Ребёнок, попадая общество других детей, начинает учиться общению со сверстниками. С этого времени невозможно избежать того, что их интересы разойдутся и произойдет конфликт или даже драка. Нужно ли учить ребёнка давать отпор и как это сделать правильно?
Давать сдачи, конечно, нужно, но не обязательно нужно всегда это делать физически. Если вы разрешите ребёнку давать сдачу физически, помните, что ребёнок ещё не может регулировать своё эмоциональное состояние. Чаще всего на такого рода разрешения ребёнок в принципе начинает пробовать применять агрессию по поводу и без. Ребёнок в садике и в начальных классах ещё плохо понимает, когда физический отпор будет уместен, а когда нет.
КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЁНКА ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ:
~ Показывайте на своем примере, как решается споры и конфликты внутри семьи. Например, когда поссорились с мужем на глазах у ребёнка, то не стоит кричать, драться или вовсе молчать. Покажите ребёнку, что нужно уметь разговаривать и решать конфликт словесно.
~ Научите ребёнка говорить о своих чувствах. Например, «Мне обидно, когда ты рушишь мой песочный замок». Этого первого шага часто бывает достаточно, чтобы решить конфликт.
~ Научите просить помощи у взрослых. Что бы ни случилось, ребёнок должен знать, что в трудной ситуации он всегда может обратиться к взрослым за помощью. Если малыш в детском саду и его обижают, забирают или ломают игрушки и т.д., то нет ничего стыдного, если он подойдет к воспитательнице и объяснит, что происходит. Если малыш знает, что он под защитой, то становится увереннее и далее справляется с конфликтами сам.
~ Работайте над доверием со своим ребёнком. Не надо ругать за ябедничество. Но и не стоит бежать и всё решать самостоятельно за ребёнка. Просто дайте совет как поступать в таких ситуациях. Если, конечно, конфликт серьёзный, то стоит подключится в него и вам.
~ Не учите «бить первым». Вместо этого намного эффективнее учить построению диалога, умению отстаивать свое мнение и границ без агрессии.
~ Объясните ребёнку, что его интересы не менее важны, чем интересы других детей, и порой их нужно уметь защищать.
~Выработайте вместе с ребёнком алгоритм действий при конфликте:
1. Если у ребёнка пытаются забрать игрушку и т.д., ребёнок должен, например сказать: «Это моя игрушка, я с ней ещё не доиграл. Верни мне её, пожалуйста!»;
2. Если ребёнка толкают, щипают, кусают и т.д., например сказать: «Мне больно. Если ты не прекратишь так делать, я не буду больше с тобой общаться и всё расскажу взрослым»;
3. Если обидчик не останавливается, стоит научиться останавливать его самому или при помощи воспитателя, учителя, любого взрослого рядом.
Самое важное — дать ребенку эмоциональную безопасность, чтобы он с этим к вам пришел. Если ребенок будет чувствовать себя в безопасности дома, то высока вероятность, что он расскажет о конфликтах вне дома.
Запись на психологические консультации +7916-055-92-04 (вотсап, телеграм)