Найти тему
Андрей Шишкин

ШКОЛА – источник умений и навыков для САМООБРАЗОВАНИЯ!

Памятка для родителей будущих первоклассников

То о чём пишу в основном было хорошо известно в Советской школе сороковых -пятидесятых годов, тогда учили основательно, единственным недостатком  было то, что не выводили на уровень самообразования. Но сейчас по моим ощущениям,  в современной школе всё это основательно забыто, потому и пишу.

Делал уроки с внуком. Задание по математике. Четвёртый месяц первого класса. Обратил внимание на то, что нарушен основной принцип обучения - одна трудность в процессе урока или задания. В данном случае насчитал семь трудностей одновременно,  хотя их можно разбить и на большее количество.

0. Задание присылается маме на телефон.

1. Детей не научили правильно держать карандаш, правильно располагать тетрадь и руки при письме.

2. Не научили правильно выписывать буквы и цифры, и не дали времени на выработку навыков написания букв и цифр.

3. В задании из «Тетради для домашних работ» много текста, для детей которые ещё могут не уметь читать.

4. Сам процесс складывания и вычитания.

5. Обнаружение закономерностей в рядах и примерах и их продолжение при решении.

6. Красивая типографская «Тетрадь для домашних работ» вынуждает ребёнка использовать резинку, чтобы исправлять свои ошибки и каракули.

Тетрадь для домашних работ должна быть простая с линейками для крупного шрифта, чтобы мелкие помарки были менее заметны. Также нужны косые линии, помогающие ребёнку выработать правильный разборчивый почерк. Никакого стирания своих огрехов, это нужно чтобы ученик мог отслеживать свой прогресс. Домашние работы нужны не для выставки, а для работы  над собой.

Домашние задания должны выполняться с хорошим настроением и в максимально короткое время, а не превращаться в продолжительную пытку.

Основное правило: переходить к новой трудности можно только тогда, когда выработан навык или хотя бы умение и предыдущая трудность преодолена.

В нашем случае всё свалено в кучу. Каждый ребёнок идёт в школу с желанием учиться, но всё это, с очевидностью, приведёт к тому, что только единицы с трудом преодолеют эти сложности, остальные же возненавидят сам процесс обучения и школу вообще.

Известный лозунг: – « ШКОЛА – источник ЗНАНИЙ !» в наше время не только потерял актуальность, но и превратился в ловушку для наших детей.

В наше информационное время знания (информация) лезут со всех щелей, через мультфильмы, телевизор, компьютеры, телефоны и т. д.  А чего не хватает?  Не хватает умений. Как правило, дети не имеют чётких обязанностей по дому, не научены к распорядку.    Во времена актуальности лозунга, большинство первоклассников приходили в школу уже обладая навыками и умениями для участия в хозяйственной и бытовой жизни семьи, самостоятельного общения с братьями и сёстрами и соседскими детьми дома и во дворе. Сейчас это не так. Нужно изменить этот лозунг на следующий:

ШКОЛА – источник умений и навыков  для САМООБРАЗОВАНИЯ!

Первоклассника  нужно научить следующим навыкам:

1. Создавать рабочее настроение;

2. Правильно держать карандаш;

3. Правильно держать осанку – спина прямая, локти опираются на парту;

4. Левая рука придерживает тетрадь лежащую с наклоном на наклонной поверхности;

5. Правая рука держит карандаш, конец которого смотрит в плечо;

Лучше всего это делать за конторкой с наклонной доской, когда ребёнок стоит и у него меньше возможностей исказить свою осанку.

6. Писать буквы и цифры в двух клеточках;

Это очень важно, так как при этом ребёнок учится не только красиво и разборчиво писать, но и думать. Для того чтобы написать букву или цифру нужно знать – куда поставить кончик карандаша, с каким наклоном и куда повести карандаш, где коснуться линии, где пересечь другую и т.д. То есть, для  написания буквы, нужно одновременно держать в уме  несколько объектов, а это первый шаг к системному мышлению* и формированию непротиворечивой картины мира. Писать в двух клетках дети должны не менее года, чтобы вышеперечисленные умения* перешли в навыки*.

7. Самый главный навык - делать домашние задания САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Поэтому никаких заданий маме на телефон быть не должно! Учитель должен проконтролировать, чтобы ребёнок записал задание в свою тетрадь для домашних работ.

Задания по объёму должны быть такими, чтобы ребёнок мог с ними справиться не более, чем за пятнадцать минут.

В последующие годы начальной школы дети должны овладеть следующими навыками:

1. Навык делать домашние задания САМОСТОЯТЕЛЬНО! Все домашние задания делаются исключительно в простых тетрадях. Никаких типографских «Тетрадей для домашних работ», из них брать только задания и то не все, а посильные ребёнку, которые он знает как делать.

2. Навык правильно, красиво (по крайней мере разборчиво), желательно, грамотно и быстро писать. Для этого задания по всем предметам выполняются в тетрадях с одинаковыми линейками.

3. Навык  читать с пониманием прочитанного ( не обязательно вслух и на время). Если ребёнок ответил на вопросы по тексту – этого достаточно.

4. Навык производить вычисления в уме. Знать таблицу умножения и дроби.

Все другие предметы должны помогать освоению вышеперечисленных умений. Иностранные языки, на данном этапе, давать только устно, чтобы заучивали разговорные модели без всякой грамматики. Разговорный язык усваивается на подсознательном уровне, а грамматика на сознательном уровне, что препятствует как воспринимать, так и воспроизводить язык на слух,  поэтому немногие в советской школе и вузах выходили на разговорный иностранный.

5. В последующем навык самостоятельного выполнения заданий переводить в режим самостоятельного изучения предметов по  учебникам и книгам.

Школьные программы выстроены по другому, они не дают времени на усвоение даваемого материала, поэтому необходимо ребёнка обучать основным темам заранее, дать ему время на формирование навыка, чтобы уже освоенный материал  он только закреплял повторением на школьных уроках, это не сложно, и помочь своему ребёнку выполнять домашние работы в соответствии с вышеперечисленным в силу каждого родителя!

________________

Информация – это когда о чём-то рассказали и даже показали как что-то надо делать.

Умение   – когда ребёнок сам что-то выполнил и повторил.

Навык -  Это когда умение доведено до автоматизма.

Понимание – это когда навык можете применять в любых данных условиях и даже самому создавать новые, где навык может быть применён.

Системное мышление – способность формировать непротиворечивое  мозаичное мировоззрение на всю возможную глубину его рассмотрения, видеть любую проблему во взаимосвязи со всем объективным единым и целостном миром.

Памятка для выполнения домашних работ: https://andrfrend.livejournal.com/21441.html