Первая полная неделя февраля выдалась поистине насыщенной и интересной. Ведь одновременно получить к просмотру новые серии шестого сезона «Шеф. Мужская работа» и полностью все девять эпизодов совместного проекта НТВ/ИВИ «Страх над Невой», о таком изобилии долгожданных проектов в течение трех предыдущих месяцев можно было только мечтать.
А теперь самое интересное! При всем разнообразии сюжетных направлений сценарии сериалов «Шеф. Мужская работа» и «Страх над Невой», а также прошедших минувшей осенью с большим успехом премьер «Пилигрим» и «Такси под прикрытием» написал один автор – Андрей Лариков.
Новые, суперудивительные повороты сюжета шестого сезона «Шеф» и, в первую очередь, покушение скромной журналистки Молчановой на Министра МВД Новожилова мы обсудим в одном из ближайших выпусков. А сегодня все внимание уже прошедшей премьере «Страх над Невой».
Главные оппоненты
Три дня назад в некоторых зрительских комментариях к первому обсуждению сериала довольно часто звучала такая мысль: «Ожидала гораздо большего, все очень мрачно».
Но, позвольте, разве все другие или хотя бы одна история о серийных убийцах были веселыми и жизнеутверждающими? Давайте вспомним «Метод», «Консультант», «Душегубы», «Тень за спиной», «Хрустальный», «Чикатило», «Хороший человек», «Фишер» и другие. Какой из этих фильмов не был мрачным?
На мой взгляд, главенствующим успехом нынешней премьеры стало изначальное противостояние двух самых ярких персонажей – майора КГБ Чубина (Антон Хабаров) и капитана МВД Сбигнева (Сергей Яценюк).
С одной стороны, это умный, интеллигентный, но значительно надломленный длительным пребыванием в сектанском плену персонаж Антона Хабарова, а с другой стороны, наглый, самоуверенный, использующий непозволительные, поистине фашистские методы работы на допросах персонаж Сергея Яценюка.
Несомненно, капитан Сбигнев сразу же возненавидел своего оппонента. Ведь Чубин раз за разом, причем очень легко и в то же время профессионально разваливал различные «железобетонные» версии Сбигнева.
И потому по вине неугомонного комитетчика капитан Сбигнев и весь его отдел должны были снова и снова искать неуловимого преступника, который, как оказалось, все время был рядом, в одной команде «Динамо» и за одним столом.
Повторяю, на мой взгляд, именно столь яркие, диаметрально противоположные по своим жизненным принципам персонажи Антона Хабарова и Сергея Яценюка стали главенствующим фактором успеха премьеры «Страх над Невой».
И снова Егор!
Значительно отличается от двух главных героев персонаж Андрея Фролова. Причем снова, как и в знаменитых сериалах «Паромщица» и «Паромщица. Долина мечты», его персонаж именуется Егором, и все также страдает от неразделенной любви.
Но если в проекте телеканала «Россия 1» недосягаемым объектом счастья Егора была героиня Глафиры Тархановой, то здесь, на мой взгляд, объект обожания капитана Егора Федорова – регулировщица Вера (Евгения Лыкова) значительно проигрывает в сравнении с его подругой – Соней (Евгения Шахнович).
И потому итоговый выбор персонажа Андрея Фролова выглядит, как минимум, очень странным. Но, обычно в таких случаях говорят «любовь зла».
Удивительная позиция руководства МВД
А теперь я хочу вспомнить двух других персонажей. Это товарищ комиссар (до 1973 года звание генерала МВД именовалось именно так) в исполнении Олега Алмазова и непосредственный начальник Сбигнева и Федорова полковник Смирнов (Дмитрий Сутырин).
Вас не покоробило их поведение, их удивительное молчание, когда на поминках погибшего Кириллова Сбигнев и Федоров поочередно стали унижать Чубина?
Думаю, они мгновенно должны были одернуть и приструнить своих подчиненных, но вместо этого комиссар и полковник спокойно наблюдали за происходящим конфликтом.
А теперь о недостатках
Режиссер-постановщик Илья Максимов и продюсеры проекта собрали великолепный актерский состав, и потому к исполнителям главных и второстепенных ролей практически нет никаких замечаний.
Однако значительные замечания есть к некоторым действующим лицам и, прежде всего, к героиням Виктории Заболотной и Евгении Лыковой. Начну с бывшей жены Чубина. На мой взгляд, Мария Чубина очень непоследовательна в своих решениях и, соответственно, в своем поведении.
То она демонстративно унижает своего бывшего мужа новым романом, то, когда казалось, что «все мосты давно сожжены», Мария добровольно приходит к Владимиру на свидание и укладывает его в постель.
Затем, когда у главного героя рождается надежда на восстановление семьи, в доме Марии вновь появляется ее водитель-ухажер. Но, как мы видим в финальной сцене, семья Чубиных снова вместе, и на берегу Невы распивает шампанское с Егором в присутствии его беременной Веры.
Бедная Вера! Она так заигралась с мужем и любовником, прыгая то в одну постель, то в другую, что теперь наверняка не знает, кто же отец ее будущего ребенка? Но, разве это главное!
Главное, что все ритуальные убийства молодых женщин, совершенные исключительно в полнолуние, прекратились в пятой серии. И потому шестая – девятая серии прошли относительно спокойно, и все женщины – Мария, Вера и даже отвергнутая Егором Соня остались живы. Хотя, если честно, до последней минуты была мысль, что Болгин в отместку Егору за измену жены убьет Соню.
Но, повторяю, все героини остались живы, и это главное! Хотя непоследовательное поведение Марии и Веры вызвало множество вопросов.
Кто же главный душегуб?
Согласно лучшим канонам детективного жанра, личность безжалостного злодея, изнасиловавшего и убившего пять молодых женщин, до последней серии оставалась в тени и определилась лишь в середине девятого эпизода.
Им оказался лучший друг Егора Федорова – кадровый офицер Ленинградского УВД Сергей Болгин (Ян Ильвес). Бесспорно, Болгина раздражала интимная связь друга с его женой. Но главной целью внебрачного сына бога Семена (Андрей Шарков) был «жертвенный» Владимир Чубин. И потому все эти насилия и убийства молодых женщин были лишь приманкой для главного героя.
Любил ли Болгин свою жену Веру? Несомненно, любил! Но когда факт измены был установлен, участь Веры была предрешена. И только настоящая любовь Егора спасла ее от неминуемой гибели.
Честно говоря, я не люблю такие фильмы с изобилием насилия и убийств. Однако сериал Ильи Максимова, благодаря уникальности сюжета с сектантскими обрядами и первоклассным актерским составом, значительно выделяется на фоне большинства других проектов аналогичной тематики.
Конечно же, очень хочется выразить слова благодарности всей творческой и технической группе за такой классный сериал. Отдельное спасибо Антону Хабарову, Сергею Яценюку, Дмитрию Сутырину и Евгении Шахнович. Браво!