" Почему выбирают гидрогеологию: вдохновляющие истории успеха "
Автор: Барымова В.А., преподаватель кафедры гидрогеологии им. В.М.Швеца
Студенты Гидрогеологического факультета групп РГ, кем я и являлась с 2014 по 2019 г., счастливые люди! В ходе обучения они получают двойную специализацию: «Инженерно-геологические изыскания и поиск и разведка подземных вод», т.е. они − инженеры-гидрогеологи.
Однако, диплом они пишут либо по гидрогеологии, либо по инженерной геологии. И вот на 4 курсе, начиная поиск преддипломной практики, перед каждым студентом встаёт вопрос: «Инженерная геология или гидрогеология?», ведь преподаватели говорят, что студенты дальше идут работать в ту сферу, в которой прошли практику и написали диплом. Для кого-то выбор очевиден, а для кого-то, как и для меня, он стал невыносимо тяжёлым. Тогда казалось, что именно тут мы должны ответить на вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?». И нам надо было правильно оценить свои способности и подумать о дальнейшем развитии в профессии, о местах работы и зарплате, престиже и пр.
Мне одинаково нравились оба направления! Помню, я разговаривала со многими преподавателями и специалистами, узнавала, разведывала и советовалась. И никто не мог помочь мне принять решение. Тогда я позвонила дяде, он у меня успешный инженер-геолог. Казалось бы, его совет должен был быть очевиден, но нет! Тогда, внимательно выслушав меня и все мои «за» и «против», приняв на себя мои душевные муки, он сказал: «Василиса, пиши диплом хоть по философии, если она тебе нравится! Главное, чтобы тебе было максимально приятно и комфортно! В дипломе всё равно будет написано, что ты инженер-гидрогеолог. А работать ты дальше сможешь кем угодно, если будешь как следует учиться и станешь хорошим специалистом».
Так легко, как после того разговора, я больше никогда не принимала решения. В глубине души я знала, что в гидрогеологии мне комфортнее и интереснее, я видела в ней множество направлений, которые влекли меня. Достаточно было чуть внимательнее к этому приглядеться и слегка отвлечься от глобальных вопросов, стереотипов и нравоучений старших.
Теперь я успешный гидрогеолог, преподаю во МГРИ и решаю различные гидрогеологические задачи методом гидрогеологического моделирования, которое так увлекло меня в студенческие годы.
Сейчас я работаю на стыке инженерной геологии и гидрогеологии, что весьма соответствует моей специальности (и выбирать не пришлось). Основное направление моей производственной деятельности- оценка изменения гидрогеологических условий при строительстве инженерных сооружений. Моя главная задача в рамках данной сферы заключаются в оценке водопритока в строительные котлованы, заглубление которых предусматривается ниже уровня подземных вод. Также я воспроизвожу на моделях и доказываю эффективность работы проектируемых систем водопонижения, которые будут использоваться для проходки котлованов в сухих грунтах. Помимо этого, на модели я оцениваю возможное проявление барражного эффекта- изменение уровня подземных вод при сооружении «препятствия» на пути потока, т.е. его частичного или полного перекрытия барьером (подземной непроницаемой частью сооружения). Все вышеперечисленные задачи я решаю методом гидрогеологического моделирования, постоянно развивая свои навыки и погружаясь в научные и практические особенности данного направления.
Также я пишу диссертацию, всё глубже погружаясь в недра гидрогеологии, каждый раз убеждаясь в том, как она интересна и безгранична. Тема моей будущей диссертации «Условия формирования запасов подземных вод на водозаборах г. Курска». Актуальность работы связана с проводящейся в настоящее время переоценкой запасов подземных вод для обоснования возможности увеличения водоотбора в связи с растущей потребностью Курской городской агломерации. Однако, условия формирования запасов подземных вод эксплуатируемых водоносных комплексов представляются недостаточно изученными и требуют научно-методического и количественного обоснования, над которыми я в настоящий момент и работаю.
И, конечно, весь свой производственный опыт, навык проведения и результаты научных исследований я стараюсь внимательно и бережно передавать своим студентам. Я стараюсь активно работать с обучающимися и вне аудиторных занятий. Мы вместе готовим методические пособия такими, какими хотят их видеть ребята. И в декабре 2023 г. мы издали первый практикум по дисциплине «Гидрогеологическое моделирование». Мы начали развивать научную деятельность (ведь я тоже только учусь быть научным руководителем) и готовим проект фильтрационного лотка для демонстрации различных гидрогеологических процессов на занятиях, мы готовимся к выступлениям на конференциях и планируем дальнейшее развитие в научной сфере.
Многие мои студенты говорят, что моя увлечённость своей профессией видна издалека. Она делает занятия яркими и интересными, заставляет их внимательнее прислушаться ко мне и «распробовать» гидрогеологию. Страсть к ней заразительна. И я рада, что у меня есть возможность ею делиться.
Главный мой совет − выбирайте по душе! Только любовь к своему делу, которую необходимо аккуратно извлечь из своей души, заметить и развивать, подкармливать деятельностью и новыми знаниями, позволит добиться настоящего успеха, а вместе с ним удовлетворения и счастья в работе!
#ТожеСтануГидрогеологом
#ГидрогеологиМГРИ