Смысл текста: где его искать

591 прочитал

У текста много характеристик, среди которых выделяют ключевые, то есть те, без которых текст превращается в бессмысленный набор слов. К таким характеристикам, например, относится логичность и связность (когерентность) текста. О них я писала. А вот о третья важная характеристика — смысл. Это то, без чего набор слов не может считаться текстом. Причём осмысленность, пожалуй, самая сложная для понимания характеристика текста. Но попробуем разобраться.

У текста много характеристик, среди которых выделяют ключевые, то есть те, без которых текст превращается в бессмысленный набор слов.

Осмысленность — термин неоднозначный, но интуитивно несложно понять, что он связано с мыслью и, вероятно, является синонимом обдуманности. То есть текст — это результат мыслительной деятельности автора, а не просто поток сознания. И в основе любого текста должен лежать замысел (тоже однокоренное слово), то есть основная идея. А её, в свою очередь, определяет цель, ради которой пишется текст. И вот эта цель и замысел определяют содержание текста от первого до последнего слова. Точнее, должны определять, тогда повествование будет осмысленным и цельным.

Понятие «осмысленность» связано также со словом «смысл». И нередко именно со смыслом у автора серьёзные проблемы, причём понять эти проблемы ему сложно. И вот почему.

Лингвисты, когда говорят о речи, устной или письменной, отмечают, что речь состоит из знаков-слов, которые обладают значением и смыслом. Значение — это содержание слова, оно формируется исторически, является общим для всех носителей языка и усваивается ребенком в раннем детстве. Значения слов хорошо иллюстрирует С. Маршак в сказке «Кошкин дом»: «Вот это стол — за ним едет. Вот это стул — на нём сидят».

Знание значений слов необходимо для взаимопонимания людей. Есть, конечно, и многозначные (полисемантичные) слова, например, «ручка», «ключ» или «мышка». Обычно правильное значение определяется по контексту сообщения, а если возникает двусмысленность, то по вине автора и считается речевой ошибкой. Или делается специально для смеха.

Художник Леонид Баринов
Художник Леонид Баринов

Но, как правило, со значением слов, которые составляют, текст не бывает проблем. Есть значение и у текста в целом, и его чаще называют содержанием. Кроме значений, слова обладают смыслом. С ним всё намного сложнее, даже с его определением. Большинство лингвистов понимают под смыслом субъективную форму значения. Смысл, который говорящий или пишущий вкладывает в свои слова, может отличаться от их значений, более того, он может быть даже совершенно противоположен значению высказывания. Например, выражение: «Какой же ты умный!» — его смысл может быть оскорбительным, а фраза: «Какой же ты у меня дурачок!» может быть наполнена нежностью и лаской.

Смысл связан с конкретной ситуацией создания текста, с замыслом, целью, эмоциональным состоянием творца и очень многими другими факторами. Создающий текст автор оперирует словами с общепринятыми значениями (если не допускает ошибок), но наполняет эти слова и предложения своим индивидуальным, субъективным смыслом. То есть делает текст осмысленным. Но здесь всё непросто.

У текста есть ещё и читатель, хоть некоторые авторы о нём забывают или просто игнорируют. Но этот человек, читая какую-то фразу, наделяет ее своим смыслом, который далеко не всегда совпадает с писательским. Процесс совпадения смыслов вообще очень сложный даже в межличностном общении, где всегда можно уточнить, переспросить, сориентироваться на мимику и т. д. А в тексте несовпадение смыслов приводит к непониманию того, что написано, а значит, к оценке литературного произведения как бессмысленного. И такое случается нередко: человек читает слова, понимает их значение, но не видит смысла в их сочетаниях. Например:

«Сердце у меня поползло вниз, распирая пищевод, раздвигая ребра, пробивая всем мышцам черепа, перемалывая крылья и смешивая их с желчью и кровью». (Как постигнуть смысл, что автор вложил в эту фразу?)

«Он, когда мысль начинала в его разуме свою мыслительную работу, мог её остановить и не дать ей своей разумной силы». (Вот явно автор, писавший это, остановил свою мысль и не дал ей разумной силы).

«Жуя этот вкуснющий сооружение из продуктов питания, мне хотелось, оправиться на дальнейшую разведку».(Оправиться после сооружения из продуктов писания? Ну, тут мне смысл ясен. Вопрос: совпадает ли он с авторским?)

Художник Андрей Шишкин
Художник Андрей Шишкин

Да, в этих перлах можно угадать смысл, но должен ли читатель постоянно ломать голову, пытаясь понять, что хотел сказать автор? Здесь смысл теряется из-за ошибок, А вот в этом отрывке ошибок вроде бы незаметно:

«Путешествие импульса от чувствительных клеток глаза, на которые упал свет, отразившийся от печенья, через отвечающую за зрение часть коры головного мозга, которая превращает узоры света и тени в очертания, отдельные крошки и цвет краешка последнего печенья в коробке, в те области коры, где происходит восприятие, узнавание и воспоминание, затем в область принятия решения, оттуда — погружение в глубины двигательной системы и наконец выход наружу, через спинной мозг и далее к мышцам, перемещающим вашу руку к тому, что видит ваш глаз».

Не текст, а какой-то ребус, который нужно расшифровывать или распутывать. Ради развлечения — почему бы нет? А если в таком стиле написана целая книга? Но в приведённом примере хотя бы ясно, что смысл есть, просто он завален множеством слов и словесных конструкций. А ведь бывает, автор в стремлении к оригинальности вкладывает в своё произведение особый, совсем уж странный смысл. Что происходит в процессе чтения такого текста? Правильно — читатель его не понимает. Вот, буквы знакомые, слова тоже, а смысла в сочетании этих слов человек не видит.

Конечно, читатели все разные, в том числе и по уровню интеллекта, а значит, вполне могут не постигнуть какого-то глубокого смысла в авторском тексте. Но мы ведём речь о среднестатистическом или, если хотите, массовом читателе, для которого и пишутся статьи, повести, романы. И лингвисты, между прочим, считают, что осмысленность и цельность текста определяется именно читателями. И если они оценивают текст как бессмысленный, то, значит, так это и есть. Но, конечно, всегда найдётся автор, который скажет, что его произведение не для среднего ума, а для особо одарённых.