Найти в Дзене
Слово и страница

Металитературная рефлексия в романе М. де Унамуно «Туман»

Мигель де Унамуно-и-Хуго, родившийся 29 сентября 1864 года в Бильбао и умерший 31 декабря 1936 года в Саламанке, был известным испанским философом, писателем и общественным деятелем баскского происхождения. Он был важной фигурой «поколения 98 года». Мигель де Унамуно-и-Хуго автор ряда романов, пьес, поэтических сборников и философских трудов, а его произведение "Житие Дон Кихота и Санчо" (1905) считается одним из самых известных. Тема веры и безверия является одной из ключевых в творчестве Унамуно. Молитва атеиста Господь несуществующий! Услышь В своём небытии мои моленья: Ведь Ты всегда подаришь утешенье И кроткой ложью рану исцелишь. Когда нисходит в мир ночная тишь И мысль вступает с вымыслом в боренье, Надеждою отгонишь ты сомненье, Своё величье сказкой подтвердишь. Ты так велик, что миру не вместить Величья твоего. Ты – лишь идея, А я за это мукою своею, Своим страданьем обречен платить. Бог выдуман. Будь ты реален, Боже, - Тогда б и сам я был реален тоже. (Перево

Мигель де Унамуно-и-Хуго, родившийся 29 сентября 1864 года в Бильбао и умерший 31 декабря 1936 года в Саламанке, был известным испанским философом, писателем и общественным деятелем баскского происхождения. Он был важной фигурой «поколения 98 года». Мигель де Унамуно-и-Хуго автор ряда романов, пьес, поэтических сборников и философских трудов, а его произведение "Житие Дон Кихота и Санчо" (1905) считается одним из самых известных.

Тема веры и безверия является одной из ключевых в творчестве Унамуно.

Молитва атеиста

Господь несуществующий! Услышь

В своём небытии мои моленья:

Ведь Ты всегда подаришь утешенье

И кроткой ложью рану исцелишь.

Когда нисходит в мир ночная тишь

И мысль вступает с вымыслом в боренье,

Надеждою отгонишь ты сомненье,

Своё величье сказкой подтвердишь.

Ты так велик, что миру не вместить

Величья твоего. Ты – лишь идея,

А я за это мукою своею,

Своим страданьем обречен платить.

Бог выдуман. Будь ты реален, Боже, -

Тогда б и сам я был реален тоже.

(Перевод А. Косс)

Унамуно пишет про свою землю:

Кастилия, ты ввысь меня возносишь

на заскорузлой, высохшей ладони

к ветрам студеным, к огненному солнцу

на небосклоне.

Отчизна наших душ и рук шершавых!

Буграми мышц твои поля застыли…

Здесь в каждом звуке слышен отголосок

старинной были.

Пустынны каменистые нагорья…

Но в сочном небе – голубая нива,

где солнце высекает искры, словно

огонь – огниво.

Кастилия, земля до поднебесья!

На этой высоте весь век мой мне бы

стоять, вдыхая полной грудью ветер,

вдыхая небо.

Я песнь тебе сложу, и если будет

она тебя достойна, край орлиный,

то спустится сама на землю к людям

с твоей вершины.

(Пер. Сергея Гончаренко)

Роман Мигеля де Унамуно «Туман» - это произведение, в котором герой впервые изображен в прямых взаимоотношениях с автором. Текст создается в 1914 году и занимает важное место в творчестве писателя, поскольку затрагивает ключевые для творчества Унамуно темы: соотношение реальности и художественного текста; взаимоотношения человека и Бога; поиски веры; природа человеческой личности; вопрос смерти и бессмертия.

-2

Одной из главных проблем философии Унамуно можно назвать внутреннюю духовную жизнь личности. Автор отрицает абстрактную идею о человеке как о разумном существе и настаивает на том, что подлинного внимания заслуживает отдельный индивид в контексте своего собственного уникального духовного пути и поиска Бога. Отдельный индивид признан Унамуно экзистенциальным сознанием, основополагающей категорией, ориентиром, системой координат, с точки зрения которой следует рассмотреть и время, и историю, и человечество в целом Таким образом, основная задача творчества по Унамуно связана с экзистенциальными предпосылками искусства в целом. Ключевая функция творчества в том, чтобы примирить человека с самим собой, помочь человеку преодолеть мысль собственной предельности, собственной смертности и ограниченности. С точки зрения Мигеля де Унамуно, изначальная цель философской мысли - не что иное, как поиск законченности в мире.  

-3
-4

Отсюда вытекает неизбежное практическое измерение любой философии, которая намерена заняться первичным вопросом о смысле жизни и творчества человека.

Вполне закономерно, что вопрос конечности человеческого бытия напрямую сопряжен с проблемой существования Бога и его участия в человеческой судьбе. Стремясь пронаблюдать природу человека в его отношениях с Создателем, Унамуно также выходит на более глубокий и масштабный уровень обобщения. Писатель обращает внимание на саму природу искусства, проводя параллель между процессом создания художественного текста и действиями Творца.

Жанровое определение романа «Туман» - нивола. Внимательный читатель может предположить, что масштабная творческая и философская мысль Унамуно не могла уже облечься в прежнюю форму. Рамки классического романа сковывали художественный замысел автора, не давая ему проявиться в полной мере. М. А. Кондрашева пишет о том, что «что философские произведения Унамуно, как и его политическая деятельность, характеризовались неприятием внешних 524 обязательств. Он не состоял ни в каких политических партиях, писал во всех жанрах, но не отдал предпочтения ни одному из них. В каждом отдельном случае он стремился так перевоссоздать форму, чтобы она выразила его глубинное убеждение в том, что воля индивидуального человека и духовные борения, вызываемые его страстями, составляют конечный смысл его существования. Так, Унамуно назвал один из своих романов «Туман» (Niebla, 1914), желая подчеркнуть ирреальность внешнего мира – «тумана» по сравнению со значимым миром, творимым волей главного героя». 

Одной из отличительных черт ниволы «Туман» является ее спонтанность, незаконченность, максимальное уподобление самой жизни. Сам автор говорит о своем творческой замысле: «Прочь предварительный план, ведь ты не здание.<…> Не надо пытаться регулировать свои действия разумом <…> не становись, как планета на своей орбите, рабом определенной траектории».

-5

Нивола Унамуно уже не является в полной мере замкнутым единством, имеющим четкую структуру и завершенность, которым был классический роман XIX века. «Туман» Унамуно – это не только изображение жизни, это отождествление художественной реальности с жизнью.В центре повествования - история Аугусто Переса, богатого, интеллектуального и довольно замкнутого человека. Аугусто представлен читателю и как несчастный влюбленный, который не знает, какой ему совершить выбор, и как герой, которому суждено участвовать в сложной металитературной игре самого Унамуно. Аугусто описывает свой мир как полный мелких и почти незаметных событий, которые затуманивают его видение. Аугусто утверждает, что он существует, хотя внутренне признает, что это не так, и угрожает Унамуно, говоря ему, что он не является окончательным автором. Аугусто напоминает Унамуно, что он может быть лишь персонажем одного из снов Бога. Аугусто возвращается в свой дом и умирает. Был ли он убит Унамуно или покончил жизнь самоубийством, является предметом споров и в основном зависит от мнения читателя. Книга заканчивается тем, что сам автор рассуждает о том, не вернуть ли ему характер Аугусто. Однако он приходит к выводу, что это неосуществимо. Надгробную речь произносит Орфео, собака Аугусто.

В какой-то момент у читателя создается впечатление, что сам Унамуно отрицает свою власть Творца данного текста. Художественный мир настолько тесно переплетается с реальностью, что порой одно невозможно отделить от другого. Автор появляется в тексте для того, чтобы вывести героя из тумана своих заблуждений, которые мучают его. Унамуно рассеивает перед Аугусто туман его обыденной жизни, показывая ему эфемерность происходящего. Герой начинает задумываться над смыслом жизни и именно в этот момент в его душе зарождается сомнение, а влюблен ли он по-настоящему в Эухению. Повинуясь естественному ходу вещей, Аугусто делает Эухенио предложение выйти за него замуж и лишь потом он задумывается над теми причинами, которыми он действительно руководствовался, решаясь на этот шаг. Впервые мысль о том, что его жизнь подчинена чужой воле приходит Аугусто в голову за игрой в шахматы. Каждый ход в шахматах непоправим, а фигура, которая уже совершила действие, обязана продолжать игру. Аугусто Перес не идет по жизни, ясно сознавая смысл бытия, а скорее прогуливается, блуждая в тумане. 

Объяснение Виктора Готи в самом начале произведения проливает свет на авторский замысел. Кульминационный момент «Тумана» приходится на эпизод, в котором герой поднимает настоящий бунт против автора, подобно Люциферу, который осмелился пойти против Творца. Вторая часть (главы VII- XXV) является смысловым ядром повествования. Аугусто приходится выбирать, принимать решения и действовать. Третья часть посвящена агонии и смерти главного героя, что по-сути и является развязкой. Аугусто ощущает свое тотальное одиночество в мире, ведь настоящая и искренняя любовь, которая могла бы вдохнуть смысл и жизнь во все, что он делает, оказалась лишь иллюзией его сознания, миражем, трагическим обманом, причем обманом героя самого себя.

Стоит также отметить одну парадоксальную черту данного произведения. С одной стороны, события романа как бы происходят сами собой. С другой стороны, перед читателем предстает четко выверенная повествовательная структура, которая подчиняется строгим законам. В каком-то смысле, сама нарративная спонтанность также является иллюзией. Все новеллы, помещенные в произведение работают сообразно глубинному авторскому замыслу, что, безусловно, придает тексту целостность и композиционную законченность.

Таким образом, мы подходим к важному выводу о том, что по Унамуно - акт тотализации воображаемого - это акт творчества: воображение - это творчество. Итак, создавать означает тотализировать, открывая возможное - что равносильно тому, чтобы сказать: открывая будущее. Имея своим объектом абсолютно возможное, означающее символическую тотализацию реальности, воображение является созданием надежды : надежда или вера является самым глубоким созданием воображаемого. Именно с этой точки зрения мы можем подойти к унамунианскому определению воображаемого как "плоти веры" (carne de la fe).

Творческий импульс в произведении способен развиваться сразу на нескольких уровнях. Перед нами мир художественного текста, реальность, в которой живет автор и божественная субстанция, во многом не доступная для нас. Так Унамуно приходит к важному выводу, что наша жизнь также является своего рода «литературной» игрой в руках Творца, который волен менять персонажей и повествовательные схемы по своему собственному усмотрению. Свобода выбора в нашей человеческой реальности, таким образом, также является иллюзорной. Вполне возможно, что мы сами являемся персонажами божественного произведения, в котором уже определена концовка и количество героев. Как мы видим, металитературная рефлексия в романе Мигеля де Унамуно напрямую связана с вопросами поиска Бога, свободы выбора и реализации творческого и духовного потенциала отдельной личности.

Литература

• Корконосенко К.С. Мигель де Унамуно и русская культура. СПб, 2002.

• Тертерян И.А. Мигель де Унамуно // Испытание историей: очерки испанской литературы XX века. М., 1973. С. 75-130.

• Степанов Г.В. Разнообразие поэтических проекций (Унамуно, Валье-Инклан, Бароха): Художественно-философские искания Мигеля де Унамуно // Язык. Литература. Поэтика. М., 1988. С.282-291.

• Плавскин З.И. Мигель де Унамуно // Испанская литература XIX-XX веков. М., 1982. С.77-88.

• Изотова И.С. Человек, Бог и религия в философской танатологии Мигеля де Унамуно // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 142-149. 5

•    Плавскин 3.И. Испанская литература XIX —XX веков: Учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1982. – 247 С.

• Унамуно М. Агония христианства: «Мигель де Унамуно «О трагическом чувстве жизни». Серия «Книги века»». – М.: Символ; Киев, 1996. – 123 С.

• Унамуно М. Туман / Унамуно М. Туман. Авель Санчес. Валье-Инклан Р. Тиран Бандерас. Бароха П. Салакаин Отважный. М., 1973. – 358 С.

• Панова О.Ю. Испанская литература конца – начала века // Зарубежная литература конца – начала века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 тт. Под ред. В.М. Толмачева. Т.2. М.: Издательский центр «Академия», 2008