Симфонии №4, №5, №6 Среди симфонических произведений П.И.Чайковского симфонии занимают одно из самых важных мест. В методической литературе практически не освещена роль тубы в симфониях П.И.Чайковского, попробуем разобраться, на что требуется обратить внимание в партии тубы, если вы исполняете одну из симфоний великого русского композитора, на примере Четвёртой, Пятой и Шестой симфоний. Тембр тубы присутствует в симфониях, чаще в общих оркестровых эпизодах: в ансамбле с группой тромбонов, валторнами, контрабасами, за редким исключением соло. П.И.Чайковский усиливал тембром тубы в туттийных местах эмоциональное воздействие на слушателя. Для достижения мощного, красивого, бархатного звука на тубе, исполнителю необходим большой арсенал приёмов владения инструментом, высокий профессиональный уровень. В симфониях П.И.Чайковского музыкант имеет большие возможности для показа своего мастерства. Симфония № 4 (Чайковский) Симфония № 4 - Фа минор op. 36, первая в истории русской музыки симфон