Имя этого русского писателя больше всего ассоциируется с жанром басни, хотя ни на русской почве, ни тем более на европейской он не был открыаателем этого жанра, но именно он прославил басни так, что они стали пословицами и поговорками и вошли в кладовую русской классики.
Что мы знаем об этом человеке из книги серии ЖЗЛ?
ДЕТСТВО.
Иван Крылов был первым ребенком в семье. Не было у Крыловых ни наследственного имения, ни родословного дерева. Отец его был офицером, исполнительным и немногословным. Хмельного не пил, в карты не играл, взяток не брал. Книги читал. А жили бедственно.
Одно время жили в Оренбурге. Рассказы Крылова о пугачевщине слушал впоследствии и записывал Александр Пушкин, работая над «Капитанской дочкой».
В капитане Миронове воплощены черты отца Крылова.
После смерти отца матери Крылова стало еще тяжелее сводить концы с концами. На её руках было двое детей. Она шила знакомым, помогала в хозяйстве — на эти грошовые заработки семья и существовала. Поэтому с детства Иван был на хозяйстве. А учился хорошо. Выучился играть на скрипке и проявлял математические способности. А вот танцы совсем не давались нескладному мальчишке.
Чтобы помочь семье, пришлось служить подканцеляристом: переписывал бумаги (и упаси бог сделать ошибку или поставить кляксу). Но в Твери, где они тогда жили, ожидать светлого будущего не приходилось. Пенсию за отца так и не дали, поэтому продали вещи, книги из отцовского сундука и отправились в Петербург.
ПЕТЕРБУРГ.
В Петербурге Крыловы оказались в августе 1782 года. Иван был принят в Казенную палату с малюсеньким жалованьем в 25 рублей. Но Крылов увлекся сочинительством. Ему 14 лет, а он сочиняет комедии, оперы. Дело потихоньку идёт.
1. За 60 рублей типография согласилась напечатать его «Кофейницу».
2. В одном литературном кругу познакомился с руководителем Эрмитажного театра.
3. Под влиянием Расина и Сумарокова увлекся жанром трагедии.
Хотя об этом периоде раннего сочинительства позднее Крылов напишет:
«В молодости моей я все писал, что ни попало, была бы бумага да чернила. Ничего в трагедиях путного в этом не было. Это первые давнишние мои попытки».
Но сочинителем для театра он всё же не стал.
Обратился к поэзии. Но не ода стала его жанром, а басня, где он бы мог высказать свои взгляды, осуждая общественные порядки.
Появился журнал «Почта духов», который не был похож на журналы того времени. Крылов возрождал традицию «Живописца» и «Трутня» Новикова. Здесь собирали наблюдения, рассказывали обо всем, что видели. А видели они нравы людей, о которых хотелось рассказать. Поэтому работы было много.
К сожалению, французская революция сделала Екатерину подозрительной. Она провела с Крыловым беседу. Вызвала его во дворец (он думал, что сошлют в Сибирь), но Екатерина просто предупредила издателя об опасности вольнолюбивых идей и пагубных плодах мечтаний о равенстве. Литературную деятельность после этого разговора продолжать было невозможно. Типография Крылова после ареста Новикова и Радищева приостановила свое существование, а Крылов на время уехал из Петербурга.
О местах Крылова в Петербурге вы можете посмотреть видео.
ГОДЫ СКИТАНИЙ.
Поездил по России. Ни втянулся в жизнь игрока. Проигрывал, но снова возвращался к игре. Императрицу волновала эпидемия азартных игр. Они несли разорение и проигрыши казенных денег. Екатерина распорядилась принять самые строгие меры: начали составлять реестры игроков, куда и попал Крылов. Ему угрожали арест и насильственная высылка. Крылов бежал.
8 лет он жил в провинции. Его влекли постоялые дворы, с удовольствием он слушал рассказы бывалых людей. Ему не было еще и 30. В провинции, в самой гуще жизни, насмотрелся на многое, чего не было в столичных гостиных.
За это время не стало Екатерины. Да и сына ее Павла. С приходом к власти Александра I Крылов смог вернуться в Петербург. Знакомые выхлопотали ему место правителя канцелярии. И в 1801 году он приступила к работе. Также возобновились спектакли по его произведениям, что встряхнуло Крылова. Ему вновь захотелось писать для театра.
А в первом номере журнала «Московский зритель» появились и басни. На них сразу обратили внимание знатоки поэзии. Первая книга басен выйдет в 1809 году (23 басни). Он становится вхож в известные дома столицы: в дом Державина и Оленина.
В 1812 году басни Крылова читали и в петербургских гостиных, и в крестьянских избах, литературные гурманы и малограмотные мужики. В армии басни о патриотических чувствах знали наизусть. Это была лучшая награда.
Крылов чувствовал себя воспитателем: басни его учили трудолюбию, честному служению обществу, скромности. Его герои внушали презрение к лености, зазнайству, чинопочитанию, лжи.
Ни одна книга не расходилась в то время в таком количестве, как «Басни Крылова».
Крылов не любил царей. Они в его жизни (все три) сыграли печальную роль. Крылов замечал, что при всех трех императорах народ-то жил плохо. В дворянских салонах Крылову было неуютно, а после 1825 года почувствовал себя особенно чужим в опустевших аристократических залах. Замкнулся.
Личная жизнь.
С женщинами Крылов был слишком застенчив, не умел говорить о пустяках, да и внешность его была малоизящная. Стеснялся Иван своей наружности.
Нередко, милым быть желая,
Я перед зеркалом верчусь
И, женский вкус к ужимкам зная,
Ужимкам ловким их учусь;
Лицом различны строю маски.
Кривляю носик, губки, глазки,
И, испужавшись сам себя,
Ворчу, что вялая природа
Не доработала меня
И так пустила, как урода.
Досада сильная берет.
Почто я выпущен на свет
С такою грубой головою.
( «К другу моему»)
Любовь так и не заняла в жизни Крылова сколько-нибудь заметного места. Журнал, литература театр —вот главные его интересы.
Правда, был очень близкий Крылову человек. Это его родной брат Левушка. До конца его дней (Левушки не стало в 1814 году) Иван помогал ему.
«У меня было на свете единственное существо, связанное со мной кровными узами. У меня был брат. Недавно он умер. Я остался один»
Крылов любил смотреть на пожары. Специально отправлялся туда, где происходил пожар. Какое-то небывалое восхищение грозной красотой испытывал в этот момент.
В последние годы, когда он уже отошел от дел (почти 30 лет он отдал службе в Публичной библиотеке) басен он уже не писал. Много спал, курил, сидел у огня. Просто наблюдал за происходящей жизнью. Современники говорили, что не ценил знаков внимания высокопоставленных особ. Небрежно одевался, пускал голубей в свою комнату, равнодушно относился к порядку в квартире и устройству жизни. Вот такой был чудак.
Погребение его должно было быть торжественным. Его катафалк должен был украшать дворянский герб. Но у сына армейского капитана такого герба не было. Тогда решили нарисовать на щитах лавровые венки. Так лавр поэта победил геральдических львов и тигров.
Похоронен Крылов в Александро-Невской лавре вместе со своим другом Гнедичем.
«Он родился чудаком. Этот человек загадка, и великая», — К. Батюшков