MENA аналитика
Если вы живете в Европе, на Ближнем Востоке или в Африке, большинство вещей, которыми вы владеете, когда-то плыли на корабле, проходя через Малаккский пролив. Этот морской путь между индонезийским островом Суматра и Малайским полуостровом длиной около 500 миль (800 км) и шириной всего 40 миль (65 км) в узкой части является одним из самых важных и спорных пунктов в современной глобальной экономике. Являясь основными воротами в торговой зоне Индийского океана, пролив долгое время был геостратегическим кошмаром Китая, колониальным ульем и раем для пиратов.
По воле природы материковую часть Китая охраняют высочайшие горы мира, жуткие пустыни и густые тропические леса Юго-Восточной Азии. С другой стороны, обширное побережье страны ограждено плотной чередой архипелагов, протянувшихся от Бенгалии до Японии. Самый прямой судоходный маршрут между Европой и Китаем проходит через Малаккский пролив, что на тысячи миль короче альтернативного пути через Ломбок, Макассар и Миндоро.
Эта природная крепость обеспечивала выживание Китая на протяжении тысячелетий, но недавняя глобальная экспансия КНР выявила серьезную проблему. Почти недоступные по суше страны Восточной Азии полагаются в основном на морское судоходство, чтобы добраться до богатых европейских рынков и получить энергоресурсы с Ближнего Востока. Малаккский пролив, через который ежегодно проходит почти 90 000 судов, является самым оживленным на планете: через него проходит более четверти всего мирового товарооборота, большая часть которого либо поступает из Китая, либо направляется в него. Тот, кто одержит верх в этом узком проливе, контролирует не только евразийскую торговлю, но и экономическую и политическую судьбу второй по величине экономики мира.
Все началось с ветров, а не с европейцев
За тысячу лет до того, как Европа впервые проникла в морскую Азию, в Индийском океане уже шумели морские торговцы из Восточной Африки, Персии, Аравии, Индии, Китая и Японии. Под влиянием предсказуемых муссонных ветров, называемых пассатами, торговые суда зимой отплывали от азиатского материка, пересекали Аравийское море и шли вдоль побережья Суахили в Восточной Африке. Летом направление ветра менялось, что позволяло флотам возвращаться в Индию и на Дальний Восток.
Из-за этой сезонности остановки были длиннее, чем обычно, и купцы месяцами ждали, пока ветер сменит направление. Путешественники открывали в портах представительства и обустраивали вторые дома, образуя мультикультурные плавильные котлы за столетия до того, как на местных базарах появилось первое белое лицо. Язык суахили стал лингва-франка задолго до португальского или английского, а индуизм, буддизм и ислам были первыми религиями, покорившими обширное и разнообразное побережье. В Момбасе, Адене и Гоа возникли оживленные купеческие поселения.
Морская магистраль Шривиджайи
В VII веке волна морских воинов (включая нескольких пиратов) завоевала Суматру и прилегающие регионы, утвердив свою коалицию в качестве неоспоримого военно-морского гегемона Юго-Восточной Азии. Будучи типичной талассократией, буддийская Шривиджайя сосредоточила свои ресурсы на создании передового военно-морского флота и сети хорошо управляемых портов для растущей китайской торговли. В портах Кедах и Джамби китайские товары перегружались на корабли, направлявшиеся в Шри-Ланку и Персию, а арабские доу в Басре перевозили ценные грузы вдоль побережья Восточной Африки. Малаккский пролив был одним из самых космополитичных регионов мира: китайские, яванские, индийские и арабские купцы часто ходили по одним и тем же улицам.
Как всегда, процветание вызывало зависть. В XI веке индийское королевство Чола напало на Шривиджаю, оккупировав Яву и захватив суматранскую столицу Палембанг. Два века спустя ослабленная империя распалась, и бесценный перевалочный пункт перешел к яванскому индуистскому королевству Маджапахит. Отмеченное неспокойствием, правление Маджапахит было еще короче, и к началу 1400-х годов проливом завладел мусульманский Малаккский султанат. Под защитой местных мореплавателей столица султаната Малакка вскоре превратилась из рыбацкой деревушки в ведущую торговую точку Юго-Восточной Азии. Прозрачные таможенные пошлины, справедливые судебные процедуры и низкий уровень коррупции - новый порт обещал спокойное плавание на всем пути. Однако по мере приближения XVI века на другом конце света назревали новые неприятности.
Эпоха оружия
К концу первого тысячелетия одна страна стала доминировать в европейской торговле с Востоком. Венецианская колониальная империя простиралась через Левант, достигая западного конца Шелкового пути, чтобы установить прочный контроль над сухопутными маршрутами в Азию. Обладая огромным состоянием и далеко идущим политическим влиянием, Венеция готовилась стать новым Римом. Но этого не произошло. 16 декабря 1497 года португальский исследователь Васко да Гама обнаружил морской путь к югу от мыса Доброй Надежды и триумфально проплыл по Индийскому океану. Пять месяцев спустя он высадился со своего флагманского корабля "Сан-Габриэль" в Керале, положив конец венецианской торговой монополии.
Португальцы быстро учились и вскоре поняли, какую важную роль играет Малаккский пролив для торговли с Китаем. Всего через 13 лет после исследовательского плавания Васко да Гамы в Индию Альфонсо да Альбукерке прибыл в оживленный город Малакка. Но этот европеец привез не товары для торговли - он привез пушки. 24 августа 1511 года португальские войска ворвались в Малакку, и хотя Альбукерке позволил индусам, китайцам и бирманцам эвакуироваться из города, он приказал уничтожить всех мусульман или продать их в рабство. Поскольку военный талант адмирала превзошел его политическую хватку, захватчикам не удалось обеспечить стабильность в городе. Захват стал начало расцвета хаоса. Когда региональное равновесие рухнуло, Малаккский пролив погрузился в эпоху войн и пиратства.
Война государств
Видя образовавшийся во власти вакуум, султан Ачеха на Северной Суматре обратился к Османской империи за помощью против португальцев. Сулейман Великолепный, ключевой венецианский союзник на Шелковом пути, с готовностью откликнулся. Уже будучи вовлеченным в более широкий конфликт против Португалии, сын Сулеймана Селим II отправил небольшой флот на Суматру в 1566 году. Морские офицеры обучили аченцев современным методам ведения войны, а османские оружейники заложили основы местного производства огнестрельного оружия. И хотя мусульманскому союзу не удалось сдержать продвижение португальцев в Азию, другая европейская держава собиралась изменить ситуацию.
Когда в 1602 году в Амстердаме открылась фондовая биржа, первая же компания, зарегистрировавшаяся на ней, - Голландская Ост-Индская компания - отправилась в путь, чтобы лишить Португалию возможности торговать с Китаем. Несмотря на преимущество Португалии, ее традиционная монархия не могла сравниться с возможностями фондового рынка по привлечению денег из широких масс. Не испытывая недостатка в инвесторах, голландцы быстро создали мощный потенциал для транспортировки товаров и солдат вглубь Востока. Жарким летним утром 1606 года португальская Малакка проснулась от грома голландских пушек.
Вопреки надеждам Амстердама, перетягивание каната с Португалией затянулось на десятилетия, что побудило Нидерланды основать Батавию (современная Джакарта) на острове Ява, перенаправив свои торговые флоты через пролив Сунда. К тому времени, когда в 1641 году Малакка окончательно отошла к голландцам, Ост-Индская компания вложила столько средств в яванский маршрут, что сохранила Малакку только для того, чтобы другие державы не смогли ее захватить. Европейское завоевание оказалось обоюдоострым мечом для будущего пролива, породив несколько по-настоящему космополитичных городов, но в то же время способствовав острому соперничеству, которое в итоге превратило Малакку в очаровательное захолустье.
Англичане в Пенанге
К середине XVIII века, после 150 лет смелой и жестокой экспансии в Индии и Северной Америке, британцы оказались на пике колониальной гонки. Но после американской революционной войны и потери прибыльных Тринадцати колоний азиатские амбиции Лондона резко возросли. По мере того как торговля чаем разрасталась до невиданных масштабов, Британская Ост-Индская компания стремилась установить более прочный контроль над маршрутом в Китай, включая Малаккский пролив.
В 1770-х годах исследователь капитан Фрэнсис Лайт отправился в Кедах, предложив местному султану военную поддержку в борьбе с внутренними и региональными соперниками. В обмен султан предложил крошечный остров Пенанг, который Лайт рассматривал как уникальную возможность обеспечить британские интересы в проливе. Однако в течение нескольких лет колониальные бюрократы в Индии отмахивались от энтузиазма капитана, пока весть об американской независимости не достигла Калькутты. В 1786 году Лайт арендовал Пенанг от имени Британской Ост-Индской компании, переименовав его в остров Принца Уэльского со столицей в Джорджтауне.
Мир после Наполеона
Наполеоновские войны в начале XIX века привели Старый Свет в полное смятение, и, поскольку европейский колониализм проник глубоко на Восток, последствия возвышения и поражения Бонапарта отозвались во всей Азии. После аннексии Нидерландов Францией в 1810 году британские войска оккупировали голландские колонии по всему миру, включая Яву, вплоть до поражения Наполеона в 1815 году.
Англо-голландский договор 1824 года стал радикальной перекройкой колониального мира: Британия ушла с Явы и Суматры в обмен на полный контроль над Малайским полуостровом. После заключения соглашения об обмене британского Бенкулена на голландскую Малакку Лондон решил объединить ее с Пенангом и Сингапуром в одну колонию - Поселения проливов. Несмотря на первоначальный выбор Пенанга в качестве столицы, Сингапур вскоре занял лидирующую позицию и сохранил ее до распада колонии в 1946 году.
Пробуждение дракона
В Пекине суровые зимы. Вдали от тропических пассатов по узким улочкам проносится ледяное дыхание Сибири. И хотя декабрь 2001 года не стал исключением, китайская столица гудела от предвкушения - после десятилетий переговоров Народная Республика наконец вступала во Всемирную торговую организацию. Возвращение Китая на мировой рынок должно было привести к одному из величайших экономических чудес нашего времени, вдохнув новую жизнь в древние портовые города вдоль Малаккского пролива.
Правда, пролив никогда не находился в состоянии затишья, особенно в условиях послевоенного экономического бума в Японии, но цифры не лгут. За первые 20 лет членства Китая в ВТО его экспорт вырос с 272 миллиардов до 3,5 триллиона долларов, а перевозки через Малаккский пролив за тот же период увеличились с 59 000 до более чем 80 000 судов. Но дело не только в количестве судов. Еще в 2000 году на волнах правили суда класса Maersk Sovereign с максимальной вместимостью 8 000 TEU, в то время как нынешний крупнейший контейнеровоз (MSC Irina, построенный в Китае) может легко перевозить в три раза больше.
С вступлением Китая в клуб мировых сверхдержав Малаккский пролив вновь стал предметом споров. Опираясь на широкую сеть союзников, военно-морские силы Соединенных Штатов патрулируют восточноазиатские "узловые точки", что вносит немалый фактор риска в и без того сложную геостратегическую шахматную доску Китая. И хотя КНР предпринимает усилия по диверсификации доступа к важнейшим ресурсам, этот процесс проходит неспокойно и лишь отчасти успешно. Например, несмотря на несколько крупных газопроводов из Центральной Азии и России, более 80 % импортируемой Китаем нефти по-прежнему идет через Малакку.
В 2014 году Малайзия приступила к реализации проекта Melaka Gateway - финансируемого Китаем проекта по строительству порта мирового класса вблизи города Малакка, но политические маневры и технические трудности привели к остановке проекта в 2020 году. На момент написания статьи "Ворота Мелаки" вновь обрели политическую поддержку в Малайзии, но до завершения строительства еще далеко. В 2015 году Китай и Пакистан подписали соглашение о Китайско-пакистанском экономическом коридоре, в рамках которого планируется расширение порта Гвадар и строительство дорожной сети между портом и самым западным городом Китая Кашгаром. Несмотря на сложный рельеф и политическую нестабильность в регионе, коридор начал частично функционировать, обещая некоторое облегчение от малаккской монополии.
И наконец, самым смелым шагом Китая по решению проблемы Малаккского пролива стало предложение профинансировать строительство нового канала, проходящего через таиландский перешеек Кра и образующего прямое сообщение между Южно-Китайским и Андаманским морями. Многие считают этот проект восточноазиатским Суэцким каналом, однако против него развернулась ожесточенная борьба, и до сих пор никаких твердых решений не принято.
Несмотря на многочисленные исторические и современные попытки обойти Малаккский пролив, его будущее выглядит столь же обнадеживающим, как и его прошлое. В мире, где нефть с Ближнего Востока питает китайскую промышленную машину, удовлетворяющую мировой спрос на промышленные товары, значение этой крошечной голубой полоски на карте Азии, вероятно, сохранится еще долгое время.
Оригинал статьи на английском: тут.
Телеграм-канал MENA: https://t.me/menapolicy