Найти тему
Чигрышонок

Глава 3.

Второй раз я‏ видел деда в 1958‏ году. Мы‏ (отец,‏ моя сестра Таня и я) приехали на лето‏ к дяде‏ Мише‏ в Плавск. О‏ нашем пребывании‏ у дяди Миши я расскажу‏ позже,‏ а теперь‏ о поездке‏ к деду.‏ Отцу стало‏ известно,‏ что дед‏ пригласил своих старших детей (кто‏ будет поблизости)‏ на‏ свадьбу‏ своего приемного сына. Дядя‏ Миша сообщил‏ об этом‏ предложении‏ как-то неуверенно,‏ но отец этим‏ приглашением решил‏ воспользоваться. Нам‏ было‏ любопытно побывать‏ на настоящей‏ деревенской свадьбе и мы тронулись‏ в‏ путь.‏ На этот‏ раз этот‏ длинный маршрут‏ мы‏ преодолели на удивление‏ легко, хотя под конец‏ часто делали‏ привалы.

Дед‏ за эти пять лет постарел, но по прежнему‏ выглядел осанисто.‏ Только‏ движения и походка‏ стали менее‏ уверенные. Вообще его образ как-то‏ не‏ четко сохранился‏ у меня‏ в памяти,‏ он заслонился‏ яркими‏ картинами свадьбы.‏ Мы пришли в деревню под‏ вечер, нас‏ обильно‏ накормили‏ и мы легли спать.‏ На следующий‏ день должна‏ была‏ быть сама‏ свадьба.

Свадьба в деревне‏ в то‏ время это‏ целое‏ театральное действо,‏ в котором‏ и жених и невеста, и‏ подруги‏ невесты,‏ и друзья‏ жениха, и‏ родители жениха‏ и‏ невеста и все‏ гости - это и‏ актеры и‏ зрители‏ одновременно. Свадьба протекает по одному раз на всегда‏ закрепленному ритуалу,‏ который‏ своими корнями уходит,‏ наверное, еще‏ в до христианские времена. С‏ утра‏ жених идет‏ со своими‏ товарищами на‏ мальчишник, а‏ невеста‏ со своими‏ подругами на девичник для прощания‏ со своей‏ холостой‏ жизнью.

Невеста‏ в своей деревне, а‏ жених в‏ своей, при‏ чем‏ не в‏ тех избах, где‏ они живут‏ , а‏ в‏ каких-то других.‏ На мальчишнике‏ и девичнике ни родители, ни‏ гости‏ не‏ присутствуют. До‏ свадьбы жениха‏ называют бараном,‏ а‏ невесту – ярочкой‏ (нерожалой овцой).

Я не могу‏ сказать был‏ ли‏ в данном случае обряд церковного венчания или жених‏ и невеста‏ ограничились‏ регистрацией в Сельсовете,‏ но мы‏ видели как жених и его‏ товарищи‏ с шумом‏ и песнями‏ поехали в‏ соседнюю деревню‏ умыкать‏ невесту, Умыкнут‏ значит украсть. Часа через два‏ – три‏ с‏ шумом‏ и гиком к дому‏ подкатили три‏ грузовика полных‏ девушками‏ и парнями,‏ невеста и жених‏ приехали в‏ легковом автомобиле.‏ Все‏ гости встречали‏ молодых на‏ улице. Первыми молодых встретила группа‏ ряженых‏ парней‏ и девчат,‏ парни были‏ одеты в‏ женскую‏ одежду, девчата в‏ мужскую. У ребят из-под‏ юбок выглядывали‏ волосатые‏ мускулистые ноги и вызывающе топорщились платья на места‏ женских грудей.‏ Девицы‏ в мужских пиджаках‏ и брюках,‏ в кепках или фуражках выглядели‏ еще‏ более экзотично.‏ Одна разбитная‏ девица была‏ одета в‏ солдатскую‏ гимнастерку и‏ солдатские галифе, на ногах сапоги,‏ а между‏ ног‏ привязаны‏ две или три огромные‏ морковины.

Эта группа‏ окружила молодых‏ и‏ стала петь‏ частушки неприличного содержания.‏ Но всё‏ это не‏ казалось‏ похабным, толпа‏ гостей одобрительно‏ шумела и смеялась. Затем молодые‏ прошли‏ в‏ дом. Встречали‏ ли молодых‏ родители хлебом‏ и‏ солью не знаю‏ так как от нас‏ их загородила‏ толпа.‏ Все устремились за стол. Такое обилие еды я‏ видел впервые.‏ Жили‏ мы довольно бедно,‏ отец работал‏ один, получал мало. Я до‏ сих‏ пор помню,‏ что все‏ школьные годы‏ меня сопровождало‏ непрерывное‏ чувство голода.‏ Пища на этом свадебном столе‏ была простая‏ но‏ разнообразная‏ и главное её было‏ много. Различные‏ салаты и‏ винегреты,‏ колбасы и‏ консервы. квашеная капуста,‏ сало, маринованные‏ грибы и‏ много‏ еще чего-то.‏ чего я‏ уже не помню. Почему-то больше‏ всего‏ запомнились‏ консервы –‏ печень трески.‏ Эти консервы‏ показались‏ мне тогда очень‏ вкусными, но много их‏ не съешь‏ –‏ очень жирные. Вообще было очень много жирной пиши.‏ И, наверное,‏ это‏ хорошо, так как‏ водки и‏ самогонки было еще больше чем‏ закуски.‏ Водка была‏ в обычных‏ бутылках, а‏ самогонка в‏ четвертях‏ – это‏ такие бутыли по 25 литров‏ каждая. Тем‏ не‏ менее‏ никаких эксцессов, мордобоя, битья‏ посуды и‏ окон не‏ было.‏ Наверное, в‏ это время деревня‏ не выродилась‏ как сейчас,‏ еще‏ соблюдались правила‏ приличия, сильно‏ было общественное мнение.

А свадьба тем‏ временем‏ текла‏ по своим‏ законам. Никакого‏ тамады не‏ было,‏ но тосты звучали‏ без всяких понуканий. Потом‏ на небольшой‏ пяточек‏ у печки вышла группа молодых женщин и стали‏ славить жениха‏ и‏ невесту, их родителей‏ и гостей‏ (славить – это значит петь‏ хвалебную‏ песню). А‏ каждый гость‏ вставал ,‏ чтобы его‏ все‏ видели, благодарил‏ этих славильщиц и давал им‏ небольшую сумму‏ денег.‏ Очередь‏ дошла и до меня.‏ Кто-то спросил:‏ «Как тебя‏ зовут?».‏ Я ответил.‏ И вот уже‏ полилась удалая‏ песня про‏ молодца‏ Николая свет‏ Петровича, да‏ какой он пригожий да румяный.‏ А‏ я‏ действительно весь‏ пунцовый до‏ корней волос‏ стоял‏ и думал, когда‏ же это восхваление кончится.‏ Мне казалось,‏ что‏ на меня смотрят все сидящие за столом. Было‏ несколько смен‏ блюд.‏ Потом проводили молодых,‏ а веселье‏ еще долго не умолкало. Молодежь‏ вышла‏ на улицу.‏ Там начались‏ танцы. Люди‏ среднего и‏ старшего‏ поколения остались‏ в избе. Пели песни и‏ веселые и‏ грустные-‏ и‏ «Хазбулат удалой...» и про‏ воеводу и‏ князя и‏ много‏ других.

За моей‏ сестрой Татьяной стал‏ интенсивно ухаживать‏ деревенский парень‏ лет‏ пятнадцати. На‏ следующий день‏ он принес Татьяне большой пакет‏ тульских‏ пряников‏ и шоколадные‏ конфеты. Но‏ деревенская любовь‏ не‏ имела дальнейшего развития‏ так как в этот‏ день мы‏ уехали.‏ Дорогой мы с удовольствием съели эти пряники и‏ конфеты.

Третий раз‏ я‏ видел деда в‏ 1960г. Мы‏ уже жили в новой квартире‏ в‏ Черёмушках. Жили‏ крайне бедно.‏ Отец покупал‏ на Бауманском‏ рынке‏ очень за‏ дёшево кости с мясокомбината. Кости‏ эти уже‏ на‏ мясокомбинате‏ были тщательно очищены от‏ мяса, но‏ какие-то микроскопические‏ кусочки‏ оставались. Мать‏ ухитрялась из них‏ варить суп.‏ Дед поел‏ этого‏ супчика, спросил:‏ «И это‏ все?», переночевал у нас и‏ быстро‏ уехал.‏ Видно не‏ выдержал нашего‏ скудного жить-бытья.‏ Выглядел‏ он в свой‏ приезд довольно старым. Плечи‏ как-то опустились,‏ лицо‏ морщинистое, не было того задора, что был в‏ прошлое наше‏ свидание‏ в деревне. Я‏ с ним‏ не общался так-как уезжал из‏ дома‏ в половине‏ седьмого утра‏ (я учился‏ в школе‏ в‏ центре Москвы),‏ а приезжал часов в 17.

Года‏ через два‏ стало‏ известно,‏ что дед умер. Никто‏ из его‏ детей на‏ похоронах‏ не был.‏ Конечно, объяснение этому‏ можно найти.‏ Вообще все‏ в‏ жизни можно‏ объяснить, но‏ понять тяжело и трудно. Как‏ я‏ понял‏ из отрывочных‏ сведений, обрывков‏ разговоров родственников,‏ дед,‏ вернувшись с войны‏ как-то отошел ото всех‏ деревенских забот‏ семьи,‏ даже не ходил на пахоту. Он всецело отдался‏ врачеванию. Этих‏ средств‏ явно на всю‏ семью не‏ хватало. Отсюда постоянные скандалы, да‏ еще‏ при таком‏ сквалыжном характере‏ как у‏ его жены‏ –‏ бабки Варвары.

Появлялся‏ он в семье наездами, врачевал‏ на стороне,‏ менял‏ регулярно‏ женщин. Детей это, конечно,‏ обижало. Дети‏ всецело были‏ на‏ стороне матери‏ и не только‏ потому что‏ она была‏ стороной‏ обиженной, но‏ и потому‏ что по характеру они все‏ были‏ на‏ нее похожи.‏ Да еще‏ и унаследованная‏ от‏ отца холодность и‏ какая-то отстраненность. Окончательно дед‏ ушел из‏ семьи‏ в конце двадцатых годов. Дети его особенно-то не‏ притягивали, а‏ тем‏ более внуки. Дети‏ платили ему‏ тем же, однако обид и‏ претензий‏ у них‏ к нему‏ было больше.