Какой лак выбрать для картины, написанной маслом?

2,8K прочитали

Вы наверняка знаете, что масляную живопись покрывают лаком. Но зачем? И как понять, какой именно лак нужен, ведь в художественных магазинах мы сталкиваемся с огромным ассортиментом?

Постараемся прояснить эти вопросы и поможем сориентироваться при выборе правильного финишного покрытия.

Лак для живописи маслом
Лак для живописи маслом

Лак нужен прежде всего для предохранения живописи от агрессивной внешней среды. Он препятствует загрязнению картины, защищает красочный слой от воздействия УФ-лучей и влаги, устаняет пожухлости, придает яркость оттенкам, раскрывает лессировочные слои, выравнивает общий блеск и создает ощущение глубины цвета.

Покрывать картину лаком или нет - выбор художника. Например, если вы написали картину объемным мазком или мастихином, то её можно оставить в первозданном виде, но живопись в технике лессировки никогда не раскроется в своем полном звучании без финишного слоя лака.

О технике многослойной живописи читайте здесь

Живопись лессировками под лаком и без
Живопись лессировками под лаком и без

Главное, что нужно помнить:

КАРТИНА ДОЛЖНА ПОЛНОСТЬЮ ПРОСОХНУТЬ ПЕРЕД ПОКРЫТИЕМ ЛАКОМ.

При этом не стоит думать, что если краска не пачкается, то она просохла. В глубине слоя вполне может сохраняться влага и если вы покроете лаком такую работу, то со временем краска растрескается. В среднем живопись просыхает около года. Если вы писали очень тонкими слоями, то этот процесс может занять около 3-х месяцев, но навряд ли меньше. Если картина написана пастозным мазком, то полное высыхание может растянуться на пару лет.

Виды лаков
Виды лаков

Лаки бывают глянцевые, полуматовые и матовые. Первые дают наиболее сильный блеск и яркость цвета, но и блики на таких работах будут интенсивнее. Так что тут при выборе стоит больше ориентироваться на свой вкус, или, если вы знаете где именно будет висеть картина, на место ее расположения и близость к источникам света.

При финишном покрытии картину располагают горизонтально, чтобы лак не образовал потеков и был распределен по холсту равномерно. Наносят лак широкой мягкой кистью тонким слоем, совершая движения в разных направлениях. Можно использовать синтетический флейц или специальные кисти для лака (продаются в строительных магазинах). Лаком картину обычно покрывают в 2 - 3 слоя, давая каждому слою подсохнуть в течении 30 минут - 24 часов, в зависимости от выбраного лака.

При покупке обязательно обратие внимание на прозрачность лака, срок годности и на то, что он действительно предназначен для масла (!). Если лак просроченный или бракованный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности. Так что имеет смысл сделать пробный выкрас прежде чем наносить лак на холст.

Рассмотрим самые распространенные лаки для живописи.

Даммарный лак "Невская палитра"
Даммарный лак "Невская палитра"

Даммарный лак - самый популярный среди художников. Представляет собой раствор смолы даммара в пинене. Для разбавления лака применяют пинен.

  • Может использоваться как покрывной и как ретушный (в процессе работы прокладывается между слоями краски для лучшего сцепления).
  • Часто даммарный смешивают с маслом для его уплотнения при работе над картиной в лессировочной технике, чтобы придать слоям большую глубину.
  • При старении желтеет, поэтому применять его для финишного покрытия картин, выполненных в холодных тонах, не стоит.
  • Может помутнеть в помещениях с повышенной влажностью.

Акрил-фисташковый лак, фирма "Таир"
Акрил-фисташковый лак, фирма "Таир"

Акрил-фисташковый лак - состоит из синтетической смолы с небольшим добавлением фисташковой смолы. Разбавляется пиненом.

  • Отличается прозрачностью и эластичностью покрытия.
  • Не мутнеет и не желтеет со временем.
  • Подойдет для картин в любых тонах.
  • Используется только в качестве покрывного.
  • Может применяться только после полного высыхания. Не рекомендуется покрывать картину этим лаком ранее, чем через год после написания

Фисташковый лак - представляет собой раствор фисташковой смолы в пинене с незначительными добывками уайт-спирита и бутилового спирта. Растворитель - пинен.

  • Практически не отличается по свойствам от акрил-фисташкового лака
  • Скорость высыхания гораздо ниже, чем у других лаков.
Акрил-стирольный лак, фирма "Невская палитра"
Акрил-стирольный лак, фирма "Невская палитра"

Акрил-стирольный лак - имеет синтетическую основу.

  • Создает тонкое, прозрачное покрытие.
  • Не меняет цвет и не желтеет.
  • Полностью просыхает в течение не более чем 24 часов.
  • Обладает хорошей водостойкостью.
  • Может использоваться только в качестве финишного покрытия после полного просыхания работы.
Пихтовый лак, фирма "Невская палитра"
Пихтовый лак, фирма "Невская палитра"

Пихтовый лак - на основе пихтовой смолы.

  • Аналогичен даммарному.
Ретушный лак, фирма "Невская палитра"
Ретушный лак, фирма "Невская палитра"

Упомянем и ретушные лаки, не стоит их путать с покрывными. Используются они для разведения красок, усиливают сцепление слоев при многослойной живописи, устраняют пожухания красок на готовой работе.

В качестве ретушных лаков можно использовать даммарный и пихтовый. Кедровый лак является исключительно ретушным.