В СССР было много акустики собственного производства , все её плюсы и плюсы и минусы мы прекрасно знаем.
А вот для иностранных товаров рынок был закрыт.
Конечно у элиты были иностранные ас ,в том числе топового уровня
Моряки и дипломаты возили в частном порядке , стоило это очень дорого и нельзя было просто пойти и купить.
Но были и исключения , некоторые модели ввозились официально и продавались небольшими партиями в обычных магазинах.
К таким относились польские Unitra Tonsil ZG-40 , югославские HZK 12031 , японо-индийские Sansui S-65 , датско-индийские Pirless 1120 , и чехословацкие Tesla ARS 1058.
Продавались и японские Коралы ,Кенвуды ,но в магазинах Берёзка в исчезающе малых количествах и не для всех.
Правда Теслы вроде свободно не продавали ,а закупали для теле-радиостудий.
И Теслы из этого списка самые редкие ,остальные встречаются в обьявлениях даже чаще советских Эстоний 021.
Первыми у меня появились HZK 12031 , и с хорошим дорогим усилком это крепкий хайфай с изюминкой. Который мало чем уступит японцам 80х за 59800 йен (сейчас такие стоят чуть меньше тысячи долларов) в плане детальности , а уж музыкальность и страстность там на все 100+ тысяч йен.
HZK крутые ,но чтобы их раскрыть
1 надо поменять конденсаторы на свежие.
Хотя и со старыми они неплохо звучат
2 нужен усилитель типа Сансуя 707 и выше.
Едва ли на Амфитонах и Бригах там можно что то услышать.
И это ас для любителей джаза ,скрипки и гитары. С довольно сухим басом , не танцевальные.
S90B в этом плане гораздо ближе к народу и менее требовательны к жанрам и усилителям.
Ну а обычные S90 - просто колонки начального уровня для танцев и расколбаса (но всё меняется если поставить в них сч Эстонии)
HZK хорошие. Далее я купил самую редкую из списка Теслу 1058 , ну не скажу что мне понравилось ,хотя там конденсаторы тоже требуют замены и говорят звук сильно улучшается.
Сансуй 65 стоит дорого и многие его ругают . А вот Пирлес и Унитру я не торопился покупать ,потому что была инфа ,что звук там не очень.
Глухой и тугой. Поэтому я заранее думал что это дрова ,не стоящие своих денег.
Да и эти колонки всегда есть в продаже ,никуда они не денутся из страны. Можно оставить на потом.
Но подвернулся случай и я их купил.
С точки зрения тех кто мерит звук килограммами ,эти ас не внушают.
Габаритами они больше с90 ,а весят меньше ,стенки не толстые.
Корзины динамиков штампованные ,магниты не большие.
Электролиты в фильтрах ,что норма для 99% мировой акустики тех лет , просто в СССР было много пусковых бумаго-маслянных конденсаторов на складах.
Многих Пирлесс отталкивает непонятным дизайном, скрывающим размер колонки.
Подозрительным на вид сч динамиком. И ппу подвесами на шести динамиках ,которые надо будет менять ,а это хлопотно и не дешево.
Так же в продаже часто встречаются заколхоженные варианты с не родными сч,вч или с идиотскими самодельными фазоинверторами.
Вообще Пирлесс это датская фирма производитель динамиков. Вроде как занимается этим и в наши дни. Ну и колонки они делали. И у них это получалось.
Правда 1120 бывают индийской сборки и датской.
Говорят в Индии эта модель часто встречается и сейчас.
Это ас закрытого типа с двумя басовиками.
Да два басовика по 25см , а не пассивный излучатель как в Унитре.
Я честно думал что звук будет как у Теслы и далёк от высокого уровня HZK .
Но был очень удивлён ,что это как раз уровень HZK , а может и выше.
Но это будет ясно при прямом сравнении.
Но ХЗК - скрипичный звук ,а Пирлесс это звук с жирком ,довольно мужской и басовитый.
Но с90 их всё равно перебасят ,тут речь о аккустике для серьёзных жанров ,а не танцев.
Музыкальный бас ,масштаб ,ощущение баса пятками в Пирлесс на высоком уровне и создаёт (в ближнем поле) ощущение присутствия на концерте.
ХЗК богаты средними а бас слабоват ,в Пирлесс наоборот бас жирненький а сч не столь хороши как вч и нч.
Главное ,что включая эти ас после Техникса SB-8 ,тебе надо немного напрягать слух ,чтобы услышать стало ли хуже и насколько?
Перевтыкая сб-8 и 1120 я с четвёртого раза только услышал ,что у Техникса звук поровнее по сч.
Но в целом всё очень похоже.
Сцена формируется за колонками , подробно эшелонирована , локализация звуков и обьёмность стереоэффектов почти на топ уровне и не уступает Техниксу.
Техникс играет более цельно и гладко. Пирлесс играет по басу так же увесисто , по вч не хуже. ну немного грязновато на сч, это иногда заметно на вокале .
И так же как Техникс - дарит меломанское удовольствие высокого уровня.
Техникс более спокойный , Пирлесс - более многоголосый и энергичный.
Достоинством 1120 на фоне ХЗК является их жанровая универсальность ,они превосходно ,вдохновенно и глубоко играют неоклассику и пианино.
Душевно отыгрывают инди музыку ,вокал и это не мешает им играть рок ,металл вполне уверенно.
Это не их профильный жанр ,но они это могут.
ХЗК не может.
Но помним что это ас 70-80х и они созданы под группы тех лет. Но это и не Симфония 003 которая вообще ни на что не годится кроме песен 50-60х.
Колонки играют увлекательно ,передают эмоции музыки , ничем особо не раздражают. По настроению они сбалансированные не сонные ,достаточно бодрые.
Действительно золотая середина ,хотя в плане хайфайности я бы сказал что они ближе к высокому классу чем к середине. Если мерить в понятиях японского винтажа.
Чтобы было понятно ,на мой взгляд Пирлесс играет интересней Корала х7 ,и может быть даже в чём то интересней JBL L112.
Вот вам и "дрова") Но это субьективно.
Хотя сравнение с SB-8 показывает ,что нифига это не субьективно ,а обьективно.
Плюсы этих ас в том ,что они играют масштабно ,крупный звук , концертный барабанный бас , пожалуй идеальный закрытый ящик ,что я слышал.
Когда то я купил S30A , это закрытый ящик ,и там была атака , ,скорость , хлёсткость и чёткость баса. Так и должен звучать закрытый ящик.
Потом я купил Корвет 028 ,ожидая услышать что такое правильный зя но в большом масштабе . Но не услышал.
Корвет в принципе дрова ,а бас мощный но не то что я представлял про зя.
Потом были Диатон 77 , Ямаха 1000м в зя и тоже ничего хорошего по басу там не было.
Да и закрытый ящик ХЗК или Теслы ничем особенным не запоминается ,просто нормальный.
А вот Пирлесс это как с30а только сильно крупнее) Мне нравится.
Барабаны звучат почти эталонно.
Так в чём же искать эту хайфайность выше среднего класса?
В построении обьёмных эффектов ,локализации звуков . Я считаю что это главный признак крутого хайфая и это дано только дорогим ас.
И Пирлесс это может.
Но не спешите радоваться ,сначала купите усилитель уровня Ямаха а-9 1979 ,который эту локализацию и сцену сможет показать) Какой нибудь Сансуй 907 ,или AU-X11 . Или хотя бы Сансуй 707.
Если ваш усил ниже уровнем ,то карета превратится в тыкву . Ни с китайскими tpa 3255 ни тем более с советскими , ас такого уровня (как и HZK) не раскроются и будут звучать возможно противней чем s90b.
И это нормально.
Поэтому нет смысла говорить о каких то добродетелях этих ас если ваш винтажный усил стоит меньше 500 долларов, а новый меньше 2000.)
И в этом плане S90B D F ,куда как ближе к народу ,обеспечивая нормальный звук с Одиссеем 010
Если говорить о минусах ,то это сч. просто они не тянут на высший класс ,но вовсе не плохие. И на общем фоне вокал иногда чуть грязный ,не такой идеальный как бас и вч.
Вч здесь хорошие. И вообще в целом эти ас сделаны в балансе и с умом.
Второй недостаток ,то что ас немного сиплые , и для достижения дзена им нужен чуть притемнённый усилитель или кабель.
С моим обычным кабелем они немного суховатые. А с акустическим ноунейм проводом , которые на всех остальных ас звучит как глухой.
С Пирлессами он в масть и убирает излишнюю сухость делая их сочными ,и ритмичными.
В итоге да это золотая середина хайфая. Но что это значит?
Это значит что ас занимает нишу колонок за тысячу долларов.
При том что не все они за такие деньги будут сбалансированными.
И для тех кто пересаживается на Пирлесс с более дешёвых ас и усилителей это будет классный звук , для обладателей ас ценой выше 1500 баксов , Пирлесс будут приятными середнячками.
Но играют они с полной отдачей в плане радости от музыки и вовлечения
И это отличает их от японского среднего класса ,где часто маркетологи урезали сладость звучания и вовлекатор . Оставляя её для топов.
Можно сказать ,что детальность тут не не зашкаливающая , но музыкальность и передача динамических микронюансов на высоком уровне.
Конечно вкусы разные и многим притемнённый звук мягких вч будет не так приятен как искристый детальный звук ас с металлическими пищалками.
Да и вообще возможно я склонен перехваливать эту модель , потому что она совпала с моими представлениями о хорошем звуке.
Но тем не менее это колонки при цене в 300 долларов стоят раза в три дешевле чем они звучат. (по меркам японских колонок 80х годов)
Если сравнивать с бу столбиками 2000х годов ,возможно какие то из них будут выдавать такой же звук и за 500 долларов. Но там точно не будут такого баса.
Например канал Стереопанорама ,первый сделавший обзор на ту модель , утверждает что новые ас с таким звуком будут стоить в 3-4 раза дороже.
И почему бы и нет?
По поводу замены конденсаторов ,да наверное в этом есть смысл. Хотя они и так звучат приятно.
Просто в HZK ты вынужден их менять ,чтобы не спалить вч а заодно при замене на достойные кондеры улучшаешь звук ,прозрачность ясность ,ну процентов на 25 ,при замене на мбго
. А в случае с Пирлесс не понятно будут ли вч жить долго и счастливо на старых конденсаторах.
1120 крутые колонки по цене качеству ,но только для тех кто понимает в хайфае и обладает дорогими усилителями.