Остановившись перед клеткой льва, отец говорит маленькому сынишке :
- Это царь зверей.
- Почему ?
- Ну, он сильнее всех, он может задрать любое другое животное. Даже человека.
- Он может съесть даже тебя ?
Думаю, что да, если сумеет выбраться из клетки.
Мальчик с интересом оглядел льва, наконец повернулся к отцу и прошептал :
- Папа, если он оттуда выберется, на каком автобусе мне ехать домой ?
Тема отцов и детей, младшего и старшего поколений. Перед кем-то она ставит неразрешимые, как сложный кроссворд, вопросы, кто-то легко преодолевает барьеры воспитания. Но ясно одно: сколько существует человечество, столько и будут ломаться копья вокруг взаимоотношений родителей и детей.
Рождается ребенок, и уже на пороге большого жизненного пути его не принимают таким, каков он есть на самом деле. Его нужно дисциплинировать. В нем много такого, чего родители и общество не могут принять, лишь немногое в маленьком человечке заслуживает одобрения взрослых.
И ребенку приходится подстраиваться. Он должен отказываться от многих составляющих своей сущности, которым нельзя позволить проявиться. Он принужден отвергать их настолько, что сам перестает осознавать их присутствие.
Все общество держится на подавлении, а начинается оно у всех с раннего детства. Нередко наша подавленная часть начинает утверждать себя, пытается бунтовать, она хочет вылететь из клетки, куда была насильственно посажена, но нам приходится снова и снова загонять ее обратно. Мы плохо понимаем, что происходит, и в результате возникает страх перед самим собой.
Психологи изучали эти процессы и настаивают на том, что ребенок становится «неправильным» после четырех лет. Где-то начиная с этого возраста, он теряет, как кошелек в давке, естественность. До этого он оставался частью огромного мира цветов и деревьев, птиц и животных, то есть он был самим собой и частью природы. Переступив через четырехлетний рубеж, ребенок вливается, как приток в реку, в общество с его правилами и моралью, установками и обязанностями.
Вступая во взрослый мир, дети представляют собой чистую дощечку, на которой окружающие немедленно начинают писать, даже не подумав о разрешении на это. Родители, школа, соседи и т.д. пытаются внести свою лепту в соответствии со своим типом мышления и поведения. В конечном счете, в результате всех этих усилий и намерений получается лицемер, человек, который знает, что он делает, но не вкладывает в это сердце. Он становится фальшивым и превращается в раба тех, кто его окружает.
Ребенок учится одной вещи: для того, чтобы существовать в этом мире, он всегда должен делать правильные вещи и никогда – неправильные. Окружающие оценивают его по тому, как он себя ведет. Но ребенок – это не механический робот. Нашалив, поступив наперекор взрослым, он начинает чувствовать себя виноватым и отвергать самого себя. Он говорит: «Я нехороший. Я плохой мальчик, плохая девочка…» А проблема в том, что вещи и явления, которые мы называем неправильными – естественны, и так как ребенок еще не может себя преодолеть, они упорно происходят.
В возрасте до четырех лет трудно встретить отвратительного ребенка, все они прекрасны. Если хотят плакать – плачут, хотят смеяться - смеются, а если разгневаны – гневаются. Они свободны, правдивы, верны данному моменту, никогда не симулируют.
Но очень быстро дети обучаются взрослым играм. Они начинают понимать: «Если я улыбнусь матери, это ее порадует, так ее легче будет уговорить». Ребенок становится политиком, он выжидает. Внутри он может гневаться, но как только покажется мать, он улыбнется, так как это единственный путь, чтобы получить жвачку или мороженое. Позднее подобное поведение закрепляется, появляется все больше масок на разные случаи жизни, и сущность человека просто затушевывается.
Очень многие родители не осознают своей роли в процессе «программирования» ребенка и поэтому не могут понять, что от того, что они делают, будет зависеть то, как ребенок будет подготовлен к жизни.
Родители ребенка – это ближайшие учителя. И это именно те люди, общение с которыми для него важнее всего, поэтому он главным образом учится у них. Если у него нет родителей или есть только один из них, он оказывается в невыгодном положении, потому что позже ему придется соревноваться с людьми, имевшими возможность учиться у двух родителей. Ребенок, воспитанный в присутствии надежного, как трехлинейная винтовка, мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодный старт, и вряд ли он придет к финишу первым.
Маленький ребенок разговаривал с матерью, и мать сказала:
- Никогда не забывай, что нужно помогать другим.
И ребенок спросил:
- Что тогда будут делать другие?
Естественно, мать сказала:
- Они будут помогать другим.
Ребенок сказал:
- Кажется, это странная схема. Почему не помогать себе, вместо того, чтобы все сдвигать и напрасно усложнять?
Можно с полной уверенностью сказать, что какова у ребенка семья, такова и его дальнейшая судьба. Если члены его семьи все время ссорятся, жадничают, упрекают друг друга по каждому пустяку, то и ребенок вырастет жадным и агрессивным. Ведь не зря говорят, что яблоко от яблони недалеко падает, подобных примеров вокруг великое множество.
Если же ребенок видит в отношениях родителей любовь, уважение и великодушие, он прочно усваивает, что именно так нужно относиться ко всем, надо любить и уважать окружающих людей. Он пытается жить таким же образом и будет готов учиться на опыте, если вдруг дела пойдут не так, как надо.
Однако родители /к счастью или к сожалению – зависит от ситуации/ все же не несут полной ответственности за своего ребенка. «Программу» во многом задает общество, в котором он растет, культура этого общества, среда, все те, с кем он сталкивается в жизни, а также его внутренняя направляющая система. Если большинство этих факторов окажется со знаком «плюс», из наших детей смогут вырасти гармоничные, полноценные люди.
Наивно пытаться в рамках этой небольшой статьи разрешить глобальную, вечную, не решенную и по сей день проблему взаимоотношений между поколениями. Остается вспомнить строки пролетарского поэта :
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха :
- Что такое хорошо
И что такое плохо ?..