Найти в Дзене
Geek Galaxy

Российские гик–сообщества в медийной среде

Оглавление

Просто красивая картинка, чтобы была
Просто красивая картинка, чтобы была

В информационную эпоху становится важным осмысленное потребление контента, которое отвечает запросу пользователя. Гик-культура – не исключение: различные вариативные медиаплощадки освещают ее. Сегодня мы поговорим об основных каналах трансляции гик-культуры.

Одна из форм медиа репрезинтации в рассматриваемой нише – это подкасты. Касательно гик–культуры можно выделить следующие:

  • «ID10T». Этот подкаст на английском языке и доступен на платформах: Apple Podcasts, CastBox, Google Podcasts. Автор – Крис Хардвик из The Nerdist. В каждом выпуске происходит общение с представителями индустрии, которые внесли свой вклад не только в развитие гик–культуры, но в развитие кульутры в целом. Например, в гостях уже были Крис Коламбус, Марк Хэмилл, Нил ДеГрасс Тайсон…
  • «Monday Karma» Этот подкаст доступен на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, CastBox, Google Podcasts. Подкаст о кино и сериалах, а иногда о комиксах и играх. Подкаст также затрагивает повседневные актуальные темы и разбирает их на примере гик мира. Наибольшее число прослушиваний набрал выпуск о боевых искусствах в российских фильмах.
  • «Off Topic». Этот подкаст на английском языке и доступен на платформах: Apple Podcasts, CastBox, Google Podcasts. Еженедельный разговорный подкаст с комедийными комментариями о поп–культуре. Здесь и обсуждения видео–игр, последних новостей и необычных проектов. Эпизоды не ограничены по времени, так что по атмосфере прослушивание Off Topic напоминает долгий разговор с друзьями.
  • «That Kind of Nerd» Этот подкаст на английском языке и доступен на платформах: Apple Podcasts, CastBox, Google Podcasts. Еженедельный подкаст обо всём, что происходит в гик–культуре. Краткие разговоры ведущих друг с другом. Авторы говорят простым языком, но при этом информацию о комиксах, фильмах, сериалах и технологиях.
  • «Отвратительные мужики». Этот подкаст доступен на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, CastBox, Google Podcasts. Несмотря на развлекательный характер, подкаст несет информативность о кино, видеоиграх, спорте и еде. В гости к ведущим часто приходят профессионалы из разных индустрий и рассказывают о внутрячковых штуках.
  • «Раскрашенные раскраски». Этот подкаст доступен на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, CastBox, Google Podcasts. Авторы подкаста – Руслан Хубиев и Илья Бройдо рассказывают зрителям о комикс–культуре и ее влиянии на современность.
  • «Снэпперкаст». Этот подкаст доступен на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, CastBox, Google Podcasts. Слушатели, вместе с авторами и приглашенными гостями разбирают гик–культуру с точки зрения гуманитарных наук – психологии, социологии, искусствоведения и прочего. Тут и обсуждения феминизма, сексуальности, комикс–образования.
  • «Эскейп». Этот подкаст доступен на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, CastBox, Google Podcasts. Подкаст является ответвлением канала 2х2 и посвящен историям людей, которые смогли справиться с трудностями в своей жизни благодаря поп–культуре. Авторы позиционируют каждый новый выпуск как это доказательство того, что поп–культура действительно может помочь справиться с трудной реальностью.

Анализируя содержание подкастов, позиционирующих себя как часть гик–культуры, можно заметить, что их главная цель – информационный характер. Именно подкасты способны сориентировать потребителя во всём, что происходит в гик–сфере. При этом гик–подкасты напрямую связаны с реальным миром: авторы подкастов могут обсуждать актуальные проблемы, такие как феминизм и буллинг, на примере гик–контента, или рассуждать о развитии технологий и затрагивать аспекты профессионального сообщества (кинодеятелей, художников, музыкантов, писателей). Характерная черта – отсутствие специальной терминологии и стремление быть понятными для всех.

Следующая форма медиаплощадок, которая неразрывно связана с гик–культурой – видеоролики и прямые трансляции.

  • «BadСomedian».Доступен на YouTube и ВК. Канал был создан в 2001 г. Евгением Баженовым. Отличительная черта – не только разбор и критика фильмов, но и социальный подтекст роликов. При этом фокус внимания в последние годы сосредоточен на кинокритике российского кино.
  • «Chuck_review». Доступен как на YouTube и RUTUBE, так и на платформе ВК и Дзен. Канал создан на YouTube в 2009 г., его автор – Даниил Сергеевич Лазаренков – профессиональный журналист, телеведущий и актер. Тематика его канала разнообразна – Лазаренков составляет рейтинги, высказывает собственное мнение об актуальных мировых событиях или личностях, записывает обзоры на кино‑ и анимационные ленты, а также сериалы, рекламу, компьютерные игры и телешоу.
  • «Kuplinov ► Play» ».Доступен на YouTube, ВК, Дзен, RUTUBE. Канал создан 23 декабря 2012 г. Канал посвящен прямым стримам с компьютерных игр и обзор на новинки.
  • «Russian Geek» Доступен на YouTube, ВК и Дзен. Канал посвящен гейм–обзорам с уклоном в игровые приставки, а также распаковке вещей для геймиров и применение их на практике (своеобразный тест–драйф).
  • «SirOldSchool». Доступен на YouTube и ВК. Канал посвящен гейм–обзорам: авторы проходят игры и выкладывают видео прохождения на медиаплощадку. Добротные обзоры игр и фильмов, наиболее полные истории консольных шедевров, монтаж, юмор и скетчи, содержательного и качественного содержания с развлекательной тематикой.
  • «Sndk». Доступен на YouTube и ВК. Канал Дмитрия Сыендука, профессионального актера озвучки о гик–культуре. Канал интересен тем, что автор выкладывает не только тематические ролики, но тревл–трипы в гик–места (например, в магазины комиксов, или в Японию, сосредоточившись на игровой индустрии в этой стране).
  • «Грядут приключения». Доступен на YouTube и ВК. Этот канал о пятерых друзьях, которые играют в Dungeons & Dragons. Среди нас есть актёры, режиссёры, художники, и сценаристы, но в первую очередь они – большие поклонники ролевых игр. Данная площадка объединяет всех, кто интересуется D&D системой НРИ.
  • «Дкино». Доступен как на YouTube, так и на платформе ВК и площадке Дзен. Канал был создан изначально на Ютуб платформе в 2018 г., затем параллельно стал выходить в ВК и Дзене. Авторы канала выкладывают видео и обзоры о новинках киноиндустрии и обсуждает последние новости шоубизнеса. Сам автор, Дэн Крылов, позиционирует свою медиа площадку как «место для высказывания своего мнения, где можно делится своими идеями. Здесь настоящая семья, собранная под одной крышей».
  • «Киноогонь». Доступен на YouTube и платформе ВК. Видеоролики на канале посвящены составлению рейтингов фильмов и сериалов, с их киноразбором выявлению особенностей съемок и культурного влияния.
  • «Настольные игры – Твой Игровой». Доступен на YouTube, ВК, Дзен. Канал создан в 2016 г., когда двое основных ведущих – Филипп и Денис, объединили личные каналы youtube и создали «Твой Игровой». Они сотрудничают с издательствами и независимыми разработчиками, снимают летсплеи и обзоры, топы и подборки настольных игр. Ведущие канала обозревают настольные новинки и выкладывают записи игр в компании.
  • «Ностальгирующий критик». Доступен на YouTube и Кинопоиске. Канал раскрывает особенности кинематографа 90х. Акцент делается на плохой актерской игре, нелогичности сценария и наличии бессмысленных сцен. «Ностальгирующий Критик» существует уже 16 лет и начинал, является родоначальником своего жанра: благодаря деятельности канала любительская кинокритика превратилась в развлекательный формат, который несет в себе цель проанализировать киноязык.

Таким образом, в отличие от подкастов, в видеороликах авторы четко разграничивают контент. Наиболее популярные темы:

  1. Кино и сериалы
  2. Настольные игры
  3. Настольно–ролевые игры

При этом все темы раскрывают не только информационно–содержательные аспект, но и показывают культурное влияние. Однако отличительная черта видеороликов – уклон в развлекательный аспект и наличие рекламных продуктов внутри видео. При этом важная особенность видео платформ – коммерциализация процесса. Часть прибыли авторы оставляют себе на развитие каналов, часть идет на благотворительность (например, 22 июля 2017 года «Kuplinov ► Play» организовал прямую трансляцию, на которой собрал 670 278 рублей для благотворительного фонда помощи детям с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями «Жизнь»).

Еще один важный аспект гик–культуры – творчество фанатов. В первую очередь данный аспект выражается в писательском мастерстве – создаются так называемые фанфики. Ниже рассмотрены основные площадки, которые культивируют литературные произведения фанфикшена.

  • «An Archive of Our Own» – некоммерческий пополняемый пользователями репозиторий фанатского творчества (фанфиков и фан–арта). Создан в 2008 году Организацией трансформационных работruen и был открыт для публичного бета–тестирования в ноябре 2009 года. На март 2021 года Архив содержит 7 млн работ в более чем 42600 фэндомах.
  • «Diary» российский сервис онлайн–дневников с уклоном в фандомы. Активен с 2002 г и включает в себя более миллиона пользователей, которые ведут свой дневник с теми настройками, которые ему удобны. Этот минус для широкой известности Diary стал огромным плюсом для спокойной, уютной атмосферы сайта: пользователи могут выбрать фандомы, в которых им интересно общаться, а также выбрать роль: писателя или читателя.
  • «Fanfics.me» – второй, после Фикбука, по популярности русскоязычный сайт для публикации фанфиков. Создан в 2014 году, как библиотека фанфиков и ориджиналов, а также место для общения авторов и читателей. Отличительная часть – отсутствие рекламы на сайте, что было выбрано сознательно, для удобства пользователей.
  • «Futhor.Today» – изначально сайт позиционировался как обзоры на книги и литературные произведения, однако со временем пользователи стали публиковать произведения фанфикшена. В настоящее время сайт позиционирует себя как электронная библиотека современной литературы – место, где можно бесплатно читать и скачать книги онлайн с телефона или компьютера, полные версии, все жанры.
  • «Hogwartsnet» – задумывался как отельный сайт, на котором будут собраны тематически фанфики по вселенной Гарри Поттера, однако с течением времени сайт стал охватывать творчество по таким вселенным, как «Шерлок», «Сверхъестественное», «Звездные войны», «Доктор Кто» и другим фандомам, а так же ориджиналы и книги.
  • «Wattpad» онлайн–сообщество для писателей и читателей, в котором пользователи могут размещать статьи, рассказы, фанфики, стихи и романы в режиме онлайн или через приложение «Wattpad». Помимо постоянного архива интернет–библиотеки, регулярно добавляются новые произведения, некоторые доступны для чтения лишь по мере их написания.
  • «Фикбук» – частично коммерческий русскоязычный архив фанфикшена, а также оригинальной прозы, поэзии и публицистики, размещаемых пользователями на безвозмездной основе. «Книга фанфиков», по состоянию на 2021 год, является самой большой русскоязычной площадкой для онлайн–публикации фанфиков, оригинальных историй (сокр. «ориджиналов») и литературоведческих статей. Сайт позволяет также публиковать переводы литературных произведений с иностранных языков. Изначально пользовалась спросом у школьников, но постепенно приобрела взрослый уклон и на платформе стали появляться фанфики на серьёзную тему[2].

Анализируя данный вид медиаплощадок можно заметить сочетание творчества, основанного на гик–тематике, которое постепенно переходит в создание ориджинов – оригинальных произведений с продуманным с нуля миром. Отличительная особенность русских платформ для фанфиков – использование заимствованных зарубежных платформ, и постепенный переход на отечественные. Изначальная задумка платформ для написание фанфиков – приверженность одному фандому – с течением времени сошла на нет и все активные на данный момент книги фанфиков ушли в смешение фандомов и жанров.

Необходимо отметить, что платформы для фанфиков выступают в качестве гиковских соцсети, в которых представители кульутры могут общаться друг с другом. Однако при этом существуют прфильные соц сети, такие как:

  • «Табун»– социальная сеть, изначально посвященная сериалу «My Little Pony: Friendship is Magic». Обсуждение сериала и всего прочего ведется в активной блогосфере – Табуне, и на форуме. На портале есть своя пони–вики, которую может каждый свободно дописать, постоянно пополняющаяся библиотека фанфиков, аудиокниг и Minecraft–сервер. У платформы есть свой чат, а организаторы поддерживают связь с участниками через форму обратной связи и почту. Минус платформы: с помощью форм обратной связи и почтовой переписки приходится долго ждать ответа, а встроенный чат, при закрытии, не сохраняет историю (закрыть его очень легко, буквально перйдя на другую страницу или вкладку).
  • Fandom – информационный ресурс гик–культуры. Здесь фанаты могут участвовать в обсуждениях, находить нужную информацию и делиться знаниями на любую тему. Участники могут создавать свою тему для обсуждения или участвовать в дискуссии, созданной другим пользователем. Минус платформы: заточённость на споры и отсутствие модераторов.
  • Amino – веб-приложение американской компании Narvii, Inc., онлайн-сервис для общения на разные тематики, наиболее популярной тематикой является аниме. Минусы: очень неудобный интерес и мало функционала, очень неудобный интерфейс с высоким порогом понимания.
  • MyShows– сервис, на котором собирается пользовательская статистика сериалов. Появился 26 июля 2009 года. После регистрации пользователь получает страницу, на которой отмечает просмотренные им телесериалы (конкретное количество серий). Автоматически рассчитано количество просмотренных серий, потраченных на это часов и дней. Минусы: не все сериалы доступны, нет возможности обмениваться личным мнение в карточке сериала.
  • Вконтакте – всем известная площадка, которую Денис красиво опишет. На ее платформе создаются фанатские группы, по тематическим направлениям, в которых происходит общение и совместная деятельность: фанаты обмениваются информацией, а иногда и атрибутикой, узнают новое и создают креативный контент. Минус площадки: незаконченность под фанатов и наличие многих «лишних» групп

Таким образом, существуют разнотипные медиа платформы, на которых происходит коммуникация фанатов между собой. Очень часто данные платформы отдаются в руки фанатов и их создатели не контролируют создаваемый контент и затрагиваемые темы (исключение – Вконтакте, но платформа была создана для общения людей вне зависимости от их принадлежности к гик–культуре). Желание создателей платформ удержаться в узкой теме быстро показывает свою неэффективность и поэтому создаются разнотематические подгруппы. Большая часть платформ ушла в коммерцию. Несмотря на это число подписчиков данных площадок растет и мы видим спрос на данный вид общения.

***

Таким образом, мы видим наличие разноплановых медиаплощадок для потребления отечественными приверженцами гик–культуры. Каждый фанат может выбрать подходящую площадку по теме и содержанию, однако, если исходить из логики что интернет пользователь выбирает медиаплатформу по причине конкурентного преимущества данного медиаресурса.

Еще один важный аспект, который стоит кратко обозначить – потребление не только визуального контента, но приобретение атрибутов, идентифицирующих их как гика: комиксы, книги, одежду, значки и прочее.

Коммерциализация культуры имеет местные особенности (гик–магазины в городах РФ), а также онлайн платформы, на которых фанаты заказывают себе новые товары. Характерная особенность: для заказов используются зарубежные интернет магазины, что показывает желание российского потребителя приобрести аутентичный товар.