Фильм - жуткий. В том смысле, что получилась жуткая тягомотина длиной в 2,5 часа. Причина тому одна: у автора фильма, М. Локшина, - в отличии от автора романа, - полностью отсутствует чувство юмора.
Из романа оказалось выкинуто все яркое, жизненное, живое, иначе говоря: быт. Получилась выхолощенная аллегория в стиле "Москвы" А. Зельдовича по сценарию В. Сорокина (отвратительный фильм 2000-го года выпуска, если кто-то, конечно, его еще помнит).
Даже мистика в нынешнем "Мастере и Маргарите" какая-то немистическая и немистичная. Плакатная. Это трюки в духе Дэвида Копперфильда, но уж никак не магия развлекающегося Мефистофеля. Все это выглядит так, будто в офонаревшую Страну Советов приехал вельможный англосаксонский гость с пятью козырными тузами в рукаве, а обиженный русский писатель, прекрасно владеющий немецким языком, начал ему жаловаться на жизнь.
И в конце фильма происходит чудо: вся Москва взрывается посредством цепной реакции. Сперва в одной квартире взрывается природный газ, а потом и во всех остальных. По всей столице взлетают столбы газпромовского дыма, на что с удовлетворением смотрит Воланд, его свита и примкнувшие к ним Мастер с Маргаритой. Эта финальная сцена целиком и полностью передрана с финальной сцены "Бойцовского клуба" (1999).
Но есть в этом унылом фильме и кое-что хорошее.
Самое скучное в романе (как по мне) - главы про Иешуа и любовная линия Мастер-Маргарита. Ну, и еще сцены в дурке, где, собственно, и рассказывает историю своей любви словоохотливый Мастер неудачливому "охотнику за привидениями" - прогрессивному пролетарскому поэту Бездомному.
Так вот: в фильме, по-моему, Е. Цыганов и Ю. Снигирь отлично сыграли Мастера и Маргариту. То, что было в книжке худшим, в фильме стало лучшим (за неимением другого). Печальная, даже угрюмая романтическая линия выглядит реалистично за счет такой же невеселой "химии" между одинаково депрессивными главными героями, клянущими, на чем свет стоит, этот мир.
Соответствует и антураж - "развал", оживленная улочка, где находится жилище Мастера. Изнутри его жилище выглядит очень объемно и никак не соответствует экстерьеру) Вдобавок это странно контрастирует с мегаломанскими образами, которые находятся за пределами улочки. То есть, это хоть как-то, но выбивается из общей надуманной унылости всего фильма. Другое дело, что и эта любовь, и этот антураж скорее соответствуют не "булгаковской" Москве, как я ее себе воображал, читая роман, а, скорее, декадентскому "серебряному веку". Но и то неплохо!
Но в целом, конечно, плохо.
И если на то пошло, то и не может режиссер-русофоб снять хороший русский фильм. Когда и нормальные режиссеры не могут)
Оценка: 4,0 из 10.
Режиссер: Михаил Локшин
Сценарий: Роман Кантор, Михаил Локшин (по одноименному роману Михаила Булгакова)
Оператор: Максим Жуков
Композитор: Анна Друбич
В ролях: Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Аугуст Диль, Клас Банг, Юрий Колокольников, Алексей Гуськов, кот Кеша, Юра Борисов, Алексей Розин, Данил Стеклов.
Читайте также на моем канале: