Если посмотреть на герб округа Ориндж, можно понять откуда пришло такое название.
От побережья Тихого океана на западе до подножья горного хребта Санта-Ана, являющегося восточной границей округа, простирались апельсиновые рощи. Так выглядел Orange County в начале 20 века. Ильф и Петров, путешествуя по Калифорнии в 1935 году, описывали его так: "Сейчас же за городом показались рощи апельсиновых деревьев. Их яркие плоды выглядывали из лохматой медвежьей зелени. Десятки тысяч деревьев стояли правильным строем..." ("Одноэтажная Америка"). Перед нами же эта административная единица штата предстала совсем другой. Вот, примерно, так теперь выглядят долины округа.
В округ входят 34 города и в некоторых из них мы успели побродить. Начну с Фуллертона, так как именно в нем мы и проживали 3 недели.
До 1886 года эти места представляли собой обширные поля, поросшие дикой горчицей, в период цветения они ярко-желтого цвета. Совсем как у нас в конце мая степь становится желтой от цветущей сурепки, кстати, очень близкой родственницы дикой горчицы, и тоже съедобной, хотя вкус довольно специфический, горчица все-таки. Так вот, в 1886 году братья Джордж и Эдвард Америдж купили кусок этого поля площадью 1,7 кв. км, а в следующем году железнодорожная компания выкупила у них часть земли для строительства дороги Атчисон-Топика-Санта Фе, вдоль которой и начал бурно развиваться город, названный в честь руководителя стройки Джорджа Х. Фуллертона. По инициативе первого мэра Чарльза Чапмена в 1894 году вокруг поселения были разбиты "оранжевые сады", где выращивались апельсины сорта "Валенсия", авокадо и грецкие орехи. В 1904 году Фуллертон получил статус города. Еще больший экономический подъем города был вызван развитием нефтедобычи на холмах северной окраины. Сегодня Фуллертон имеет свой университет и несколько колледжей, школы, художественные галереи, рестораны и бутики. Население его составляет более 135 тыс. человек. Свою прогулку мы решили начать с даунтауна.
Здесь, на площади у ресторана "Old spaghetti Factory" (так называется сеть ресторанов в итальянском стиле в США и Канаде) мы оставили машину. Кстати, здание ресторана является историческим, оно построено в 1923 г. и служило в качестве депо для железнодорожной станции Юнион Пасифик. Правда, главный вход я почему-то не сфотографировала, видимо, он с другой стороны здания.
Побродив по торговой площади и выяснив, что наш третий спутник, избравший свой маршрут и в качестве транспорта велосипед, прибудет на место встречи не скоро, мы решили прогуляться по улицам города.
Разбирая фотографии для статьи, я только сейчас поняла, что большинство зданий вдоль бульвара, а мы гуляли по бульвару Харбор с юга на север, заняты кафешками и забегаловками фастфуда. Иногда специализированными, как этот ресторан восточной, а точнее Вьетнамской кухни с десертным залом и оригинальными безалкогольными напитками, которые нравятся детям.
Ну и, конечно же, магазины. В этом старом кирпичном здании расположился антикварный магазин. Так как с нами не было любителя "блошиных" рынков и всякого старья, заходить не стали.
Да и вообще, когда весна, тепло и все цветет, в магазины не тянет.
Это, похоже, тоже старое здание. На фронтоне написано "Parker building". Часть здания занята офисами, а часть, опять же, пекарней со столиками и свежей выпечкой.
А кофейня "Night owl"(Ночная сова) расположилась напротив "Parker building", сова получилась очень выразительная.
Цветущие деревья на бульваре относятся к роду Павловния (Paulównia) или еще их называют Адамовым деревом. В природе растет на Дальнем востоке и в Юго-Восточной Азии. В Китае и Японии это растение используется уже более 2600 лет. В Европу его семена привезли немецкие естествоиспытатели в начале 19 века. Хотели назвать род в честь нидерландской королевы - Анны Павловны, дочери Российского императора Павла I, но вышел казус. Именем Анна уже названо было другое растение, отчество ученые посчитали вторым именем и дали его чудо-дереву, так и получилась - павловния.
Павловнию называют деревом будущего за то, что ее древесина обладает уникальными свойствами, которых нет у других деревьев, к тому же за 7-8 лет оно достигает возраста товарной древесины, только вот морозы не переносит. Но здесь, в Калифорнии, очень распространена, как декоративное дерево. Кстати, у нас в Алма-Ате высадили эти деревья на Коктюбе и вдоль некоторых улиц. Интересно, переживут они нашу зиму с 20-ти градусными морозами по ночам?
Это здание построено было в 1923 году для Чарльза Кларка Чепмена, первого мэра Фуллертона и известного бизнесмена, здание высотой 65 футов (19,81 м) в то время было самым высоким в округе Ориндж. Хотя и до сих пор в городе нет очень высоких зданий.
Следующее здание тоже историческое, построено в 1920 году в стиле испанского колониального возрождения специально для масонских собраний. В 1993 году из-за сокращения членов масонского общества здание было продано, а нынешний владелец перепрофилировал его в банкетный зал.
Очень интересные растения бывают в палисадниках вдоль тротуаров.
Дерево похоже на павловнию, но павловния цветет до того, как распустились листья, да и листья другой формы.
Ниже на фото - перекресток бульвара Харбор и Чапмен-авеню, на которую мы и свернули, так как решили, что она более оживленная. Кстати, на улицах практически нет прохожих, все ездят на машинах. Полагаю, мы с дочерью выглядели для горожан, наверное, очень подозрительно, гуляя, глазея по сторонам и все фотографируя.
Это жилые строения, так называемые Sity Pointe Apartments.
Сразу за жилым комплексом расположилось очень симпатичное здание
храма. Судя по архитектуре, здание строилось для католической миссии, но как информирует баннер на ограде, теперь в ней размещается Всемирная некоммерческая религиозная организация, распространяющая знания о глубокой медитации посредством техники крийя-йоги и базирующая свои учения на Библии и Бхагавад-Гите. Основана индийским йогом Парамахансой Йоганандой вскоре после прибытия им на Конгресс религиозных либералов в Бостоне в 1920 году, куда он был приглашён как делегат от Индии. В обиходе его называют Храмом братства самореализации.
На другой стороне улицы расположилась средняя государственная школа Фуллертона Union. Построена в 1911 году на месте орехового сада.
Здесь с 9 по 12 класс обучаются 2110 подростков. По этническому составу в школе 65% учеников являются испаноязычными, 25% - белые, 6% -азиаты и 4% - черные и мулаты, есть даже четверо американских индейцев.
На территории кампуса есть стадион, раздевалки, сельскохозяйственный комплекс, бассейн и научный корпус.
И особую гордость составляет, так называемая, «Аудитория Луи Э. Пламмера» была построена в 1930 году и с тех пор является центром развлечений для жителей Фуллертона. Здесь студенты не только получают свой первый опыт в драме, танцах и музыке, но и занимаются постановками спектаклей и культурных программ, ориентированных на сообщество. Решила выяснить за какие заслуги имя Пламмера получило право красоваться на фронтоне студенческого театра, практически сразу наткнулась на обращение жительницы Фуллертона Жаклин Логвуд, которая собрала около 27000 подписей за удаление имени Луи Э. Пламмера с аудитории в Фуллертоне на фоне доказательств того, что Пламмер был членом Ку-клукс-клана в 1920-х годах и предать забвению расистское прошлое города. Возможно, теперь уже театр носит другое имя.
Еще один знаковый перекресток - Чапмен-Авеню и Лимон-стрит. На той стороне расположился небольшой парк, который предваряет вход на территорию фуллертонского колледжа. Почему-то мы смотреть колледж не пошли, издалека он не впечатлил. Решили вернуться на квартал назад. Кстати, здесь очень удобная планировка улиц. Прямо как у нас в Адма-Ате, с севера на юг и с запада на восток, пересекаются под прямым углом. Оказывается, такая планировка была характерна для античных городов и называлась Гипподамовой, в честь древнегреческого архитектора Гипподама Милетцкого, честно говоря, сама только что узнала😏, век живи - век учись.
Помона-Авеню, по которой мы решили возвращаться, немного по деревенски выглядит, но вполне вписывается в рабочий ритм города. В этом особнячке расположен семейный медицинский центр, оказывающий услуги скорой помощи, а также имеет реабилитационный спа-салон.
Не знаю, что здесь, возможно, жилые квартиры, а может такая гостиница? Но очень мило все устроено.
Этот дом и комментировать не надо, черным по белому написано и, главное, понятно на всех языках.
А вот и реклама, даже фамилия хозяина указана. Правда, я прочитала вначале по-казахски (у нас теперь модно писать латиницей) и перевела по привычке - каракоз - черные глаза😜.
Художественный музей Фуллертона
Музейный центр, в котором в то время проходила выставка “Дворец экзотических чудес доктора Энтомо”, где представлены самые необычные обитатели фауны нашей планеты: насекомые и пауки. Конечно, хотелось бы увидеть, но это надолго, а нас уже ждут.
Парк Фуллертон Коммьюнити очень маленький, всего 0,4 акра, но есть скамейки и детская площадка.
А еще здесь мы нашли памятный знак, установленный в честь 100-летия города
Еще хочу отметить особенность американских церквей, они не похожи на храмы. Например, это западная стена Общественной церкви Фуллертона. Мы прошли мимо и даже не обратили внимания на то, что это культовое сооружение. Правда, центральный фасад церкви расположен по улице Уилшир и украшен большим крестом, но в остальном здание похоже на деловой центр. А такой программой церковь привлекает паству на своем сайте:"Общественная церковь на Уилшир-авеню - местная церковь в Фуллертоне, Калифорния. Исполняйте музыку в таких стилях, как современные, традиционные гимны, хвала и богослужение. Вы также можете найти такие программы, как детское служение, молодежная группа, общественные работы, миссии и ясли."
В этот ресторанчик мы зашли выпить кофе и отдохнуть немного. Оказалось, что он очень популярен среди жителей. "Rutabegorz" - его название так до конца и не расшифровали, только поняли, что это какой-то корнеплод. Скорее всего это слово на хинди, только написано латиницей. Все стены внутри и частично снаружи разрисованы овощем, похожим на редиску или свеклу, как утверждала моя дочь. Здесь готовят блюда для веганов и вегетарианцев. Зал небольшой , но почти полон посетителей, многие из которых являются завсегдатаями, о чем нам сообщила дама в очереди в кассу, заявив, что постоянные гости обслуживаются вне очереди, хотя и в очереди-то было всего три человека, из них двое были мы😏.
Наконец-то добрались до торговой площади, где оставили машину и нашли своего велосипедиста, практически, без сил. Местный рельеф не располагает к велосипедным прогулкам, много затяжных подъемов. Гулять ему уже не захотелось, а тем более ехать на велосипеде обратно🙄.
Этот магазин с лучшими покупками мы тоже оставили на следующий раз. Запихнув велосипед в багажник машины, решили вернуться домой.
Дальше фотографии сделаны по дороге из окна машины, поэтому не очень
качественные и комментариев будет минимум.
Парк Хиллкрест, открытый в 1922 году. Самый старый парк Фуллертона, расположенный почти в центре города, в холмистой местности.
По деревянным лестницам можно подняться на вершину холма, чтобы посмотреть на город сверху.
Новая мэрия Фуллертона гордо стоит особняком среди обширных газонов, на самом солнце. Наверное, поэтому главным элементом декора являются солнцезащитные панели во всю стену. Здание построено в стиле модерн, очень привлекает внимание. Видимо, поэтому я не сфотографировала старое здание, расположенное почти рядом, но построенное в стиле испанского возрождения, которое теперь представляет собой полицейский участок.
Рельеф города весьма разнообразен и наблюдать из окна автомобиля очень интересно, как быстро он меняется. Только что были внизу, и вот сверху смотрим на окраины парка.
Ну вот мы почти и дома. Район застроен мобильными домами. Дома, конечно, не капитальные, я их для себя обозвала фанерными, но все удобства присутствуют и жить здесь достаточно комфортно.
Стоят дома очень плотно, занимая минимальную площадь. Постоянная температура в помещении поддерживается летом и зимой за счет работы кондиционера. Принимая во внимание местный климат, когда температура воздуха круглый год редко падает ниже +20 градусов, можно и не тратиться на возведение капитальных стен. Еще один плюс такого жилья заключается в легковесности конструктивных элементов строения, ведь вся Калифорния расположена в зоне сейсмической активности из-за протянувшегося на 1200 км вдоль тихоокеанского побережья континентального трансформного разлома Сан-Андреас. Даже в нашу бытность там однажды ночью случилось землетрясение, довольно ощутимое. Надо сказать, разница по ощущениям большая, когда раскачивается многоэтажная железобетонная, казалось бы, незыблемая конструкция и этот "домик Ниф-Нифа"😏.
Хоть свободной земли практически нет, хозяева стараются как-то украсить свое жилье зелеными насаждениями.
Интерьер мы как-то забыли снять, но и внутри все уютненько. Наш "драйвер" решила заняться кухней, наверное, не очень устала от прогулки.
Ещё одна достопримечательность Фуллертона особенно меня впечатлила - это Дендрарий, но она достойна отдельной статьи.