C 1830 по 1848 год основные силы Бальзака были отданы главному труду его жизни —циклу романов и повестей под названием «Человеческая комедия».
Как и «Божественная комедия» Данте, «Человеческая комедия» должна была помочь писателю исследовать саму суть человеческой натуры. Бальзак достигает наивысшей убедительности в описании различных людей среднего класса Франции — журналистов, служащих, финансистов. Сам он определял свой замысел следующим образом: «Исследование нравов дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа — история человеческой жизни…».
Сложно отрицать, что одной из ключевых тем творчества Оноре де Бальзака являет разнообразная материальная практика современного ему общества. Эта материальная практика включает в себя несколько аспектов: промышленность, торговлю, обмен, приобретательство, накопление и т.д. Так герои Бальзака оказываются в непростой ситуации: им предстоит выработать свои собственные нравственные идеалы в мире, где деньги правят бал. Для творчества автора большую роль играет тема состязания героев с жизнью: они стремятся повысить свой социальный статус, обладая теми или иными вещами, что также является важным аспектом, который внимательные читатели должны учитывать.
Устанавливается особая форма взаимоотношений между героями: конкурентная борьба. Конкуренция во многом характеризует саму специфику буржуазного общества: мы наблюдаем за соперничеством отдельных личностей, которые стремятся к богатству и социальным достижениям. Тем не менее, стоит также учитывать парадоксальность бальзаковского художественного мира. С одной стороны, герои сталкиваются с общественной машиной, развитием многоуровневой системы буржуазных отношений. С другой стороны, «движение» этой машины определяется именно межличностным соперничеством, о котором речь шла выше. Стоит отметить, что историческим содержанием романов Бальзака становится эпоха между 1789 и 1848 гг. Это время взрыва многочисленных противоречий буржуазного строя и герои Бальзака оказываются в самом центре этого противоречия. Как пишет И. Н. Кроткова: «Сюжет на тему социальной роли и функции денег в жизни современного Бальзаку общества выбран писателем неслучайно. Во французском обществе первой половины XIX в. происходит переоценка авторитета сил и партий, влияющих на политическую атмосферу в столице и стране в целом: аристократия, некогда уверенная в своих силах и самым активным образом принимавшая участие в управлении страной постепенно уступает свои позиции новому общественному классу – предприимчивых людей, буржуа, к числу которых относятся и главный герой приведенного для анализа романа. Творчество О. де Бальзака 1830-х гг. отмечено обращением к описанию быта, нравов и характеров современников, взаимоотношений между представителями различных социальных классов. Роман «Гобсек», появившийся в этот период, внешне представляет психологический этюд, новеллу целиком портретного плана, но помимо этого он иллюстрирует ключевые моменты мировоззрения писателя».
М. Эпштейн, говоря о художественных особенностях Стендаля и Бальзака, замечает, что «оба писателя вступают в пору творческой зрелости во время падения Реставрации и на чала Июльской монархии, открывшей во Франции эпоху господства буржуазных отношений и решительно покончившей с влиянием аристократических салонов; именно в 1830 году пишутся почти одновременно «Красное и черное» Стендаля и «Шагреневая кожа» Бальзака. Разрыв с эстетикой светского слова, с классическим интеллек туализмом и монологизмом здесь полный и безусловный. Но если Стендаль совершает переход к внутреннему монологу, то Бальзак раскрывает возможности диалога. Стиль одного воплощает самопоглощенное, самоуглубленное сознание, стиль другого — сознание, устремленное за собственные пределы, ищущее переклички с иными сознаниями».
Один из основных «ключей» к анализу творчества Бальзака - это изначальное понимание того социо-культурного контекста, в котором создаются данные произведения. Основная трагедия человеческой личности у Бальзака заключается в том, что она оказывается перед лицом буржуазного общества в попытке и в надежде обрести счастье и разрешить внутренние конфликты, что не всегда является простой задачей. Более того, вещи в творческом мире Бальзака не функционируют сами по себе. Вещи - всегда являются выразителями определенных социальных отношений, а денежная сумма может быть коррелятом жизненного успеха. Деньги и материальные объекты выступают в качестве надличностного начала, а судьба многих героев представлена как отчаянная попытка достичь финансового благополучия и постичь мир материальных ценностей. Образ богатства обладает мистическим аспектом в творчестве Бальзака.
В данном отношении на ум сразу приходит роман «Шагреневая кожа». На примере данного произведения мы можем убедиться в том, что тема любви у Бальзака теснейшим образом связана с темой материальных объектов. Именно роскошь выступает подлинным доказательством воплощения мечты в реальность. Но, как ни парадоксально, бальзаковские герои редко обладают самими вещами; они гонятся за ними, пытаются их завоевать или присвоить, но золото утекает у них сквозь пальцы.
Так загадочная шагреневая кожа является роковой находкой для главного героя - Рафаэля де Валентена. Рафаэль целеустремлен и талантлив, но его талант не приносит ему прибыли: «Вечно сидя без денег, он, как все люди, не лишенные способностей, мог погрязнуть в неописуемой лени и вдруг бросал одно-единственное слово, стоившее целой книги, на зависть тем господам, у которых в целой книге не было ни одного живого слова".
Достигнув богатства и успеха, Рафаэль сталкивается с принципиально новыми вопросами; он учится глубже понимать людей. Изначально герой признается своему другу Эмилю, что в женщинах он ценит не только красоту, душевное расположение и титул, но еще и достаток. Графиня Феодора становится для Рафаэля своего рода социальной целью, а ее покорение приравнивается к успеху. Прелестная Полина, ученица Рафаэля, начинает интересовать его именно тогда, когда становится наследницей крупного состояния. Испытывая глубокую симпатию к девушке, Рафаэль, тем не менее, не решается признаться себе в этом и сделать решительный шаг, поскольку понимает, что бедная (на тот момент) Полина не сможет помочь ему в реализации его стремлений.
Сюжет «Блеска и нищеты куртизанок» строится вокруг образа Люсьена де Рюбампре, который впервые появляется перед читателями в романе «Утраченные иллюзии». Ныне Люсьен богат, он добился расположения в высших кругах парижского общества. Тем не менее, не все так просто. Секрет данного загадочного перевоплощения заключается в покровительстве аббата Карлоса Эррера, который на самом деле является беглым каторжником по имени Жак Коллен. Люсьен тайно содержит красавицу Эстер, в которую очень влюблен. Но за покровительство «аббата» необходимо платить, поэтому Люсьен вынужден буквально продать Эстер влюбленному в нее банкиру Нусингену.
Итог оказывается печальным: Эстер принимает яд, а малодушный Люсьен оказывается в тюрьме. Нельзя не обратить внимание на сопутствующие друг другу истории каторжника и падшей женщины, которые отдаленно перекликаются с «Отверженными» Виктора Гюго. Нас же интересует тема взаимодействия любовного чувства и финансового вопроса. В Бальзаковском мире эти аспекты теснейшим образом переплетены, поскольку деньги выстраивают принципиально новую систему нравственных ориентиров.
Большую роль тема денег также играет в романе «Евгения Гранде». В жизни провинциального землевладельца Гранде, бывшего крестьянина, разбогатевшего после Французской революции, нет иных привязанностей, кроме золота. Господин Гранде одержим идеей накопления, он тратит деньги только на то, что не может получить даром. Важно отметить, что папаша Гранде ценить не столько те возможности, которые могут жать деньги, сколько сами деньги. Первоначально у читателя складывается впечатление, что Евгению Гранде можно назвать полной противоположностью отца, но она также обладает сильным упрямством. В какой-то момент Евгения осознает, что отчаянно нуждается в средствах. Девушка не думает о деньгах до тех пор, пока они ей не нужны. Как только в жизнь Евгении врывается любовь, просыпается и её сознание: за четверть часа, прошедшие с момента приезда кузена, «у неё возникло больше мыслей, чем со дня появления её на свет». Так в душе героини происходит сложное столкновение материалистического и духовного.
В своем творчестве Бальзак обращается к многим типам. Одним из таких важных человеческих типов является образ скупца, который нашел отражение в том числе в истории ростовщика Гобсека. Произведение «Гобсек» было опубликовано в 1830 г. под названием «Опасности беспутства» в составе «Сцен частной жизни», а свое окончательное название оно получило в 1842 г.
Как замечает И. Н. Кроткова: «В центре произведения определенный психологический тип поведения, хотя ничуть не меньшего внимания заслуживают те драматические перипетии, вокруг которых строится сюжет. Данные произведения мы можем охарактеризовать как составляющие портретной галереи разного рода типов поведения, представляющие из себя предварительные наброски характеров, представленные уже в более разработанном виде на страницах крупных сюжетных романов. Ростовщик Гобсек является символом целой эпохи, и рассказчик Дервиль, выступающий от лица автора, характеризует старого дельца как человека пунктуального и педантичного, в ком сосуществуют две натуры – скряги и философа, ничтожная пре- данность и порабощенность золоту и возвышенные порывы сердца. В переводе с голландского Гобсек означает живоглот, и на протяжении всего произведения мы видим, как автор дает развернутую характеристику главному герою с говорящей фамилией».
Уже при первом своем знакомстве с Дервилем — героем произведения — Гобсек выглядел глубоким стариком. Характерными чертами его внешности являлись тонкие губы, желтые глаза. В самом описании персонажа можно проследить «денежные» цвета: «ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота». Тайна его жизни оставалась неизвестной. Эти два обстоятельства выводят нас в каком-то смысле на фаустианскую тему — тему денежной сделки. Внимательный читатель верно заметит, что как таковой образ дьявола ни в «Гобсеке», ни в «Шагреневой коже» не присутствует. Тем не менее, мы можем сделать предположение и сказать о том, что дьявол, как известно, в мелочах. Похожим персонажем является антиквар (хозяин лавки древностей) из романа «Шагреневая кожа». Его лавка в каком-то смысле представляет собой «археологию» всей человеческой жизни, летопись человеческого существования, в котором судьба вещей и судьба людей неизбежно связана между собой.
Как «целитель» социальных болезней, Бальзак детально изучает своих «пациентов», чтобы выявить общие характеристики нравственного заболевания. Гобсек — ростовщик, живущий за счет огромных процентов. Тем не менее, его образ нельзя трактовать однозначно. Это один из самых глубоких и многогранных персонажей в творчестве Бальзака. Суть личности Гобсека предопределена существованием денег. При этом он удивительно тонко понимает людей. В мире, который предстает перед ним как борьба бедных и богатых, Гобсек выступает хладнокровным ценителем жизней. Таинственность и недосказанность его характера подчеркивается тем, что почти вся прошлая его жизнь представляет собой видимую череду преступлений. В образе этого персонажа Бальзак изображает сложную и многогранную связь между духовным миром человека и миром денег.
Вещи и деньги играют в творчестве Бальзака существенную роль. При этом - денежные операции теснейшим образом связаны со всеми другими видами взаимоотношений.
Творчество Бальзака бесконечно обширно и многообразно, но даже приведенные примеры позволяют нам понять всю сложность и неоднозначность денежных и социальных отношений в «Человеческой комедии». Более того, важно учитывать, что образ денег и мотив их безграничной власти в обществе относится, безусловно, к разряду моральных. В своих произведениях Бальзак особенно внимательно исследует связь человеческой нравственности и духа коммерции.
Литература
• Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. – М.: Университетская книга, 1998. – 711 с.
• Дауден Э. История французской литературы. – СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1902. – 316 с.
• Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 320 с.
• Крючков В.П. Зарубежная литература. Основные произведения, стили, направления. – Саратов: СГУ, 2010. – 250 с.
• Лансон Г. История французской литера- туры. XIX век. – М.: Типо-Литография А. Лейферта, 1897. – 282 c.
• Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX — XX веков.— М.: Советский писатель, 1988. - 456 с.