и что тут общего с программированием.
Здесь будем говорить именно о детском механизме защиты - инкапсулировании (еще называют капсулирование) - как о способе защиты психики от слишком для нее трудных переживаний. Защита эта работает так, чтобы сохранить нервную систему и психику в наилучшем для данных обстоятельств состоянии.
Какие обстоятельства будут дальше неизвестно, да и психике и нервной системе не особенно это важно, не до того, как говорится. Потмоу что "не сломаться" ей нужно прямо сейчас, а потом разберемся.
Подвох инкапсуляции в том, что эта система как будто обходит логику действий, и поведение ребенка при этом кажется странным в ситуации. В нашем представлении логичнее было бы по-другому.
Например, неделю назад ребенок не мог отпустить родителя в командировку, цеплялся, плакал... И вот родитель приехал, простирает руки для объятий, а ребенок будто его не замечает или вообще прячется.
На вопросы "что случилось" бабушка припомнить ничего особенного не может, кроме того, что поплакал минут 15, успокоился и даже не вспоминал.
Что это было? Защитная реакция психики: закрыть свои невыносимые переживания долгого расставания с родителем в так называемую капсулу с твердой оболочкой. Что происходит, когда вы вернулись? Психика себе запретила те сильные грустные эмоции, а значит, и эти радостные, связанные с вашим расставанием и встречей - тоже пока запрещены. Вдруг вы уедете через пять минут или через час? Снова вот это вот все переживать? - Ну уж нет.
Капсула растает со временем, сжатые и долго сдерживаемые эмоции смогут вылиться в неожиданный и неподходящий момент. Когда все будет спокойно и хорошо.И это самое важное, о чем нужно знать! Выплеск эмоций происходит непроизвольно. Это невозможно контролировать маленькому ребенку лет до 6-и, а то и старше.
Чем младше ребенок, чем меньше осознанности, зрелости психики, тем лучше и чаще срабатывает эта система защиты психики.
Ребенок вас не игнорирует, и не хочет вас вывести из себя своим странным поведением. Чувства у него сначала заперты для его же безопасности, а потом они выливаются, еще и под давлением. И второй этап - очень важный. Если все еще нет безопасного пространства для излития скопившихся чувств, "капсулы" копятся. Но как только ребенок чувствует, что "можно", на ровном месте начинаются капризы и слезы.
Что делать родителю?
1. Ни при каких обстоятельствах не впадать в вину. Из нее все получается гораздо хуже и для всех. Вина частенько тащит за собой агрессию.
2. Дать ребенку безопасно проявить свои чувства. Пусть они и не относятся к моменту. Пусть вам кажется, что это из-за какой-то мелочи и выглядит это неадекватно. Та самая мелочь - это повод и способ задать траекторию чувствам.
3. Отреагировать так, как сильный и взрослый человек может посочувствовать маленькому и пока не такому сильному, которому к тому же сейчас плохо.
(Что такое посочувствовать - это отдельная тема).
Можно ли избежать капсулирования?
Нет. Это нормальный защитный процесс. Он не просто так дан природой. Другое дело, что у всех защит есть свой предел, и не стоит его испытывать.
Например, при потере близкого человека инкапсулирование - это один из хороших вариантов. Нет у детской еще незрелой психики всего необходимого для нормального горевания. Не все взрослые выдерживают это, а тут ребенок, у которого часть мира или весь мир, от которого он зависит, обрушился. В данном случае капсулирование - это спасение. Но потом, когда он станет покрепче, задача взрослых качественно "распаковать эту капсулу" и помочь ребенку пережить отложенные чувства.
Что именно психика выберет для инкапсулирования, а во что пойдет со всеми чувствами и переживаниями зависит от множества факторов. Основной, можно и выносимо ли сейчас это пережить или нет. Хуже, когда "предохранитель" не срабатывает. Тогда взрослый своей сильной устойчивой психикой помогает это пережить. Если он не чувствует в себе на это сил, то нужно обратиться к такому взрослому, который выдержит эмоции ребенка и адекватно поможет с ними справиться. Это может быть психолог. Он точно выдержит - у него такая работа.
В каких случаях инкапсулирование происходит чаще всего?
- Смерть близкого человека
- Агрессивное поведение по отношению к ребенку (издевательства, физическое и моральное насилие)
- Свидетельство травмы: когда ребенок видит агрессивное, страшное в его глазах поведение по отношению к своему родителю
- Расставание с родителем надолго
- Нахождение в опасном для жизни месте (зона военных действий, плен)
Все перечислить трудно, но в любом случае это все тяжелые переживания, которые в моменте очень страшно, больно чувствовать. События могут быть и не такого ужасного масштаба, но все равно очень болезненными. Дальше все, как всегда, зависит от сотни факторов: какой у психики был изначально ресурс, как долго это длится, какая при этом поддержка и есть ли она вообще и т.д.
Еще немного теории и интересных фактов об инкапсулировании
В.С. Мухина (российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности») ввела термин психологическое капсулирование как то, что "определяет развитие ребенка прежде всего как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий". То есть хочешь жить в социуме, то придется осваивать стереотипы поведения, а это приводит к психологическому капсулированию. Это не хорошо и не плохо, это просто так устроено. Но это не про травматичный опыт, а скорее про "обуздание" и контроль своих чувств.
О капсулировании нередко говорят в работах и исследованиях детей, выросших в детских домах и интернатах. Это очевидно и без научных исследований и статистик. Чтобы выжить психологически да и физически там, инкапсулирование осваивается в совершенстве с первых дней жизни.
Еще один психолог мировой величины К. Левин (признается "основателем социальной психологии" и был одним из первых, кто изучил групповую динамику и организационное развитие) говорит об инкапсулировании, как процессе, при котором индивид защищается от болезненных переживаний, связанных с восприятием трагических ситуаций. Например, выключает телевизор, где показываются убийства, насилие, природные и иные катастрофы или выступают политики с весьма дурной репутацией и т.д.
Еще термин инкапсулирование есть в программировании. И мне показалось, что там функции и принцип работы очень схожи с тем, что присходит в психологии. И даже еще лучше описывает, как это реально работает.
Итак, инкапсулирование в программировании - это механизм языка, ограничивающий доступ одних компонентов программы к другим.
Слово «инкапсуляция» происходит от латинского in capsula — «размещение в оболочке». Таким образом, инкапсуляцию можно интуитивно понимать как изоляцию, закрытие чего-либо инородного с целью исключения влияния на окружающее, обеспечение доступности главного, выделение основного содержания путём помещения всего мешающего, второстепенного в некую условную капсулу.
Или вот, что очень точно соответствует тому, как это работает в жизни, хоть речь все еще идет о программировании:
Инкапсуляция в программировании — это принцип, согласно которому внутреннее устройство сущностей нужно объединять в специальной «оболочке» и скрывать от вмешательств извне. Доступ к объектам возможен через специальные открытые методы, а напрямую обратиться к их содержимому нельзя.
И еще интересный момент для самых любопытных. В программировании есть понятие "абстракция". Оно про то, что мелкие особенности функции неважны, важно, чтобы она работала. Например, неважно, какого цвета телефон, важно, чтобы он звонил. Так вот абстракция помогает работать с объектами и не обращать внимания на то, как они устроены внутри. А для этого как раз нужна инкапсуляция.
По сути психика работает также. Она сохранна, она функционирует, а уж что там сейчас внутри, какие чувства, переживания, страхи и прочее - для основных функций человека в социуме до какой-то степени не важны.
И вот еще одно интересное совпадение у программирования и психологии. Отличие сокрытия чувств, (то есть человек просто не показывает, что он сейчас переживает) от инкапсулирования:
Я лучше процитирую это целиком:
"Отличие от сокрытия данных. Но из определения абстракции необязательно следует сокрытие данных. Поэтому сейчас считается, что сокрытие данных от воздействий извне и инкапсуляция — немного разные вещи. Они различаются целью:
- Сокрытие нужно, чтобы обеспечить безопасность данных, и подразумевает невозможность доступа;
- Инкапсуляция нужна, чтобы обеспечить целостность объекта и дать возможность пользоваться им, не вдаваясь в подробности его реализации. При этом технический доступ к объекту в некоторых случаях может сохраниться."
(Словарь IT)
P.S. Как-то я затронула тему "жили же раньше без психологов". Конечно жили, и в ясли детей отправляли с 9 месяцев, а то и раньше. Счастливы ли эти люди, когда уже не нужно ничего капсулировать, и когда ты больше не должен постоянно приносить пользу начальству, государству и так далее. Произошло ли их развитие, происходит ли оно дальше. Нравятся ли они себе, что они чувствуют? Насколько они по-настоящему психически здоровы? Как они теперь общаются между собой и с более младшими поколениями? Невозможно сделать такое исследование. Да и не нужно наверное.
Известно лишь, что чем меньше "капсул" в человеке, тем осознаннее он живет, выбирая, ане лавируя по жизненным обстоятельствам от одной защиты к другой.
Список источников:
- Левин, К.; Липпитт, Р.; Уайт, Р.К. (1938). "Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате". Журнал социальной психологии. 10(2): 271–301.
- В.С. Мухина Рождение личности — М. : Прогресс, 1984.
Личность: Мифы и Реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Нац. кн. центр, 2019
- Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.
- Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М., 2004.
- Словарь IT
https://blog.skillfactory.ru/glossary/inkapsulyacziya/?ysclid=lqmd1v5dt2720804405
Екатерина Афанасьева
#детскийпсихолог_Афанасьева #детскийпсихолог #капсулирование #инкапсулирование #помощьродителям #детскаяпсихика