Найти тему
«Феособор» пишет

Кровь мучеников - семя христианства

Проповедь

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко 4.02.2024, в Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в Феодоровском соборе (Санкт-Петербург) на Евангельское чтение Лк.18:35-43, 21:8-19 (Исцеление слепого. Признаки кончины века).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы празднуем память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Как многие из вас знают, наш приход зарождался в 90-е годы в атмосфере духовного обновления, подъёма, когда стали открываться новые храмы, издаваться книги. В лихолетье 90-х годов у Церкви появилась возможность заниматься благотворительностью (это была очень славная страница в истории нашего народа), миссионерской деятельностью, катехизацией.

И с самого начала приходская жизнь в этом храме начиналась под покровом недавно прославленных святых Новомучеников и Исповедников Российских, прежде всего святителя Тихона, Патриарха Московского, митрополита Владимира Киевского и Галицкого и некоторых других.

Лишь спустя годы, в 2003 году, были прославлены настоятель нашего храма архимандрит Лев (Егоров) и сёстры Александро-Невского братства - княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская.

-2

И потому приходская жизнь здесь становилась как бы продолжением того, чем жили христиане под сводами этого храма в тяжёлые годы испытаний.

Это духовное преемство как будто подогревало братскую любовь, живой интерес, чувство присутствия Христа среди нас. Поэтому и сегодняшний праздник имеет особое значение для нашего прихода. Не только как любой приходской праздник (как малая Пасха для конкретного храма), но и как то, что имеет непосредственное отношение к самой сущности жизни, духовной братской жизни людей, которые собираются под сводами этого храма.

Кровь Новомучеников и Исповедников Российских, их молитва и наша благодарная память о них стали тем семенем, из которого возрождалось христианство в те годы, продолжающее процветать под сводами нашего храма.

Вспоминаются слова христианского апологета Тертуллиана, писавшего во II веке: «Кровь мучеников – это семя христианства».
-3

Эти слова оказались пророческими, потому что именно кровь мучеников, их свидетельство стали той закваской, которая согревает и поднимает нашу жизнь.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Христа, который предупреждает Своих учеников о том, что с ними может случиться. Они будут преданы в руки тех, кто их ненавидит. И случится даже так, что их передадут в руки палачей, их будут предавать самые близкие люди. В Евангелии несколько раз об этом говорится: брат против брата, отец против сына, мать против дочери.

И это то, что пережил наш народ и пережили многие народы, то, что называется Гражданской войной, междоусобицей.

И именно в такие моменты испытаний вдруг обнаруживается сила Божия, которая становится той закваской, из которой рождается новая жизнь.

В сегодняшнем евангельском чтении хотелось бы подчеркнуть три образа, три слова, которые помогут нам чётко выстроить и представить то, о чём, говорит Христос.

Прежде всего употребляется глагол «предать». Он несколько раз встречается в Евангелии и имеет ещё и другие значения. В конце концов, «предание», «священная традиция» - то, что передаётся из рук в руки, из поколения в поколение. И точно так же: «Всё предано Мне Отцом Моим», - говорит Христос.

Отец передаёт Сыну, Христос, умирая на Кресте, предаёт Дух - и это свидетельство Духа до сих пор живо в Церкви. Оно предаётся из рук в руки, от сердца к сердцу.

Но нас сегодня интересует другое значение этого слова, которое применяется в связи с Иудой и тем, что совершает он, предавший Христа. У него есть ещё другие значения, связанные с этим предательством. Точно так же, как слово «доносы» означает «донести», слово «предательство» означает «передать в руки палачей».

Как доставщики приносят пиццу нам домой, точно так же всегда находятся некие сомнительные силы, которые готовы предать своего близкого, выдать его в руки палачей, предать суду. И это именно то, что произошло с Иисусом Христом: Он оказался в руках первосвященников, те передали Его в руки римлянам и Он был предан позорной смерти.

Но не это будет концом истории, в конце концов всегда побеждает Бог и Его воля, Его любовь. И поэтому второй образ, который здесь возникает, – «свидетельство».

Мученики умирают точно так же, как умирает Христос. И в суды их передают как обвиняемых, как тех, кого приговорят к смертной казни. Они не являются свидетелями, они обвиняемые с точки зрения нашей человеческой практики.

Но Божественный парадокс состоит в том, что эти преданные судьям и палачам люди становятся свидетелями. Для них это возможность проявить твёрдость духа, проявить то, что составляет саму суть их существа. И это становится убедительным примером для тех, кто является очевидцами происходящего. Сила веры новомучеников, как в случае с первомучеником архидиаконом Стефаном, становится источником веры и силы для тех, кто является очевидцем.

Прежде всего это повлияло на Савла, который стал великим апостолом. Таким образом мученики становятся не просто жертвой, о которой можно сожалеть, можно возмущаться, они становятся источником силы, они становятся свидетелями.

И к этим двум реальностям – «предательства», «свидетельства» – добавляется то, чем сегодня заканчивается Евангелие: «Терпением спасайте души ваши».

«Спасайте души ваши» – здесь речь идёт не просто о какой-то психологической душе, но о самом существе человека. Спасайте самих себя, спасайте то человеческое, что в вас есть, вашу самость, то, кем вы являетесь. В конце концов, своё имя.

И слово «терпеть» в устах Христа тоже обретает особое звучание, которое передаётся через христианскую традицию. Это не значит просто пассивно претерпевать, это не означает просто некую терпимость, но возможность выстоять. И поэтому синонимом этого слова является «стойкость», «мужество». Когда ты не просто способен переживать нечто, но ты способен выжить, выстоять.

Это то, к чему сегодня приглашает нас Христос, чем Он ободряет Своих учеников, которых ожидают гонения, опасности.

Быть христианином в любую эпоху очень трудно. Даже если мы сегодня и не подвергаемся гонениям со стороны официальных властей и закона, всё равно нам приходится сталкиваться с другими испытаниями, которые не менее ужасны в каком-то плане.

Например, обыденность нашей жизни, тривиальность, мелкие компромиссы, на которые приходится идти со своей совестью каждый день. Всё это требует от нас не меньшего мужества и стойкости, чем та стойкость, которую Христос завещает Своим ученикам.

И, конечно, есть те, кто хочет не просто терпеть, но претерпеть до конца. Как в псалме говорится о человеке, которого покрыли потоки вод: «Все волны Твои и все потоки Твои прошли надо мною». Но он всё-таки выстоял, потому что оказался на скале, за которую мог держаться.

И это прекрасный случай вспомнить, Кто для нас является этой скалой, Кто помог мученикам выстоять в этой мясорубке, в которой невозможно было сохранить себя ни физически, ни духовно.

-4

Они вышли победителями, и это великая победа. И потому Христос сегодня приглашает нас быть свидетелями, побеждать всякое беспокойство, будучи уверенными в действии Святого Духа. Чтобы выстоять в буре испытаний не только героических, которые выпадают в переломные, кризисные годы, но и в нашей повседневной жизни, которая требует не меньшего мужества.

И как обещание и ободрение тем, кто готов выстоять до конца, претерпеть до конца и спасти себя, сохранить свою душу, остаться верным Христу и Его Евангелию, сегодня апостол Павел произносит слова, обращённые к римлянам о том, что никто и ничто не разлучит того, кто соединяет себя со Христом и с Его любовью.

-5

Именно любовь Христа, Бога, который возлюбил первым, позволяет нам, как позволяла мученикам и исповедникам Российским, всё претерпеть до конца. Выйти победителями.

Так что их кровь, их страдания, их пламенная вера становятся источником жизни для всех грядущих поколений.

Аминь.