Раз уж у нас возник разговор об использовании сновидений в литературном творчестве, то хотелось бы поговорить об этом более предметно. Речь о самом феномене сновидений.
Как я уже упоминал, есть онейронавтика – техника осознанных (люцидных) сновидений, искусство «путешествия по снам». (Кстати, онейронавтика является частным случаем психонавтики – техники измененных состояний, исследовательского поиска в глубинах человеческой психосферы/психики.) А есть онейромантика – искусство/техника толкования сновидений. Интерпретацией сновидческих символов и образов сна занимались многие серьёзные философы и исследователи из сферы психологии, психиатрии, нейрофизиологии, нейробиологии. Многим сразу вспомнятся имена отцов-основателей глубинной психологии Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Разумеется, подход тут чисто научный и философский, разительно отличающийся от маловразумительных, а порою просто смехотворных, но столь популярных в народе сонников.
Об онейромантике и толковании сновидений в рамках различных направлений глубинной психологии мы поговорим в следующий раз. А сейчас хочу остановиться на использовании сновидческих сюжетов в творчестве писателя, то есть, проще говоря, переложении содержания сна на литературное произведение.
У автора этого топика есть повесть «MODUS VIVENDI, ИЛИ СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ», опубликованная в литературном альманахе «ФАНТАСОФИЯ. Выпуск 6. ТРЭШ» (Уфа, 2005) и в виде электронной книги в сборнике повестей «ЧУДОВИЩНЫЕ СНЫ РАЗУМА» (интернет-магазин цифровых книг «ЛитРес»).
В данном произведении, относящемся к жанрам экспериментальной и визионерско-психоделической прозы, повествование чётко разделено на два сюжетных потока, главы из которых перемежаются друг с другом. В «Экзистенции Ego» речь идёт о «дневной», сознательной жизни главного героя, а в «Трансценденции Id» действие разворачивается в состоянии сна, т.е., по сути, пересказано содержимое сновидений персонажа (прототипом которого, как вы уже догадались, послужил автор). Напомню: Я/Эго (Ego) в терминах глубинной психологии представляет собой сознательную часть личности, «дневной разум»; Оно/Ид (Id) – это бессознательная часть личности, «подсознание». Фрейд назвал их психо-инстанциями человека (наряду со Сверх-Я/Супер-Эго (Super-Ego), которое представляет собой морального Цензора/Судью, проще говоря – совесть человека).
Получилось прикольно… Явная связь между действиями и переживаниями героя повести – во сне и наяву – по большому счёту не прослеживается. Можно сказать, что жизнь в мире сновидений протекает как бы отдельно от «дневной» жизни, по своим собственным законам и логике. Но какие-то параллели всё же проглядывают, хоть и не всегда и неясно. Это в некоторой степени опровергает самоуверенные доводы учёных-материалистов и разного рода философов-рационалистов о том, что переживания сновидца целиком зависят от дневных впечатлений накануне и незадолго до того. Как видим, содержание, качество и интенсивность сновидческой жизни разительно отличаются от таковой во время бодрствования. ТАМ мы проживаем совершенно отдельную жизнь, со своими целями, задачами и свершениями, часто отличными от осуществляющихся на земном плане бытия.
Попробуйте записывать свои сны, вести «дневник снов» – хотя бы даже отрывочно, именно то, что вы вспомните. И желательно записывать сразу по пробуждении, иначе память подведёт вас. Со временем пережитое во сне рассеивается, становясь неясным, и в итоге забывается, вытесняясь дневными делами и впечатлениями.
Возможно это поможет вам понять себя и свой процесс индивидуации – обретения своей Самости и достижения духовного совершенства. Или просто даст стимул и пищу для творчества.
А пока – приятного чтения на «Книжном ларьке»!