Найти тему

Торговые пути Востока

MENA аналитика

Борьба Китая, Турции, Европейского Союза и США за лучшие пути наталкивается на значительные проблемы в области безопасности.


В отношении Большого Ближнего Востока много экономических планов, что проявляется в разработке новых торговых путей и часто в обход Суэцкого канала – на радость угасающей экономике Египта.

Среди таких планов стоит выделить:

1.     Один пояс, один путь – инициатива Китая, озвученная в 2013 г.

2.     Транс-каспийский коридор (развитие действующей инфраструктуры)

3.     Дорога Ирак-Турция – начало проекта было озвучено еще в 2010 году, турецкие власти стали более активно о нем говорить в 2023 году.

4.     Global Gateway – инициатива ЕС, 2021 г.

5.      Экономический коридор Индия – Ближний Восток – Европа (India-Middle East-Europe Economic Corridor, IMEC) - 2023

В 2023 году китайской инициативе «Один пояс, один путь» (развитие механизмов экономического сотрудничества по всему миру) исполнилось 10 лет. За это время инициативу сильно раскритиковали, как долговую ловушку: инфраструктурные проекты, реализованные на китайские инвестиции, облагались большими процентами, которые страны обязывались выплачивать Китаю. За 10 лет Китай отошел от амбициозных тотальных проектов таких, как строительство по всему миру огромных магистралей, которые значительно сократят сроки доставок, и сосредоточился на локальных проектах: преимущественно в Субсахарском регионе Африки. Таким образом инициатива «Один пояс, один путь» стала больше выглядеть, как площадка, которая позволяет выходить на рынок китайским компаниям. Развитие сухопутных коридоров отошло на второй план, т.к. основной процент торговли Китая приходится на море. А обещанные новые рабочие места занимали сами китайские работники.

Китай опровергает обвинения в том, что он навязывает странам долги, т.к.: 1) западные компании также работают не бесплатно, 2) правительства стран соглашаются на выдвинутые условия. Таким образом, обвинения становятся и частью информационной кампании против Китая.

Электростанция Аттарат в Иордании
Электростанция Аттарат в Иордании

Одним из таких проектов, на который указывают Китаю пальцем, стала электростанция Аттарат в Иордании. В 2012 году иорданская энергетическая компания Attarat Power Company предложила правительству добывать сланцевую нефть в пустыне и построить на ее основе завод, который будет обеспечивать 15 % электроснабжения страны. По словам представителей компании, это предложение соответствовало растущему стремлению правительства к энергетической самодостаточности на фоне потрясений, вызванных арабской весной 2011 года. Генеральный директор Attarat Power представлял проект по всему миру, но никто не соглашался в него вкладываться. В 2017 году китайские банки предложили Иордании более 1,6 миллиарда долларов в виде кредитов для финансирования станции. Китайская государственная компания Guangdong Energy Group купила 45% акций Attarat Power Co.

Согласно 30-летнему договору о покупке электроэнергии, государственная электроэнергетическая компания Иордании должна будет покупать электроэнергию у теперь уже фактически китайской компании Attarat по завышенной цене, что означает, что правительство Иордании будет терять 280 миллионов долларов в год, по оценкам казначейства. По словам экспертов в области энергетики, чтобы покрыть эти платежи, Иордании придется поднять цены на электроэнергию для потребителей на 17 %, что станет серьезным ударом для экономики, и без того погрязшей в долгах и инфляции.

В 2020 году Министерство энергетики Иордании подало иск в международный арбитраж против Attarat Power Co. "на основании грубой несправедливости". Более этого электростанция оказалась не нужна: Иордания заключила сделку о покупке природного газа у Израиля.

Виноват ли здесь Китай? Муса Ханташ, геолог из парламентского комитета Иордании по энергетике, назвал сделку закономерным результатом коррупции и недостатка технических знаний.

Очень трудно убедить крупные компании инвестировать в Иорданию. Есть моменты, которые помогают определенным людям получать прибыль.

На этом фоне неудивителен расцвет новых инициатив со стороны ЕС (не без поддержки США).

-3

План экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (India-Middle East-Europe Economic Corridor, IMEC) – озвученный в ходе саммита Большой Двадцатки в 2023 году, предлагает морской путь из Индии на Аравийский полуостров, оттуда сухопутный путь в Иорданию, затем в порты Израиля и далее в Европу. Меморандум данного проекта подписан такими странами, как: Индия, США, Саудовская Аравия, ОАЭ, Франция, Германия, Италия.

Саудовская Аравия является одним из ключевых партнеров Китая в инициативе «Один пояс, один путь»: большое количество инфраструктурных проектов в Саудовской Аравии реализуются китайскими компаниями.

Одним из основных препятствий для претворения в жизнь данного проекта является отсутствие безопасного климата: постоянные боевые столкновения будут препятствовать постоянному торговому потоку, задержки в поставках обойдутся дорого, более того, пока нет гарантий, что грузы не будут перехвачены какими-либо военизированными организациями.

-4

Безопасность становится главным пунктом и в реализации турецко-иракского проекта. В 2023 году турецкий министр транспорта Абдулкадир Уралоглу заявил, что проект может быть завершен к 2028 году. К 2025 году, по его словам, будет введен большой порт Аль-Фау, находящийся в Басре. Столкновения между военными США и военизированными группами исламского сопротивления, которые обострились на фоне палестино-израильского конфликта, мешают амбициозным планам обеих стран.

-5

Особую роль в китайской инициативе «Один пояс, один путь» играет китайско-пакистанский экономический коридор, однако и его развитие, которое стало бы бесценным благом для китайской экономики, напрямую зависит от климата безопасности. В Пакистане царит политическая нестабильность, а в начале февраля во время выборов в Национальное собрание в стране уже прогремело несколько взрывов.

Коридор позволил бы связать Китай напрямую с Арабским морем, что существенно сократило бы время поставок. Коридор также стал бы альтернативой Малаккскому проливу.

В настоящее время Китай занимает первое место в мире по импорту нефти, причем 60% импорта приходится на Ближний Восток. В общей сложности 80 % импортируемой Китаем нефти проходит через Малаккский пролив. Малаккская дилемма заключается в опасениях Китая, что пролив может быть, например, перекрыт по причинам конфликта.

Телеграм-канал: https://t.me/menapolicy

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц