Найти тему

Место вдохновения великого русского и советского художника К. Юона. Именно эту часть Москвы он изобразил на первой и на последней картине.

Немного о личности мастера.

Константин Федорович Юон родился в 1875 году. Коренной москвич. С 1892 по 1898 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его педагогов в училище был великий Константин Савицкий.

В начале ХХ века совместно с другим ярким представителем московской школы живописи Иваном Дудиным основал свою студию живописи. В ней получили первые навыки живописи многие мастера, в том числе и такие известные, как Вера Мухина и Роберт Фальк.

В этот период К. Юон много работает в качестве театрального художника. В 1907 году в Париже в рамках Русских Сезонов Сергея Дягилева с большим успехом прошла опера "Борис Годунов", художником-постановщиком спектаклей был именно Константин Юон.

До революции основной темой творчества были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи Москвы и русских городов и сёл не далеко от Москвы.

Лично моей любимой работой К. Юона этого периода является полотно 1915 года "Мартовское солнце", сейчас оно находится в Третьяковской Галерее.

Фото автора канала
Фото автора канала

К. Юон, как и ещё некоторые известные художники с энтузиазмом встретил революции 1917 года.

Несмотря на это в его работах и на протяжении всего советского периода одним из главных героев остаётся ХРАМ.

Уже во время правления большевиков в 1921 году он пишет свою самую известную работу "Купола и ласточки"

Фото из интернета
Фото из интернета

Первой значимой работой в дореволюционный период стала огромная акварель размер 167,5 на 62,5 см. "Старая Москва. Москворецкий мост", 1911 года. Эта картина имеет огромную ценность не только как произведение искусства, но и как памятник, сохранивший для нас архитектурный облик старой Москвы и ее повседневную жизнь во всех реалиях.

Фото автора канала.
Фото автора канала.

На вытянутом по горизонтали большом рисунке размещено огромное количество персонажей, объектов и архитектурных деталей. Это панорама Москвы первого десятилетия ХХ века с видом на Кремль с Москворецкого моста, с противоположной стороны реки.
Это очень яркая, многоцветная и многофигурная акварель, которая почти с фотографической точностью запечатлела простой быт большого города. На картине зима или самое начало весны, потому что на реке лед не сплошной – у набережных стоят вмерзшие в него баржи, но видно, что слой тонкий, просвечивает вода. Это подчеркивает и грязный, растоптанный и разъезженный снег на мосту, по которому в город движется огромное количество пешеходов, груженых саней, ямщиков с седоками, крытых экипажей и даже симпатичный красный трамвайчик – знаменитая «Аннушка».

И над всем этим парят, как бы благословляя суету большого города храмы Московского Кремля и Покровский Собор на Васильевском Спуске.

Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.
Фото автора канала.

Проходит 38 лет. Константин Фёдорович Юон художник обласканный властью, в 1943 году он получает Сталинскую премию 1-й степени, в 1947-м становится Академиком Академии Художеств СССР.

Так вот в 1949 году он пишет свою последнюю картину и снова одним из главных персонажей становится Храм. Всё тот же Покровский Собор на Красной Площади.

Название полотна говорит само за себя "Парад на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года".

Фото автора канала.
Фото автора канала.

Главный герой это конечно стройные колонны войск Красной Армии, которые прямо с парада идут на фронт. И на ратный подвиг их вместе благословляют и мавзолей Ленина и православный Покровский собор.

Так сложилось, что точки из которых К.Ф. Юон писал свою первую и последнюю картины разделяют всего около 1 км. городского пространства. А места, которые он изобразил хорошо знакомы всем москвичам, да наверно и не только москвичам.