Очередная горячая новость с туристического рынка. В правительстве с подачи отельеров и операторов обсуждают введение невозвратных бронирований. Мера преподносится как инструмент охлаждения перегретого рынка, однако механизм снижения цен неоднозначен, да и положительный эффект от нововведения для простых россиян отнюдь не гарантирован.
Бизнес уже не первый год жалуется на туристов. Основная претензия заключается в том, что граждане якобы систематически занимаются потребительским «терроризмом»: бронируют перед отпуском десятки номеров, ближе к делу выбирают лучший из вариантов, а от остальных безболезненно отказываются, ставя отели в неудобное положение и не давая им возможность объективно планировать свою экономику.
С этой-то «порочной практикой» и собираются покончить за счет невозвратных тарифов. Их суть заключается в том, что в обмен на скидку со стороны объекта размещения турист откажется от возможности бесплатной отмены бронирования. Активная работа над соответствующим законопроектом уже ведется и как следует из дорожной карты, утвержденной в Правительстве, в нижнюю палату российского Парламента документ могут внести уже осенью.
Человеку недостаточно хорошо знакомому с ситуацией на туристическом рынке может показаться, что требования отельеров вполне здравые, доводы обоснованные, а озвученное предложение – выгодное. Однако на самом деле это впечатление обманчиво.
Суть вещей
Начнем с того, что прежде чем обвинять россиян в потребительском терроризме, было бы неплохо предъявить неопровержимые доказательства финансовых потерь гостиничного бизнеса именно из-за отмены бронирований хотя бы за последние 2 – 3 года. Таких данных нет. По крайней мере, их не удалось найти в открытом доступе. Зато вместо них активно распространяются статистические выкладки, из которых следует, что от предоплаченных броней люди отказываются в 2 процентах случаев, а от бронирований, предусматривающих возможность бесплатной отмены – в 25. О чем это говорит? О том, что предоплату за предстоящий отдых готовы вносить только те, кто уверен в свое будущем и финансовой стабильности, а также о том, что если сам отель предусматривает возможность снятия брони без штрафных санкций, то люди этим пользуются. Больше ни о чем.
Представители индустрии упирают на то, что никаких серьезных финансовых рисков для отменяющих свои брони туристов якобы не существует. Но это, мягко говоря, не соответствует действительности. Лично я еще не встречал приличных гостиниц, которые бы в высокий сезон давали отдыхающим возможность бронировать номера вообще без предоплаты и, соответственно, штрафных санкций. Наиболее распространенная среди отельеров практика - штраф в размере стоимости первых суток проживания в случае незаезда. У агрегаторов условия еще жестче: на этих площадках и без обсуждаемого законопроекта давно есть и 100-процентная предоплата, и невозвратные тарифы.
Сомнительные риски
На российском рынке уже не первый год наблюдается дефицит качественного предложения, который страхует достойные объекты размещения от потенциальных финансовых рисков. Спрос на хорошие гостиницы настолько велик, что после того, как там распродают все номера, менеджеры начинают вести листы ожидания, в которые заносят тех, кто по каким-то причинам не успел оформить бронь. Соответственно, даже если кто-то из туристов за 2 – 3 дня до заезда откажется от номера, его моментально займут люди из листа ожидания. Произойдет это очень быстро и без финансовых потерь для отеля.
Скромная щедрость
Но вернемся к невозвратному тарифу. Что же нам все-таки предлагают авторы законопроекта, обещающие соблюсти баланс интересов представителей туриндустрии и отдыхающих? По оценкам специалистов, знакомых с ситуацией на рынке, в большинстве случаев речь может идти о 25-процентном дисконте от базового тарифа. С одной стороны, это не мало. Но на другой-то стороне риск потерять всю стоимость проживания. Так что это не самое щедрое предложение. У РЖД и авиаперевозчиков дисконт по невозвратным тарифам выше и там риск потери денег более оправдан.
Так что если к моменту внесения законопроекта в Государственную думу размер предоставляемой по невозвратному тарифу скидки принудительно не закрепят хотя бы на уровне 35 – 40 процентов, то можно смело говорить о том, что документ в большей степени защищает интересы бизнесменов, чем отдыхающих.
Появление невозвратных тарифов для гостиничной индустрии сродни манне небесной. После принятия этого закона бизнес получит возможность эффективнее управлять номерным фондом, точнее прогнозировать выручку и глубину бронирования. Увеличится объем оборотных средств, которые можно, в том числе, направить на повышение качества обслуживания, реализацию инфраструктурных проектов или масштабирование бизнеса.
Нюансы, тонкости, детали
Невозвратный тариф при бронировании отеля – гораздо более сложная материя, чем кажется на первый взгляд. Хотя, казалось бы, что может быть проще – не заехал, потерял деньги. Но что делать, если причиной незаезда стали обстоятельства непреодолимой силы? У человека по погодным условиям могли задержать или отменить рейс. Автопутешественники не застрахованы от ДТП и поломок. У человека, в конце концов, может серьезно и резко ухудшиться самочувствие. В этих случаях отель тоже будет забирать деньги, не оказав услугу? Не слишком ли сурово? Гостиница в отличие от того же самолета ни по какому расписанию не летает, с места не двигается и из-за опоздания туриста, тем более, оплатившего свое проживание вперед, никаких финансовых потерь не несет. Может быть, имеет смысл прописать в законопроекте, что «незаездом» считается опоздание туриста более чем на половину срока проживания?
Опять-таки, мы все прекрасно понимаем, в какой стране живем, и как некоторые предприниматели, особенно в южных регионах, ведут отельный бизнес. Представим ситуацию: человек оформил невозвратное бронирование, вовремя прибыл на место и к своему ужасу обнаружил, что его, мягко говоря, обманули, что гостиница вообще и номер в частности не соответствуют рекламным материалам, которые побудили туриста выбрать для отдыха именно этот отель. Кроме того, по приезду могут вскрыться какие-то санитарные или технические нарушения, препятствующие нормальному отдыху. Будет ли это считаться достаточным основанием для расторжения договора с объектом размещения и возвращения денежных средств в полном объеме, или людям по доброй российской традиции заявят, что если им что-то не нравится, то они могут обратиться в суд? В полутора тысячах километрах от дома это означает: бери, что дают или вали на все четыре стороны.
Вместо эпилога
И это только часть узких мест, которые могут возникать в отношениях между отельерами и туристами и все они нуждаются в детальной и всесторонней проработке. Хочется надеяться, что авторы документа потратят оставшиеся до внесения законопроекта в Госдуму месяцы именно на это. В противном случае невозвратные бронирования избавят отрасль от потребительского «терроризма», но взамен одарят ее «терроризмом» гостиничным.
Подписывайтесь на мой канал и следите за новыми публикациями! Дальше будет еще интереснее!