Найти тему
Гражданские силы.ру

Как политическая нестабильность в Африке и Латинской Америке влияет на доступность шоколада

Биржевая стоимость какао-бобов превысила $5000 впервые с 1977 года. Аналитики связывают рекордное подорожание этого продукта со сложностями, возникшими с транспортировкой грузов через Красное море из-за атак йеменских хуситов на торговые суда

Фото © «Гражданские силы.ру»
Фото © «Гражданские силы.ру»

В то же время руководитель сегмента «Умные цепи поставок» рабочей группы FoodNet НТИ Сергей Косогор рассказал, что на рынок какао-бобов оказывает давление и множество других негативных факторов. Перебои с морской навигацией через Красное море действительно влияют на стоимость продукции, выращенной в странах Юго-Восточной Азии – Индонезии, Малайзии и Шри-Ланке. Большинство какао-бобов поставляются на мировой рынок из африканских государств. Около 70% производства приходится на Гану и Кот-д’Ивуар, и там к подорожанию приводят совсем другие причины. Косогор пояснил, что уже не первое десятилетие политическая нестабильность в странах Африки толкает вверх биржевые цены какао-бобов. И сейчас эта нестабильность лишь обострилась.

С 2022 года по Западной Африке прокатилась волна военных переворотов. Армейское руководство сместило гражданские правительства и захватило власть в Мали, Буркина-Фасо, а в июле 2023 года также в Нигере. Все эти страны входили в Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Другие члены ЭКОВАС отказались признавать легитимность власти мятежников, а в конце лета даже был сформирован международный военный контингент для восстановления конституционного порядка в Нигере. Однако интервенции так и не произошло. Мали и Буркина-Фасо заявили о готовности оказать силовую поддержку нигерской хунте в случае вторжения соседей, а в конце января все три страны заявили о выходе из ЭКОВАС. В это же время путчисты стали наращивать военно-техническое сотрудничество с Россией. Минобороны РФ уже направило в Буркина-Фасо первую группу военнослужащих. Поскольку другие страны Западной Африки, а также активно сотрудничающие с ними Франция и США выступают против такого геополитического разворота, ситуация в регионе остаётся напряженной. Кроме того, прежнее правительство Нигера оказывало активную помощь международной коалиции по борьбе с терроризмом в Сахеле. После госпереворота это сотрудничество было прекращено, и через считаные месяцы наблюдатели начали фиксировать многократное увеличение количества терактов, совершаемых исламистскими группировками. Разгул терроризма представляет угрозу и для соседних государств, в том числе крупнейших производителей какао-бобов, и повышает риски для ведения бизнеса.

Немногим лучше складывается ситуация и в ряде латиноамериканских стран, где выращиваются какао-бобы. Основными экспортёрами в этом регионе являются, по словам Косогора, Бразилия, Мексика, Венесуэла и Эквадор. В Венесуэле продолжается тяжелейший экономический кризис, усугублённый международными санкциями из-за недемократических методов удержания власти президентом Николасом Мадуро. К слову, в 2024 году в Венесуэле предстоят президентские выборы, на которых действующий глава государства, чью легитимность оспаривает оппозиция, западные и многие латиноамериканские страны, рассчитывает на очередную победу. А значит Венесуэлу может ожидать ужесточение санкционного режима. Эквадор, в свою очередь, также оказался в условиях, не способствующих мирному и успешному развитию сельского хозяйства. С начала января в стране вспыхнуло противостояние правительства с преступными группировками. После нескольких случаев побега высокопоставленных представителей наркомафии из тюрем и беспорядков в пенитенциарных учреждениях насилие выплеснулось на улицы, и властям пришлось вводить режим ЧС и внутреннего вооружённого конфликта. Конфликт на Ближнем Востоке, из-за которого оказался почти парализован трафик в Красном море, также продолжается. После активного вмешательства США география боевых действий и число вовлечённых участников только выросло. Таким образом, фактор политической нестабильности в разных регионах мира становится всё более весомым при формировании цен на какао-бобы.

Эксперты опасаются, что из-за ситуации в мире шоколад в России может стать ещё более дорогим и даже дефицитным товаром. Аналитик Владимир Чернов предположил, что при сохранении текущих трендов сырьё для производства шоколада к концу года может подорожать ещё на 25-30%. А основатель кондитерской фабрики «Томер» Андрей Латышев добавил, что торговые сети не позволяют производителям повышать отпускные цены соразмерно растущим издержкам, поэтому многие небольшие и средние предприятия могут отказаться от производства продукции, содержащей какао. Это, в свою очередь, грозит дефицитом шоколада на полках магазинов.

Доктор экономических наук Леонид Холод подтверждает, что дефицит шоколада и многих кондитерских изделий с добавлением какао действительно может возникнуть, хотя виной тому будет не столько подорожание какао-бобов, сколько сложности с их транспортировкой. Экономист напомнил, что сухопутных маршрутов поставок какао из стран Африки в РФ нет. Основным пунктом перевалки этой продукции остаётся порт Роттердама, а из-за санкционного противостояния Евросоюза с Москвой логистика на этом направлении крайне затруднена. Кроме того, нехватка сырья может наблюдаться по всему миру, поскольку к политической нестабильности добавляются климатические факторы. Из-за засухи в Западной Африке объёмы сбора кофе и какао уже снизились.

Отличным выходом из ситуации могло бы стать развёртывание собственного производства какао-бобов на российской территории. Экономист, эксперт рынка FoodNet Алексей Кук уверен, что современные технологии индустриального фермерства позволяют это сделать. По его словам, в регионах с избыточной энергогенерацией можно развернуть фермы, не зависящие от климатических условий и способные выращивать практически любую растительную продукцию. Правда, для этого необходимы инвестиции в производство собственного оборудования и разработку специфического ПО, однако Россия вполне может решить эти задачи. Эксперт подчеркнул, что на развитие новой отрасли потребуется как минимум десять лет, но чрезмерно высокие мировые цены на какао-бобы стимулируют выход на рынок новых стран и брендов, и Россия может войти в их число. А пока будет происходить эта трансформация рынка, потребителям и в нашей стране, и во всём мире, вероятнее всего, придётся сталкиваться с ростом цен на шоколад, сокращением его ассортимента и повышением доли различных заменителей.