Найти тему
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

ТАК МИР ЛИ ТЫ, О, СПОРТ?



Спортивные новости нынче не обходятся без того, чтобы не упомянуть, почему такой-то футбольный клуб купил заморского полузащитника. Или о том, почему этот полунападающий перешёл из Каравансарая в Галатасарай. Теннисные новости начинаются с сообщения о призовом фонде турнира. Допинговые скандалы не умолкают, жульничество процветает даже в шахматах – кажется, оно называется читерством.
***
Прошло более ста лет с той поры, как Пьер де Кубертен, зачинатель современного олимпийского движения, спортивный и общественный деятель, историк, педагог, литератор и прочая, и прочая, изрёк девять спортивных заповедей. Одни говорят, что с тех пор всё изменилось – и спорт, и мир, и спортсмены, и комментаторы с болельщиками; тренеры меняются калейдоскопически; со спортивными скандалами могут соперничать разве что голые вечеринки поп-звёзд. Другие говорят: ничего не изменилось. И приводят аргументы времён древних Олимпийских игр: спортсмены перед состязаниями пожирали инжир и какие-то грибы. И на этот допинг древнегреческий МОК смотрел сквозь пальцы.

Может быть, в древности на время проведения Олимпиад войны и прекращались, но... только на время. Тот же французский барон де Кубертен, который изрёк: «О, спорт, ты – мир!» – в 1936-м был так очарован Гитлером, что завещал ему все свои труды и пообещал проводить Олимпиады только в Германии. Растроганный фюрер отвалил барону рейхсмарок и решил сделать всё возможное, чтобы выдвинуть дедушку на Нобелевскую премию мира. И выдвинул. Однако мировую Нобелевку получил антифашист Карл фон Осецкий. Кубертен и Гитлер были страшно огорчены. Так что во все века спорт был миром двойных стандартов, скандалов и чистогана. Но это у них.
***
Другое дело – у нас. Мы – девятикратные (подряд) хоккейные чемпионы мира. А такой хоккей, как у них, нам не нужен. У нас бескорыстно радуются спортивным успехам на всех уровнях, вплоть до районного, и участвуют во всех видах, от перетягивания каната до бега в мешке – бесплатно. А разве забудешь ржевскую городскую эстафету к 9 Мая! Дороги перекрывали, когда по центральным улицам города бежали все от мала до велика. Школьники стояли на своём этапе вместе со взрослыми мужиками – со всех предприятий наскребали представителей. Помнится, они зубоскалили, ожидая эстафетную палочку: «Давно не тренировался, последний раз бежал на автобус от проходной до остановки». Коллега поддакивал: «Да, я тоже бегал, только за винишком». И неудобно было их обгонять, кучно бежали все.

Недавно, когда мой питерский внук гостил на каникулах, он нашёл мою грамоту из военно-спортивного лагеря. Я там второе место по подтягиванию занял. Внук ходит в кружок по айкидо и на шахматы. Подтягивается 20 раз. Пристал: «Дедушка, а сколько раз ты тогда подтянулся?». Пришлось сказать, что не помню. Рассказал ему, как я стал чемпионом части по шахматам. Жалко, грамоту не сохранил, а вручал мне её полковник, который командовал установкой, сбившей американского шпиона Фрэнсиса Пауэрса. Грамоты нет, но внук верит, в шахматы я его пока обыгрываю.
***
Как ликовал наш болельщик, когда штангист Василий Алексеев, «не отмеченный грацией мустанга» (Владимир Высоцкий), устанавливал очередной рекорд в прямом эфире! Или когда Наталья Лисовская затолкала ядро в такую даль, что судьи с ищейками еле нашли. А Сергей Бубка, а Елена Исинбаева? На новогодних «огоньках» хоккеистов сажали за один столик с космонавтами. От нашей гимнастки Ольги Корбут даже безумные американцы с ума сходили. Увы, сегодня и наш болельщик превратился в рулеточника. Я, говорит, поставлю на Синнера, но болеть буду за Медведева. Патриот...

Заповедь Кубертена «Спорт вне политики» вызывает усмешку даже у тех, кто комментирует сегодняшние события: «От российских спортсменов требуют заниматься политикой, что полностью противоречит не только сути спорта, но и Олимпийской хартии». Хартию давно похерили.

Беспредела в нашем спорте хватало ещё до санкций и разоблачений главы российской антидопинговой лаборатории Родченкова, свалившего в Америку. Вспомним, как в девяностые пропала жена футбольного тренера ЦСКА, – её так и не нашли до сих пор. А до жены у этого же тренера загадочно умерла пятнадцатилетняя дочь. Так мир ли ты, о, спорт?

От российских спортсменов требуют осудить политику своей страны, чтобы иметь возможность выступать без флага и гимна. Отказались единицы – лыжники (тут тренер Елена Вяльбе поработала) да гроссмейстер Сергей Карякин. Другие наши шахматисты всё, что нужно, подписали. Ян Непомнящий недавно в престижном турнире занял восьмое место и жутко радуется, что чемпион мира китаец Дин Лижэнь, которому он мировую корону продул, расположился в итоговой таблице турнира в Вейк-ан-Зее ещё ниже, чем он.

Нет, я буду болеть за Сергея Карякина, которому не дают играть скоты-функционеры. И за нашего пловца Климента Колесникова, которому они же не хотели засчитывать рекорд мира. Правда, признали лучшим пловцом. Но на Олимпиаду при этом не пускают.
***
Последняя байка о спорте: «В здоровом теле – здоровый дух». Никто так не гробит здоровье, как профессиональный спортсмен, будь он альпинист или шахматист. Статистика заболеваний по некоторым видам спорта от медиков: «Орган: мозг. Фактор риска: бокс. Патологии: болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, энцефалопатия. Фактор риска: шахматы. Патологии: шизофрения (наиболее известные примеры здесь – Гата Камский и Бобби Фишер). Орган: правый локоть. Фактор риска: теннис. Патологии: так называемый «теннисный локоть» – профессиональная деформация сустава правого локтя, в результате которой некоторые движения рукой причиняют теннисистам боль. Орган: вены на ногах. Фактор риска: марафонский бег. Патологии: варикозное расширение вен. Орган: колени. Фактор риска: тяжёлая атлетика, бег, горные лыжи, спортивная гимнастика. Патологии: надрывы сухожилий, выпадение мениска, артрозы».

Дальше эскулапы пишут о смертях от передозировки стимуляторами, упоминают велосипедистов, умерших прямо на трассе, об американке Флоренс Гриффит Джойнер, чей мировой рекорд на сто-и-двухсот метровке едва ли когда-нибудь будет побит. Её не поймали на допинге, но девушка умерла совсем молодой. Впрочем, если медиков послушать – и в мешке бегать нельзя, и канат перетягивать.

Древние греки самым главным чувством считали чувство меры. Древний римлянин Ювенал сказал: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом». Современный поэт Игорь Иртеньев подытожил:

В здоровом теле – здоровый дух.
На самом деле – одно из двух.

Александр НАЗАРОВ.