Вообще я не планировала смотреть этот новый вариант, так как сердце моё давно отдано экранизации 1981 года. Но на глаза случайно попался очень положительный отзыв. Не просто положительный, а прям вот с формулировкой из серии «а новый-то гораздо лучше». В итоге любопытство пересилило скептицизм, и я включила. На первой же секунде приятной неожиданностью стало то, что это проект Netflix. Но счастье было недолгим, увы. Я даже начала сомневаться, потому как у этого стримингового сервиса ну очень хорошие сериалы и фильмы. А здесь… Netflix, ты ли это? Откуда столько халтуры?
Но обо всем по порядку. Сюжет старого фильма, думаю, знаком многим.
Когда от гениального хирург Рафала Вильчура сбегает любимая жена с маленькой дочкой, он идет в кабак, где становится жертвой нападения, в результате чего теряет память. У него нет ни денег, ни документов, ни прошлого. Теперь Рафал зовется Антоний Косиба, пятнадцать лет скитается по Польше, пока, наконец, не находит приют в доме мельника. Там он знакомится с милой девушкой Марысей, своей выросшей дочкой, и лечит людей. Ну что я вам рассказываю, вы сами всё знаете.
🎬Знахарь (2023)
Znachor
В новом фильме все примерно так же. Уход жены, гениальный ум и врачебный талант, потеря памяти, Марыся и Лешек, разбившиеся на мотоцикле, кража инструментов, суд, все счастливы. Но ключевое слово здесь – примерно. Потому что сюжет оброс подробностями и потерял важные моменты, появились нововведения, изменились характеры. Как итог – оригинальный смыл произведения уже не тот. Как и впечатления.
- Марыся (Мария Ковальска)
Ну просто никакая. Ни внешне, ни как актриса. Помните, какая Марыся была у Анны Дымна? Так вот, забудьте. От милой, очаровательной в своей скромности, нежной и добродушной девушки не осталось и следа. Марыся нового образца коня на скаку остановит. Эмансипированная, довольно грубая, за словом в карман не полезет и себя в обиду точно не даст. Мастер непрошенных советов Марыся с вечно недовольным, озлобленным лицом водит мотоцикл, заявляется после аварии в графский особняк и в целом ведет себя не как леди.
Работает Марыся не в галантерейной лавке, а… трактире, или корчме, не помню, как правильно называли это сомнительное заведение. Это просто когнитивный диссонанс. Одна Марыся в ужасе от того, что молодой граф часто приходит в лавку, ведь могут пойти слухи! Вторая – чувствует себя комфортно среди пьяных мужиков в корчме. Марыся-Дымна едва позволяет себе дотронуться до руки любимого, Марыся- Ковальска, не падайте в обморок – запросто прыгнула к Лешеку в постель. Причем, судя по поведению и активности, это был не её «первый раз».
Что, что вообще происходит? Добавьте сюда современную речь, включая обращение на «ты» и «биологический отец» в суде, довольно глупые диалоги и почему-то изменившийся цвет волос после операции – и картинка сложится. Это фиаско.
Тут сразу добавлю про осовременивание. Не только речь, но и жесты, откровенные взгляды, походка. Напоминаю, что дело происходит в Польше 1920-1935 годов. Куда вдруг испарились манеры молодых людей той эпохи? Ну, допустим, режиссер хотел привнести в сюжет хоть что-то актуальное – это я понимаю, фильм должен быть интересен молодому поколению. Но в реалиях начала XX века это выглядит просто смешно и нелепо. Как вариант можно же было перенести героев в наши дни, не самая распространенная практика в кинематографе, но имеет место быть. Тогда и вопросов бы не было, а тут просто бред в итоге.
- Рафал Вильчур/ Антоний Косиба (Лешек Лихота) - главный персонаж, который почему-то стал второстепенным.
По актеру – пожалуй, самый удачный образ из всего фильма. Но только внешне! Потому что этот профессор какой-то слишком уж неуверенный в себе, довольно вялый и апатичный. В старом фильме даже когда он становится бродягой Косибой, чувствуется мощь, талант и благородство. Здесь же ощущение, что Антонию очень уютно прятаться за юбку Сони, которую теперь зовут Зося. Один из главных минусов — это очень мало Рафала, все его действия словно отходят на второй план, а впереди оказывается история феминистически настроенной Марыси и персонажей наподобие Зоси, чья роль сильно расширена. Зачем? Ну, видимо, так видит режиссер.
- Зося (Анна Шиманчик) тоже – и швец, и жнец. И на мельнице работать может, и в хирургических инструментах разбирается, и торгует, и колесо меняет, и Антония соблазняет. И все это практически одновременно. Просто мастерица на все руки. Ведь в итоге Антоний/Рафал женится на Зосе. Сюрприз – у них еще и двойная свадьба, с Марысей и Лешеком. Привет, Голливуд.
- Лешек (Игнаци Лисс) – еще один мискаст.
Где благородство и холеность молодого графа Чиньского? Кудрявый Лешек выглядит, как старшеклассник, который гримасничает вслед отвернувшемуся учителю. Никаких попыток самоубийства из-за горечи потери Марыси, даже не надейтесь. Лешек лечит нервы в Швейцарии, а после звонка отца с сообщением, что девушка жива, пустив скупую ненатуральную слезу, мчится на её поиски. Да-да, Марыся сбежала (это еще один новый поворот сюжета).
Помните, как красиво Лешек въехал во двор и рассыпал у ног Марыси охапку белых роз из сада матери? Тоже забудьте. Красивые и искренние жесты уже не в моде. Опять же – я понимаю, что создатели нового фильма не ставили цель переснять старое кино, и розы тут вовсе не обязательны. Это экранизация романа. Правда, почему нельзя было момент встречи сделать более трогательным, а не застать Марысю за учебниками (она собирается образование получить), мне не понятно.
- Родители Чиньские (Миколай Грабовский и Изабеля Куна) - ну такое.
Граф, который манерами похож на дворецкого, и графиня-шантажистка, которая продолжает изображать уязвленную гордость даже после того, как сын узнает скрытую от него правду и не может этого ей простить. На мой взгляд, графья не очень-то элегантны и недостаточны холодны. Как в дешевой пьесе.
- Доктор Ежи Добранецкий (Мирослав Ханишевский) – еще один козырь в рукаве режиссера.
Теперь он не друг и коллега Рафала, а враг и завистник, который в начале фильма мечтает стать главврачом клиники. Тут очень показательный момент (который также придуман впервые) – спасение Рафалом бедного мальчишки, попавшего под лошадь. Ежи, как настоящий антагонист и самый отрицательный персонаж фильма, категорически против лечения нищего. Профессор Вильчур же – образец благородства и сострадания, готовый прийти на помощь к каждому, даже если у того нет денег. Потом этот спасенный пацан появляется в суде, кстати.
Карьерист Добронецкий не просто завидует таланту Вильчура, он – свидетель нападения на него, который просто уходит. Сюжет выстроен так, что уже в середине фильма он узнает в Косибе своего коллегу, но молчит. И уж, конечно, знаменитую фразу «Прошу прощения, господа судьи, это профессор Рафал Вильчур» в суде не произносит.
А кто же тогда произносит? А Марыся! Сложив 2+2 на пару с Лешеком, она приходит к выводу, что спасший её безродный знахарь – и есть её отец. О чем и заявляет в суде. Перед этим идет очень затянутая и невнятная сцена судебного процесса, путь влюбленных в город с разных ракурсов, и в результате так бездарно слитый финал.
Вывод: мне было очень скучно и не очень красиво, хотя временами и хотелось изобразить человека «рука-лицо» - эффект неожиданности, он такой)) И скучно не потому, что сюжет знаю (старого-то «Знахаря» пересматриваю уже много лет), а потому, что коряво и неэстетично снято. И досмотрела только лишь потому, что просто хотелось увидеть картину целиком. Увидела.
Добавили подлости и даже где-то вульгарности. Что ж, значит, так видит автор. Жаль, правда, если об этой истории будут судить только на основе этого фильма.
В общем, ерунда полная, которая, конечно, имеет право на существование и которую я не рекомендую.