испытания силы духа в стенах училища, постоянно крутились в моей голове и не позволяли спокойно уснуть. Время от времени выползал в тамбур покурить, поговорить с проводницей, в ту ночь так и не удалось поспать – вероятно, из-за волнений вызванных ожидаемыми переменами своей судьбы, первыми полётами. Это ведь первое в моей жизни захватывающее, длительное путешествие к назначенному мне месту работы. Даже представить себе не мог, сколько получу новых впечатлений, неожиданностей, неприятностей от выкрутасов своей неспокойной судьбы. Но, о дальнейшей моей судьбе, как пилота Аэрофлота, кому интересно, можно узнать, прочитав мою повесть – “Жизнь, отданная небу…”. Здесь я хочу вспомнить и рассказать обо всех тех закоулках своей памяти, которые спрятаны глубоко на серверах моего компьютера-памяти и которые я, или не хотел раньше вспоминать, или об этом нельзя было вспоминать.
Прекрасно понимаю, все те воспоминания, которые пытаюсь изложить для читателя, это результат моего жизненного пути, моего восприятия окружающего меня мира, а читатель пусть сам определяет, как оценить мои те или иные действия или поступки, о которых я рассказываю. Когда у меня впервые возникло желание, и я научился выкладывать свои мысли, воспоминания на суд читателей, возникла идея выполнить три задачи – написать повесть о тяжком жизненном пути моей мамы, повесть об основных этапах моего лётного труда, а также книгу об искалеченных сталинским режимом судьбах тех людей и народов, с которыми был близко знаком и выслушивал их исповеди. Как ни удивительно, мне это таки удалось – три мои книги напечатаны, имею десятки тысяч постоянных и доброжелательных читателей по всему миру. Мои произведения читают в Украине, в Израиле, в России, в Казахстане, в Беларуси, в Америке, в Польше. Даже если больше не смогу издать, напечатать свои литературные труды – никто не запретит выкладывать свои мысли в Интернете. Да, литературный труд нелёгок, требует много сил и времени, но это как хроническая болезнь – вылечиться нелегко, а возможно, лечиться и не нужно.
Глава15
Недавно, когда ехал на своём авто, с интересом прослушал увлекательный рассказ журналистов радио НВ о двух английских друзьях-актёрах, которые внезапно загорелись мечтой – осуществить путешествие вокруг мира на мотоциклах. Эти актёры – Юэн МакГрегор и Чарли Бурман с огромным воодушевлением прокладывали маршруты, изучали и составляли карты будущего, такого необычного путешествия. Старт планировался из Лондона через Евразию, Россию, Казахстан, Монголию и далее через Сибирь, Колыму, Аляску, Канаду, США финишируя в Нью-Йорке. Сколько же было переговоров, поисков спонсоров, ибо такое путешествие стоит огромных денежных вложений. И вот договор подписан со всемирно известной фирмой BMW, которая предоставила актёрам три мотоцикла, оборудовав их самой современной видео и фотоаппаратурой, прекрасными навигационными приборами для безопасного преодоления пустынь Казахстана, Монголии и бездорожья Сибири, Колымы, поддержала их финансово. Такое действенное спонсорство, в конце концов, привело к эффективным результатам! После 15-ти недель тяжелейшего путешествия (14.04.2004 – 29.07.2004) и счастливого финиша в Нью-Йорке они выпустили в прокат документальный сериал – “Долгая дорога вокруг света” (“Long Way Round”), а также была издана книга, где были описаны все приключения, которые произошли с ними в Казахстане, Монголии, Сибири, Канаде. Это позволило им получить заслуженную славу, деньги и роли в новых фильмах!
Слушал эту интересную историю о том, как иногда фантазии, мечты могут воплотиться в жизнь – нужно быть настойчивым и не бояться трудностей. Внимательно слушал, а мысленно уже переместился во времени – 1966-й год, жизнь только начинается, в голове постоянно мысли, мечты о небе и стойкая вера в то, что всё сбудется, как ты задумал. Невольно, мысленно начал сравнивать их довольно нелёгкие приключения, длившиеся почти три месяца со своей, более тяжёлой жизнью в Приаральском регионе, в Кызылкумской пустыне да ещё и в течение восьми лет. Как их удивляли, пугали условия жизни в гостиницах со сложными бытовыми условиями, как их шокировала жизнь с кочевниками в их юртах, в палатках и постоянное бездорожье в России. А для нас это правда жизни – постоянная нехватка воды (только привозная, за деньги), отсутствие телевидения, туалет во дворе далеко от дома. Продолжаю сравнивать и удивляюсь сейчас некой схожести и абсолютного отличия эпизодов из моей жизни и кратковременных приключений в жизни двух британских актёров-везунчиков. Как им повезло со спонсором, знаменитая и богатая фирма, всё просчитав, решила прорекламировать свои мотоциклы, а потом ещё и заработать, издав описания экзотического быта населения России, Казахстана, Монголии. Ну что ж, мне тоже повезло – моим спонсором оказался Советский Союз (тоже не слабенькая фирма), вот только, чтобы иметь деньги на жизнь, мне приходилось “вкалывать” с утра до вечера, зарабатывая кровяные мозоли на ладонях, для этого спонсор выделил мне самолёт, в качестве орудия труда. Вот только, к сожалению, мне при этом не досталось фото и видеоаппаратуры, эээх, какой бы я снял документальный сериал и купался бы во славе и деньгах. Но, к сожалению, сейчас могу только мемуары писать, да издавать их за счёт своей пенсии, чтобы всё же донести до Вас, мой дорогой читатель, хотя бы малую частичку экзотики того времени и различия быта Востока и Запада, когда-то великого Советского Союза. Сразу же возникает вопрос – почему же невозможно найти спонсора, мецената, чтобы издать достойным тиражом нашу недавнюю историю, записанную по воспоминаниям ещё живых свидетелей и жертв того времени? Ответ очень ожидаемый – сейчас эти воспоминания не ко времени, нет денег.
Ох, эти настырные, иногда такие неожиданные воспоминания, возникающие в нашей памяти. Слушаю, анализирую прекрасный рассказ об удачливых британских актёрах, в голове уже выскочили воспоминания о неудачном проекте советских фантазёров. Насколько я помню, эта идея возникла в редакции “Комсомольской Правды” в 1967-м или 1968-м году (сколько не искал, воспоминаний об этом неудачном проекте в Фейсбуке не нашёл). В то время я, как второй пилот летал на пассажирских и спецрейсах по всей территории Кызылкумской пустыни. Однажды, перед самым вылетом нас познакомили с группой молодых парней. Они рассказали об амбициозном плане – под эгидой “Комсомольской Правды” осуществить пробег на сухопутных яхтах (буерах) под парусом через Кызылкумскую пустыню от Аральска до Нукуса. У них была прямая радиосвязь с редакцией, но они не могли спрогнозировать длительность этого неординарного пробега (тяжело было спрогнозировать направление и силу ветра по маршруту, другие неожиданности во время пробега). Поэтому они попросили экипажи во время полётов ежедневно, слегка изменив маршрут, пролетать над ними и сбрасывать, в виде вымпелов, свежую почту с газетами. В первые же дни мы убедились, что выполнить маршрут на буерах, в этой пустыне, невозможно (вся пустыня покрыта заросшим кочкарником, через которые буера не пройдут и только кое-где были высохшие плоские блюдца такыров). С воздуха мы каждый день находили их местоположение и честно сбрасывали им прессу и воду, иногда с конфетами, купив накануне в городе. Ежедневно читали в газете репортажи о рейде и, конечно же, комментировали между собой разницу в описаниях и увиденным нами. Очень сочувствовали участникам экспедиции. Спустя какое-то время, когда они уже преодолели 120 – 150 километров, мы оказались свидетелями, как на грузовые автомобили были загружены буера и всё имущество экспедиции и больше мы их не видели. С того момента и репортажей в газете не было, жаль, что эта славная задумка не удалась. Сейчас вспоминаю – в далёкой молодости когда-то читал о подобных пробегах на буерах под парусом по плоской пустыне где-то в Америке, и там были зафиксированы довольно высокие скорости при наличии постоянных ветров. Видимо, эта задумка “Комсомолки”, отголосок соперничества двух враждующих лагерей.
Продолжение: https://dzen.ru/a/ZcdvnTioHwztGsNG