39 подписчиков

Панические атаки (2023 г.) драма о побеге из российского бескрайнего хаоса в европейские дизайнерские застенки.

Кадр из фильма "Панические атаки".
Кадр из фильма "Панические атаки".

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом о смене страны проживания. Многие утверждались в правильности идентификации с местом рождения, так же немало таких, кому дух отечества претит от слова «ёпты». Девушка Вика готова на всё, лишь бы оказаться по ту сторону границы, где ей представляется лучшее, из всего многообразия, существование. Бродить по ночным закоулкам замёрзшего, во всех смыслах, городка и петь песни в аквариуме караоке с энергетиками или слушать их же в белоснежной кровати в наушниках исправительного учреждения, для Вики такой вопрос не стоит, всё лучше, чем Родина.

Режиссёр Иван И. Твердовский, выигравший приз зрительских «юных» сердец Классом коррекции, фильмом, раздвигающим занавес быта детей с ограниченными способностями, делая это грубовато, но эффективно, после ставил только, без малого, ленты о подростках/молодёжи, проблемах и всеми связанными с этим последствиями их решений. Иногда прибегая к занимательным метафорам (хвост пожилой женщины) или, с оголтелостью соцреализма, бил наотмашь по мозгам публики (Наводнение). Во всех работах чувствуется откровенное сострадание и милосердие к судьбам героев, которые даже в самых ярких проявлениях неестественности способны передать авторский вопль. В Панических атаках обращение к публике доносится сквозь вакуумную перегородку караоке-беседки, что, возможно, более доходчиво сообщает мысль сценариста.

Твердовский как обычно старается избавиться от сигнатуры географии действия в рамках севера России, гипертрофируя бейджи местности посредством поголовно накрытых зимними чехлами автомобилей и бездонными дворовыми лужами, прыгая в которые со второго этажа, выныриваешь отнюдь не сразу. По пути следования героев, их конечная цель всё более проясняется на КПП в Костомукше, при обыске с возгласами на финском, пункт прибытия становится очевидным. Это не южная страна, куда устремлены большинство мигрирующих жителей, а такая же северная сторона, за исключением маленькой детали – в ней, в отсидке, некоторым нашим соотечественникам покойнее, нежели здесь.

Кадр из фильма "Панические атаки".
Кадр из фильма "Панические атаки".

Режиссёр провозглашает справедливую по сию пору аксиому – «Молодёжь всё еще оглядывается на запад, как на стабильную локацию гнездовья». Причины такого, в общем нормального, желания он не живописует визуальными образами, а помещает голоса героев в сжатую форму пустого подвального помещения, образуя некое подобие эхо-камеры, где собственные фразы возвращаются в разум в почти неизменном виде, потому такие мысли не подвергаются ламинальным методикам переработки. Он обращает внимание на катастрофическую глухоту к увещеваниям близких, которые используют мотивировки, которые лишь уверяют подопечных в верности намеченного пути.

Панические атаки – это на удивление очень правдивое кино, в котором художественные приёмы направлены на всецелое погружение в проблематику. Здесь показан путь за границы родины таким образом, что до недавних пор считался простейшим занятием в указанной области. Но моментальная действительность такова, что осуществить затею Виктории в нынешней реальности практически невозможно. Из-за подобной бюрократической дилеммы поступок девицы, которая подписав с дьяволом взаимовыгодный контракт, смотрится не столько ужасающим, сколько формой адовой фантасмагории. Когда при невозможных обстоятельствах, человек попадает в край обетованный, куда вход невозможен даже для избранных, и он не ловит момент блаженства, а жертвой аборигенов прописывает себя на этой земле навсегда, тогда назидательной картинкой иллюстрируется весь парадокс происходящего не только с героиней, но и с миров вообще.

Кадр из фильма "Панические атаки".
Кадр из фильма "Панические атаки".

Кино, не смотря на некоторую медленность развития, увлекательно наблюдать. И прыжок в бездонное придомовое озеро под мигание зелёного креста. Орание в такую же глубокую трубу желаний эвфемизмом матерщины. Прохождение контроля, встреча с сестрой и её дальнейшая судьба после подставы младшей кровиночки. Интересно, кефирно-мрачно и с минимумом диалогов, которые влетают в уши зрителя как в глубочайшую скважину. Познавательно? От части да, и если бы не претенциозность автора, можно было бы посмотреть всей семьёй. От такого никому не захочется свалить из «рашки».