Хорошо известна классическая формула начала завещаний в дореволюционном русском праве: «в здравом уме и твердой памяти». Я же, продолжая изучать духовные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков, нашла «предков» этой фразы. Итак, какими словами описывали дееспособность завещателя в те времена?
Первый вариант духовной грамоты великого князя Ивана I Даниловича Калиты, около 1339 года. Читаем: «Пишу душевную грамоту, никимь не нужен, целым своим оумом, в своем здоровьи». То есть: никак не принуждаем, в нетронутом/здоровом уме, не больной/в хорошем состоянии здоровья. Но отмечу, что в те времена понятие «ум» несколько отличалось от современного. В древнерусский период человек считался божественным творением, а ум относился к нравственной и эмоциональной сферам духовности, помогал постигать бога. Ум был величием духа, поэтому выражение «целым своим умом» завещания можно понимать и как «крепкий духом». И лишь с XVIII века, с эпохи Просвещения, трактовка концепции ума приближается к современной: ум – способность к абстрактному мышлению/высокое развитие интеллекта; цельный ум – здравомыслие, безумие – психическое нездоровье, слабоумие – степень умственного здоровья.
У старшего сына Ивана I Даниловича Калиты, великого князя Симеона Ивановича Гордого в «душевной» грамоте 1353 года формула звучала как «при своем животе, целым свои оумом». Еще из источников XI века известно значение слова «живот» – жизнь. Так, «в животе/при животе» – при жизни; «по живот/до живота» – до конца жизни/до смерти; «в животе нет/в животе не стало» – нет в живых/умер. «Живот» затем встречается в более поздних княжеских грамотах. Ну а другой сын Ивана Калиты – великий князь Иван II Иванович Красный, сменивший брата Симеона Гордого на московском троне, в завещании (около 1358 года) повторил отцовскую формулу: «Пишу грамоту душевную, ничим же не нужен, целым своим оумом, во своем здоровье. Целый ум и свой живот фигурируют, в частности, в грамотах родных великого князя Ивана II Ивановича Красного – сына, великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1389 год) и племянника, удельного князя Серпуховского и Боровского Владимира Андреевича Храброго (около 1401-1402 года).
Сын Дмитрия Донского, великий князь Василий I Дмитриевич составил три духовные грамоты. В первой (1406 или 1407 год) формула звучала как «пишу грамоту душевную в своем смысле, добр, здоров». Вот тут интересный момент. «Добр, здоров» – так значится в тексте грамоты по изданию «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков», М-Л, 1950 год. В предисловии указано, что «знаки препинания расставлены по смыслу, применительно к современному их употреблению». А в «Словаре русского языка XI-XVII веков» фигурирует выражение «добр здоров» (без запятой) из источников XIII и XVI веков, которое составители трактуют как «жив и невредим». В источниках XVII века «в добром здоровьи» – благополучно, в целости и сохранности. Например: «Они ту великого государя соболиную казну до Якутцкого острогу довезли в добром здоровьи, безо всякой порухи». Смею предположить, что в завещании Василия I Дмитриевича имелось ввиду хорошее здоровье. Во второй (около1517 года) и в третьей (1423 год) князь написал еще проще: «При своем здоровье пишу грамоту душевную». А что же такое «в своем смысле»? С XI века одно из значений слова «смысл» – рассудок, сознание. Например, «благ смысл» – благоразумие; «словесный смысл» – способность разумно мыслить. Еще мне нравится выражение из трактата XVII века «Гражданство обычаев детских»: «дети, ащи излишняго ядания и спания употребляти будуть, тупаго смысла бывают».
Интересна формулировка в завещаниях родственников великого князя Василия I Дмитриевича – его вдовы, великой княгини Софьи Витовтовны (1451 год) и племянника, князя Верейского и Белозерского Михаила Андреевича (около 1486 года): «пишу сию духовную грамоту в своем смысле и в своем разуме». Опять-таки с XI века первые значения слова «разум» – способность познавать/мыслить, здравомыслие. «Своим разумом» – отдавать отчет в своих действиях, быть в вменяемом состоянии. В современном языке слова «ум» и «разум» синонимичны, у наших же предков их употребление имело нюансы. Возвращаясь к княжеским завещаниям. Иван IV Васильевич Грозный в 1572 году написал просто: «Пишу сие исповедание своим целым разумом».