Уже почти полтора века человечество восхищается шедеврами французского гения, новатора современного искусства ваяния - Огюста Родена, непревзойдённый талант которого нередко становился предметом скандалов и сплетен. Его скульптурное наследие – это настоящая энциклопедия стилей: здесь и реализм, граничащий с романтизмом, импрессионизм и яркий символизм, невероятная экспрессия и модерн.
И невзирая на то, что венцом его творчества называют скульптуру «Мыслитель», есть в его копилке работа, хотя и менее популярная, но гораздо мощнее в плане сюжета и виртуознее в своём исполнении. И это - скульптура «Граждане Кале», мимо которой пройти просто невозможно...
Родившись в простой семье служителя префектуры, Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917), как говорится, с неба звезд не хватал, учился весьма посредственно. Исключением было рисование, благодаря которому Огюст в 16-лет стал учеником Малой профессиональной школы, готовящей художников, декораторов и ювелиров. Однако дальше дело не пошло. Окончив начальное учебное заведение, Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безрезультатно.
И по этой причине будущей знаменитости много лет пришлось перебивался заработками подмастерья, простого декоратора и скульптора на общественных работах. И, разумеется, свою мечту стать настоящим профессионалом Роден не оставлял. Поэтому так сложилось, что большинство его авторских работ были созданы уже в зрелом возрасте, когда скульптор достиг виртуозного мастерства в трёхмерной передаче не только форм человеческого тела, но и эмоционального состояния своих героев.
Однако, к сожалению, вместе со славой и признанием Огюста Родена, как новатора в скульптуре, пришли в его жизнь и скандалы. Нужно сказать, что роденовские новаторские методы вызывали искреннее недоумение и отвергались многими заказчиками, они никак не могли признать экспрессию и модерн в искусстве. А поскольку скульптор нередко творил и в стиле классического реализма, то недоброжелатели обвиняли его в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков, настолько мастерски и достоверно они были изображены... И в этом был весь трагизм ситуации.
Памятник с многовековой историей
Перед ратушей на окраине парка Сен-Пьер в Кале находится один из самых известных скульптурных изваяний Огюста Родена в виде шести-фигурной композиции. Это памятник «Граждане Кале», созданный в честь самопожертвования шести лидеров небольшого французского городка после годовой осады вражескими войсками. Скульптурная композиция состоит из группы мужчин, идущих куда-то босиком, одетых в рубище и с канатными петлями на шеях. От фигур веет глубоким трагизмом и отчаянием. И немудрено - ведь эти люди идут на верную смерть.
Эта скульптурная композиция одна из самых потрясающих памятников творческого наследия великого Родена. Нужно также отметить, что скульптор лично создал из оригинала памятника, установленного в городе Кале, во Франции, ещё две авторские копии.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Поэтому это шедевральное творение можно встретить и в Англии в Лондоне, и в дворе его дома в Париже. Последняя композиция была создана автором за личные сбережения и на сегодняшний день является достоянием музея Родена. Её может увидеть каждый посетитель музейного комплекса.
Предыстория
Этот памятник, посвященный подвигу гражданам города Кале, был изваян по заказу муниципалитета этого города. Церемония его открытия состоялась в 1895 году, а вот события, отражённые в сюжете, затрагивают 1346-1347 гг. Поэтому, чтобы узнать сюжетную привязку к тому времени необходимо заглянуть в историю Средневековья.
В старинной французской хронике указано, что во время Столетней войны в 1346-1347 годы, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и претерпевал голод и страшные лишения. После долгой осады изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были уже сдаться на милость врагу, но держались из последних сил. Предчувствуя такое настроение несчастных французов, король выдвинул ультиматум: либо город будет полностью разрушен, а все его жители убиты, либо город будет сдан. При этом ключи от городских ворот должны будут вынести шестеро самых знатных и почитаемых горожан Кале. И выйти они должны босиком, с петлями на шеях и с непокрытой головой, чтобы тут же подвергнуться казни. А взамен Эдуард III дал обещание, что остальных горожан не тронут, и сам город не будет разрушен.
Далее во французской хронике говорится, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив этот ультиматум, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. Услышав из уст бургомистра требование англичан, люди притихли, кто в раздумьях, а кто в унынии. Однако вскоре толпа расступилась и на центр площади вышел самый богатый в городе - Эсташ де Сен-Пьер. За ним последовал почтенный Жан д'Эри, имевший двух красивых молоденьких дочерей на выданье.
Третьим и четвертым вышли Жан и Пьер де Виссаны, родные братья, тоже из числа состоятельных горожан. Спустя несколько минут к группе смертников подтянулись хорошо известные в Кале Андрьед Андр и Жан ди Фиенн. Вскоре, сняв обувь, надев рубища и верёвочные петли на шеи, смертники с ключами отправились в стан врага.
Их тут же было велено казнить, и палачи уже было начали готовить свои приспособления. Но неожиданно случилось непредвиденное — молодая королева, уроженка Фландрии, бросилась перед Эдуардом на колени и вымолила помилование обречённым на гибель. Король не мог ей отказать любимой супруге, поскольку королева ждала ребёнка.
Создание памятника
Именно эти шесть мужественных граждан города, вызвавшихся добровольно пойти на верную смерть, запечатлены в композиции Родена. При чём скульптура отражает начало их "позорного" шествия на эшафот. К слову, описанные события происходили незадолго до героической эпопеи Жанны д'Арк, которая также была связана с ходом той же 100-летней войны. Поэтому и неудивительно, что это событие с веками стало легендарным, если не сказать «хрестоматийным» сюжетом во Франции.
О «шестерых из Кале», разумеется, помнили и спустя пять веков. В 1845 году впервые была высказана мысль о том, чтобы ознаменовать их подвиг установкой памятника на главной городской площади в Кале. Инициатива исходила от муниципалитета города. Было предложено воздвигнуть статую Эсташу де Сен-Пьеру аллегорического характера, призванную напоминать о геройском поступке жителям и гостям города. Заказ был сделан скульптору Давиду Анжерскому, который неожиданно умер, и эта задумка так и осталась в проекте.
Лишь спустя 40 лет, в 1884-м, эта идея вновь завитала в воздухе. На этот раз заказ был предложен скульптору Огюсту Родену, который, рассмотрев проект, до глубины души был потрясен историей подвига соотечественников. При этом он высказал мысль, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но и всем остальным героям. Он считал, что каждый из этих людей достоин быть увековеченным, поскольку каждый из них был личностью - со своим характером и темпераментом, каждый по-своему реагировал на экстремальную ситуацию накануне неминуемой смерти. Ведь мужество, которое дается человеку, намного труднее, чем воинская доблесть. Оно является показателем борьбы между чувством долга и страхом смерти. И оно было в душе каждого из образов.
При этом скульптор так загорелся своей идеей, что даже согласился на гонорар, выделенный муниципалитетом лишь на одно-фигурный памятник. Начав работу над эскизами, Роден решил, что героев своей композиции он разместит прямо на улице, не используя никакого постамента, чтобы прохожие могли буквально заглянуть в глаза каждому, почувствовать себя частью происходившего много столетий тому назад.
По замыслу скульптора композиция должна была отразить момент прощания, момент осознания скорой гибели, единого порыва всех шестерых, их жертвенности. При этом каждый в отдельности скульптурный образ будто бы демонстрирует свою реакцию на ожидаемую гибель: готовность, решимость, отчаянье, ужас, смирение, растерянность. Ведь эти шестеро еще не знают, что супруга английского короля вымолит у мужа для них помилование – и поэтому реально готовятся к смерти.
Нужно также отметить, что в процессе создания скульптур Роден часто спорил с заказчиком. К примеру, чиновникам муниципалитета претило то, что скульптор хотел изваять фигуры в рубищах и босыми, а также с опущенными головами, поскольку представителям местной власти герои виделись изящно одетыми и горделивыми. Но мастер всё-таки настоял на своем видении.
Единственное чем остался недоволен Роден в своей работе, так это то, что при установке уже готового памятника в 1895 году по требованию муниципалитета города композиция из 6-ти фигур была поднята на высокий постамент. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году. У себя же дома в саду скульптор установил «Граждан Кале» прямо на траву, и они идут, как живые, рядом, чтобы прохожие могли буквально заглянуть в глаза каждому, почувствовать всем сердцем трагедию происходящего.
Необычная композиция монумента
Шесть фигур, созданных после долгих поисков и подготовительных эскизов, представляют собой необычный монументальный ансамбль, который не имеет своего фронтального фасада, он требует многих точек обозрения. Больше того, композиция расположения статуй вообще не позволяет видеть все шесть фигур одновременно - хоть одна из них всегда оказывается заслонена другой. Именно по этой причине не существует такого фотоснимка роденовского монумента, который показывал бы всех шестерых героев сразу. С каждой новой точки обзора выступают новые детали и другое соотношения фигур. Именно этот прерывистый силуэт и столь же прерывистый ритм усиливают впечатление драматичности происходящего.
И хотя все шестеро, составляющие эту трагическую группу, объединены единой волей и намерением, каждый из них остается погруженным в свой наглухо замкнутый душевный мир, в который пытаются заглянуть миллионы наших современников.
И в заключение хотелось бы отметить, что памятник патриотизму и гражданскому самопожертвованию во времена Огюста Родена был событием довольно-таки редким и знаменательным.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Тем не менее сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века никого из наших современников не оставляют равнодушным, при этом вызывая весьма любопытный вопрос: а вот в наши дни кто-либо из власть имущих, олигархов, богачей способен на такое вот самопожертвование ради своих сограждан, народа, своей страны. Почему-то очень сомнительно...
А как думаете вы?
Даже став уже известным мастером, Роден ежедневно практиковался в быстром рисунке и эскизах. Поскольку в своих скульптурах мастер всегда стремился передать характер через жесты и движение персонажей, его никогда не интересовали застывшие фигуры. Он долго мог наблюдать за натурщиками, подгадывая момент, когда те примут необычную позу. И тогда молниеносно, в несколько очертаний запечатлевал этот ракурс. К слову, до наших дней дошла целая серия
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть вам интересно:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090224/58891/