Немного о личности мастера.
Константин Федорович Юон родился в 1875 году. Коренной москвич. С 1892 по 1898 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его педагогов в училище был великий Константин Савицкий.
В начале ХХ века совместно с другим ярким представителем московской школы живописи Иваном Дудиным основал свою студию живописи. В ней получили первые навыки живописи многие мастера, в том числе и такие известные, как Вера Мухина и Роберт Фальк.
В этот период К. Юон много работает в качестве театрального художника. В 1907 году в Париже в рамках Русских Сезонов Сергея Дягилева с большим успехом прошла опера "Борис Годунов", художником-постановщиком спектаклей был именно Константин Юон.
До революции основной темой творчества были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи Москвы и русских городов и сёл не далеко от Москвы.
Лично моей любимой работой К. Юона этого периода является полотно 1915 года "Мартовское солнце", сейчас оно находится в Третьяковской Галерее.
К. Юон, как и ещё некоторые известные художники с энтузиазмом встретил революции 1917 года.
Несмотря на это в его работах и на протяжении всего советского периода одним из главных героев остаётся ХРАМ.
Уже во время правления большевиков в 1921 году он пишет свою самую известную работу "Купола и ласточки"
Первой значимой работой в дореволюционный период стала огромная акварель размер 167,5 на 62,5 см. "Старая Москва. Москворецкий мост", 1911 года. Эта картина имеет огромную ценность не только как произведение искусства, но и как памятник, сохранивший для нас архитектурный облик старой Москвы и ее повседневную жизнь во всех реалиях.
На вытянутом по горизонтали большом рисунке размещено огромное количество персонажей, объектов и архитектурных деталей. Это панорама Москвы первого десятилетия ХХ века с видом на Кремль с Москворецкого моста, с противоположной стороны реки.
Это очень яркая, многоцветная и многофигурная акварель, которая почти с фотографической точностью запечатлела простой быт большого города. На картине зима или самое начало весны, потому что на реке лед не сплошной – у набережных стоят вмерзшие в него баржи, но видно, что слой тонкий, просвечивает вода. Это подчеркивает и грязный, растоптанный и разъезженный снег на мосту, по которому в город движется огромное количество пешеходов, груженых саней, ямщиков с седоками, крытых экипажей и даже симпатичный красный трамвайчик – знаменитая «Аннушка».
И над всем этим парят, как бы благословляя суету большого города храмы Московского Кремля и Покровский Собор на Васильевском Спуске.
Проходит 38 лет. Константин Фёдорович Юон художник обласканный властью, в 1943 году он получает Сталинскую премию 1-й степени, в 1947-м становится Академиком Академии Художеств СССР.
Так вот в 1949 году он пишет свою последнюю картину и снова одним из главных персонажей становится Храм. Всё тот же Покровский Собор на Красной Площади.
Название полотна говорит само за себя "Парад на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года".
Главный герой это конечно стройные колонны войск Красной Армии, которые прямо с парада идут на фронт. И на ратный подвиг их вместе благословляют и мавзолей Ленина и православный Покровский собор.
Так сложилось, что точки из которых К.Ф. Юон писал свою первую и последнюю картины разделяют всего около 1 км. городского пространства. А места, которые он изобразил хорошо знакомы всем москвичам, да наверно и не только москвичам.