«Совершенная красота – это дар, а богатство вдвое увеличивает ее могущество перед женщиной, которой Природа наложила на лоб повязку соблазнительности… каждый с восхищением преклоняется перед той, которая, помимо перечисленных даров, обладает еще выдающейся, редкой добротой; та, которая умеет заставить как любить себя, так и преклоняться перед собой, заслуживает всяческих почестей, и я пишу здесь имя Зинаиды, княгини Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон с одинаковым уважением и привязанностью. Это самая драгоценная жемчужина на всех праздниках, повелительница всех сердец».
Так писала княгиня Лидия Ростопчина в лондонском журнале «Трон» о княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.
И действительно, Зинаида Юсупова, которая считалась первой красавицей обеих столиц, блистала везде, где бы она ни появлялась. Конкуренцию ей могла составить только великая княгиня Елизавета Федоровна, но ее нежная красота была отмечена печатью глубокой религиозности, а красота княгини Юсуповой искрилась и сияла, как звезда.
Темные, с ранней сединой волосы, ярко-голубые глаза, всегда стройная фигура, легкая полуулыбка и чувство собственного достоинства без надменности и высокомерия - княгиня с ходу покоряла всех от мала до велика.
И, разумеется, Зинаида Юсупова сияла на балах-маскарадах, столь популярных в конце XIX – начале XX века.
Давайте посмотрим на шесть ее образов в маскарадных костюмах.
Год назад я написала серию статей о знаменитом «Русском бале» 1903 года, где княгиня предстала в образе боярыни XVII века. Причем у Зинаиды Николаевны было два варианта костюма.
Подробно о маскарадном наряде княгини можно прочитать в этой статье: «Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова»
Сарафан от этих костюмов сейчас хранится в Эрмитаже.
Но «Русский бал» 1903 года был одним из последних костюмированных балов Российской империи.
А началось все гораздо раньше.
В Москве, как и в Петербурге, существовала давняя традиция маскарадов, танцевальных вечеров и театрализованных представлений, приуроченных к разным памятным событиям. Самые известные и многолюдные проходили в Московском дворянском собрании. Они поражали своей роскошью и тематическим разнообразием, часто сопровождались лотереями, благотворительными базарами и аукционами. К числу самых посещаемых также относились маскарады в Большом театре. Зинаида Николаевна Юсупова, часто бывая в Москве вместе с супругом, блистала на балах-маскарадах самой разной направленности.
На фотографии модного московского фотографа К.А. Фишера она запечатлена в маскарадном платье, стилизованном под костюм дамы XVIII века.
На костюмированном балу во дворце великого князя Владимира Александровича в 1883 году Зинаида Юсупова вместе со своей сестрой Татьяной предстали в татарских костюмах, выделявшим девушек среди 250 участников исторического бала.
6 мая 1888 года во дворце великого князя Владимира Александровича состоялся еще один исторический бал, приуроченный к двадцатилетию цесаревича, великого князя Николая Александровича. Кульминацией праздника стало исполнение двенадцатью парами менуэта с гавотом. В числе танцующих были наследник, вышедший в паре с великой княгиней Елизаветой Федоровной, великий князь Павел Александрович, принцесса Елена Мекленбург-Стрелицкая, князь и княгиня Юсуповы. Женщины были в париках и в платьях, сшитых по моде семидесятых годов XVIII века, а мужчины – в костюмах мушкетеров XVII века.
На следующий день в фотографическом ателье К. Бергармаско состоялась съемка участников костюмированного бала.
10 апреля 1890 года великая княгиня Екатерина Михайловна в Михайловском дворце устраивала костюмированный вечер в стиле венецианского возрождения. Великий князь Константин Константинович писал в дневнике, что участники напоминали «пирующих венецианцев по картинам Веронеза».
Княгиня Зинаида Юсупова появилась на вечере в бархатном платье глубокого винного цвета. Платье было богато украшено драгоценностями. Одним из аксессуаров, дополняющих платье, был такого же цвета веер-опахало из страусиных перьев и с резной коралловой ручкой. Это мое самое любимое платье из всех, здесь представленных.
Верхнее платье и веер сейчас входят в коллекцию Государственного Эрмитажа.
И в завершение – еще один образ в русском народном костюме, который Зинаида Николаевна создала для портрета кисти Константина Маковского.
А вам какой образ княгини понравился больше всего?