На заседании клуба «Волга» обсудили итоги реализации нацпроекта «Культура» в Татарстане. Спикеры рассказали о тенденциях ее развития, а министр Аюпова поведала, кого считает настоящим патриотом.
92 миллиона посетителей и неравнодушная молодежь
Глава Минкульта Татарстана Ирада Аюпова, открывая заседание, начала с глобальных вопросов и заметила, что последние два года показали, что несмотря на все санкции, культура не имеет границ. Если говорить о трендах, то среди них – формирование новых сообществ, их объединение. Выделила министр и увеличение внутреннего потребления активностей. И подкрепила свое мнение цифрами. За 11 месяцев 2023 общий объем рынка культуры в Татарстане превысил 6,3 миллиарда рублей, доходы государственных учреждений составили 2,6 миллиарда. За прошлый год различные культурные активности в республики посетили 92,5 миллиона раз. Например, национальную библиотеку республики в день посещает до 8 тысяч человек. За последние 5 лет из федерального бюджета Татарстан на реализацию профильных проектов получил более 6 миллиардов рублей. И, как представитель государства, не забыла это государство похвалить - культура в стране сейчас находится в ранге приоритетного направления.
- Культура — это не только социальная сфера, которая финансируется по остаточному принципу, как в тех рамках, что существовали раньше. Это очень амбициозная развивающаяся сфера экономики, - заверила Аюпова.
Режиссер Ильшат Рахимбай считает, что у зрителей сейчас есть спрос на российскую культуру. У людей проснулся интерес к тому, что находится внутри нас, к родному языку. Продюсер, генеральный директор НПО «Кириллика» Николай Шкаруба начал, как часто сейчас водится с ужасных «девяностых» и привел воспоминание из 1997 года, когда на сельской дороге увидел бабушку, которая на спине тащила вязанку дров. И ведь кроме них старушке никто не помог. А сейчас, по словам продюсера, разобщенность и равнодушие проходит: даже уткнувшиеся в смартфоны молодые люди отрываются от гаджетов и спешат на помощь бабушкам. Что говорит об уровне культуры в стране. Пустилась в воспоминания и министр культуры, вспомнив 1993 года, когда из Азербайджана приехала в Россию. Тогда страна была в условиях тотальной нищеты, а сегодня по трассе М12, которую Аюпова назвала волшебством, можно доехать до Москвы.
Золотое время для творцов?
- Вы знаете, мы долго жили в парадигме, что все хорошее производится не в России. Это касалось, прежде всего, фильмов. Такое чувство шло из поколения в поколение. Но сейчас происходит трансформация этой парадигмы. Например, появляется очень большое количество модных дизайнеров, одежда которых сделана в России. Есть киноленты, которые мы с удовольствием смотрим. Смотрим наши национальные фильмы, которые глубже интереснее многих популярных западных фильмов, - рассказала об импортозамещении в культуре руководитель креативного агентства «Evolution» Арина Судакова.
Говоря о фильмах, конечно, нужно отметить две полнометражные киноленты Татарстана, вышедшие в 2023 году – «Микулай» режиссера Ильшата Рахимбая и «Бери да помни» Байбулата Батуллина.
Директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» Инна Яркова отметила, что сейчас, для поиска нового, очень важно «выходить из города», а также включать молодых ребят в культурную повестку. И одна из важнейших задач сейчас - растить местных профессионалов, чтобы появлялось как можно больше контента с локальной спецификой.
- Для творцов сейчас золотое время. Как мы видим в истории, раньше творцы были вынуждены идти к кому-то на поклон или обслуживать чьи-то интересы. Сейчас есть гранты, президентский фонд культурных инициатив. Никогда такого не было. Любые деньги дают, только должен быть правильно оформленный проект. Это все государство, - нахваливал систему поддержки культуры генеральный директор НПО «Кириллика» Шкаруба.
Создатель фестиваля медиаискусства «Нур» Рашид Османов сообщил, что за три года проведения фестиваля видит только положительную динамику. Если в первый год мероприятие посетило 14 тысяч человек, то годом позже посмотреть на инсталляции пришло 72 тысячи посетителей. А в 2023 году «Нур» посетили 98 тысяч человек. Напомним, что казанское студенческое конструкторское бюро (СКБ) «Прометей», созданное в 1962 году, стало пионером в области светомузыкального оборудования в Советском Союзе. Так что Казань по праву можно считать столицей медиаикусства, но это традиция почему-то была утеряна. А самый известный и большой в мире фестиваль проходит сейчас во французском Лионе - за неделю он собирает около двух миллионов зрителей. Поэтому и у казанского фестиваля потенциальная аудитория огромная.
Впрочем, среди почти бескрайнего оптимизма спикеров нашлось место и разговорам о трудностях. По словам министра, сегодня культура часто работает в условиях конкуренции, для которой не всегда легко выстроить объективные условия. И с сожалением заметила, что в сфере культуры есть тенденция ставить во главу угла не ценность произведения, а его цену.
- К сожалению, очень часто патриотизм сегодня воспринимается как топорный нарратив. Откроем любое СМИ, там столько негатива, но давайте обратимся к себе. Нельзя себя чувствовать ущербными. Мы действительно должны гордиться, мы ведь страна лесковских «Левшей». Нельзя сказать, что у ребят, реализующих проекты в сфере культуры, легкая жизнь. Каждый раз очень много нюансов, но они все патриоты, потому что реализуют проекты здесь. И вот это обращение к корням, их предмет исследования, это фундамент для подлинного патриотизма, - полагает Аюпова.
Всего в 2023 году на реализацию нацпроекта «Культура» в Татарстане было выделено 1,5 миллиарда рублей. За счет регионального проекта «Культурная среда» за год провели ремонт и открыли 35 учреждений, предполагается, что за 5 лет реализации региональной программы их число достигнет 137. В рамках проекта «Творческие люди» 4 529 специалистов прошли повышение квалификации, обучившись в 13 российских вузах.
Автор материала: Рамиль Акберов