Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами.
С 12 лет подросток начинает осознавать свою индивидуальность, происходят физиологические изменения. Меняются потребности, нарастает тревожность.
Отсюда появляются эмоциональные вспышки, агрессия, раздражение, плаксивость.
Может появиться протестное поведение, конфликтность.
Фазы кризиса по Выготскому:
- Предкризисная – 12 лет. Отмирание старой системы ценностей. Первые признаки полового созревания.
- Кризис – 13-15. Сепарация от родителей, новые интересы, возможности, способы мышления. Идеализация каких-то типажей, некритическая оценка – опасность полной идентификации
с выбранным типажом и во вредных привычках. - Посткризисная фаза. Формируются жизненные ценности и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.
Что происходит с подростком ?
Критерии:
Снижение успеваемости;
Отказ от творческих заданий (и от любой командной работы).
Повышенная чувствительность в психическом фоне.
Расхождение между словом и делом (ребенок начинает лгать в лицо).
Демонстрация своей взрослости, попытки быть наравне со взрослыми.
Много хобби. Не стоит пугаться, если ребенок постоянно меняет кружки – это первые профессиональные пробы.
Очень важно помнить, что фоновая ситуативная агрессия в этом возрасте может закрепиться в личное качество на всю жизнь, если подростку удавалось многократно таким образом выходить из ситуации. Т.е. ребенку необходимо предоставлять права, но напоминать и об обязанностях.
Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностное общение. Пока это дистантное общение: подростки делятся сокровенными мыслями, секретами, желаниями. Оценка сверстников становится очень важной.
Какие новообразования происходят у подростка:
- Самостоятельность и независимость. Это не абсолютная независимость, она абсолютна только в личных границах подростка. Ответственность формируется только в рамках социума.
- Полоролевое поведение на основе тех моделей, что были в семье. И если мы видим жестокое отношение друг к другу, то однозначно семейные отношения были дисфункциональные, и ребенок именно их отыгрывает на ровесниках. Другие модели полоролевого поведения формируются с возрастом, поскольку идет сексуальное развитие.
- Уверенность и неуверенность на основе самооценки. Подростку важно общаться со сверстниками, соотносить себя с ценностями своей возрастной группы, находить внутренний баланс. Если ребенок общается только с младшими или более старшими людьми, это создает поведенческий паттерн, который может нарушать его самооценку и сохраниться на долгие годы.
- Формируется когнитивная сфера: абстрактное мышление, символическое (формулы, языки), понятийное мышление(ребенок должен уметь классифицировать, приводить аналогии, объяснять термины своими словами), комбинаторные способности. И у девочек, и у мальчиков когнитивная сфера развивается в одном возрасте. Психическое развитие у девочек идет быстрее примерно на 2 года.
Советы родителям:
Относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.
Отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
С уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.
Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.
Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).
Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а?»).
Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.
Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).
Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.
Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.
Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.
Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.
Желаю вам теплых, искренних и доверительных отношений с вашими детьми!