«Не могу сдержать слёз», «Я плачу», «Так трогательно», «Реву уже
полчаса»… Подобные комментарии оставляют зрители
мультфильма «Тайна Коко», и отзывы эти вполне оправданны.
Лента 2017 года задевает душевные струны подобно тому, как ее
главный герой, 12-летний мексиканский мальчуган Мигель Ривера,
перебирает струны гитары. И подчас сдержать слезы действительно
просто невозможно. Но стесняться не надо, ведь эти слёзы
прекрасны, это слёзы очищения, слёзы духовного прозрения и
катарсиса.
Внимание: есть нюансы
Впрочем, с мультфильмом не всё так однозначно, как может
показаться на первый взгляд. Сюжет построен на взаимодействии
мира живых и мира мёртвых, на экране разгуливают целые
полчища скелетов, а это, согласитесь, не очень характерно для
современной российской культуры. Часто ли вы вообще
обсуждаете с детьми смерть как неизбежный конец каждого из нас,
просто как факт, с которым ничего нельзя поделать — он есть? А
участь умерших родственников? А возможное существование
загробной жизни?
В некоторых семьях сложная тема не то чтобы табуирована, но как
бы нежелательна. Зачастую люди не хотят размышлять о ней,
предпочитая сходить на шопинг, «залипнуть» под сериал или
вырастить морковь у себя в смартфоне. При этом почившие родные
как бы автоматически выводятся из актуальной повестки. Есть и
вовсе вопиющие случаи, когда смерть родственников скрывают от
детей годами. Да-да, все делают вид, что дедушка или бабушка,
тётя или дядя, мама или папа, например, куда-то уехали. Важный
разговор переносится на потом, оттягивается под тысячами
благовидных предлогов и в конечном счёте не происходит никогда.
Это правда. И дети вынуждены к этому как-то адаптироваться,
мириться с инфантилизмом взрослых, их страхами, и, естественно,
сами получают кучу комплексов, несут все переживания в
собственное будущее, передавая эстафетную палочку
психологических проблем из поколения в поколение. О смерти
родного человека они, конечно, догадываются, а, может быть,
находится «доброжелатель» — соседка, подруга, знакомый,
который «открывает им глаза».
Но надо ли дожидаться такого исхода, который зачастую
оборачивается психологической травмой и серьёзным конфликтом?
Возможно, стоит постараться как-то изменить ситуацию? Тем более
на планете есть у кого этому поучиться. Например, у жителей
Латинской Америки, которые вспоминают почивших
родственников и даже отмечают День мёртвых весьма своеобразно
— не тоскуя, а радуясь, с яркими цветами и сладостями. Сделать
процесс переосмысления максимально комфортным поможет
анимация, точнее, мультфильм «Тайна Коко» от студии Pixar и
режиссёра Ли Анкрича. По сути, история Мигеля, его живых и
скончавшихся родственников — своеобразная психотерапия, если,
конечно, подойти к просмотру правильно.
Мнение эксперта
Врач-психотерапевт Елена Томина: «Тема смерти в нашей
современной культуре действительно табуирована. Многие её
боятся, и даже мысли о конечности жизни вызывают страх, хотя
он абсолютно иррационален. Рано или поздно мы все закончим свой
земной путь. Бесполезно это отрицать, никто ещё не придумал
способа жить вечно. Говорить с детьми нужно именно о том,
что жизнь когда-то закончится, но она длинная и включает в себя
много интересных событий. Тут не требуется специальной
подготовки, но желателен повод: мультфильм, фильм, сказка,
чтобы обсудить на примере. Обязательно без драматизма и
сожаления, просто как факт. Ответить на вопросы, которые
задаст ребенок, чтобы не было домысливания. Потеря близкого —
это особая ситуация, это всегда кризис. Скрывать такую потерю
от ребенка возможно какое-то время в силу обстоятельств, но
затягивать не стоит. Если взрослым сложно самим провести
необходимый разговор, можно воспользоваться помощью
психолога. Важно прожить отчаяние, печаль, грусть, любые
негативные эмоции, которые в данном случае имеют полное право
на существование. И быть рядом, чтобы ребенок не чувствовал
себя покинутым».
Настоящее искусство всегда про нас
Авторы «Тайны Коко» воздействуют на эмоциональные триггеры,
причем не стесняются делать это сразу, с самых первых кадров.
Мультфильм начинается с душещипательной истории об Имельде,
прапрабабушке Мигеля, которую оставил супруг — он был
музыкантом и захотел осчастливить своим творчеством весь мир. А
как же семья? Как же малютка дочь, та самая Коко, в честь которой
названа лента?
Интересно, сколько матерей-одиночек и детей, выросших в
неполных семьях, всплакнули, только приступив к просмотру.
Готовы ли ваши дети к такому? А вы сами? Что это: лишний шок
или по-настоящему важные проблемы, о которых обязано говорить
искусство? Вновь предлагаем решать каждому для себя.
Итак, предисловие окончено, и зрители переносятся в наши дни,
поближе к трудностям Мигеля. У мальчишки нешуточный раздор в
семье. Он, как и его прапрадед, любит музыку. А ещё у Мигеля есть
знаменитый кумир — гитарист, певец, актёр Эрнесто де ла Круса, и
парень буквально бредит экранными призывами «жить по зову
сердца», «следовать мечте» и «ловить свой миг удачи». Но у семьи
совсем другое мнение: после жестокого предательства музыка, а
заодно и само упоминание о предке-музыканте под запретом. На
протяжении десятилетий Ривера только и делают, что лелеют свою
обиду и мастерят обувь, а о подлом беглеце вспоминает лишь его
дочь Коко, превратившаяся в немощную, хотя и весьма
симпатичную старушку, которой память изменяет всё чаще и чаще.
Мечтающий подросток, не похожий на окружение, и родные,
которые не хотят его понять и принуждают сделать неприятный
выбор. Вновь актуально, не правда ли? Вновь отзывается. Вновь
про нас. Впрочем, сюжет может показаться избитым, шаблонным,
но не спешите делать выводы — впереди путешествие в мир
мёртвых. Добро пожаловать к покойникам.
Живее всех живых
Да, и это не единственный неожиданный поворот в мультфильме,
который с каждой минутой всё больше похож на увлекательный
экшен с элементами детектива. В День мёртвых Мигель
пробирается в склеп Эрнесто де ла Круса, крадёт гитару,
необходимую ему для участия в музыкальном состязании, и...
становится, скажем так, призраком. Обычные люди больше не
видят мальчугана, но зато его видят покойники, которые по
волшебному мосту перебираются в наш мир, а он видит их.
Если вы не любитель ужастиков, то вряд ли когда-то ещё встречали
столько скелетов в одном кадре. Мигель отправляется на тот свет и
узнаёт, что там всё устроено весьма неплохо: сияют огни, играет
музыка, показывают шоу. Впрочем, так здорово далеко не всем.
Некоторые покойники в опасности. Как ни странно, в мире
мёртвых тоже есть нечто вроде смерти: жители потусторонней
вселенной исчезают, если в нашем мире не остаётся никого, кто их
вспоминает. И это трагедия. Ведь одно дело после смерти
продолжать существовать в иной форме, наблюдать за своими
потомками и даже навещать их, совсем другое — пропасть
навсегда.
Несчастные, находящиеся под угрозой забвения, образуют общину,
создают иллюзию родственных отношений, пытаются хоть как-то
поддержать друг друга. И вот ещё одна возможность задуматься, а
всё ли правильно мы делаем по отношению к умершим. Храним ли
память о наших корнях, почитаем ли тех, кто дал нам жизнь, знаем
ли о цепи, звеном в которой являемся…
Вдруг выясняется, что у обитателей загробного мира тоже есть
чувства и желания: они переживают и страдают, любят и
ненавидят, о чём-то мечтают и чего-то хотят. Более того, создаётся
впечатление, что эти сущности, которые кажутся нам
исчезнувшими, канувшими в небытие, даже живее некоторых
реальных людей — так много в них эмпатии.
Далее Мигеля ждут новые невероятные приключения,
увлекательные погони и потрясающие встречи. Он узнаёт, кто его
настоящий отец, спасает семью от проклятья, наказывает злодея,
восстанавливает справедливость и даже — о, чудо! — возвращает
бабушке память, и всё это при помощи своего забавного
четвероногого спутника, почивших родственников и, конечно,
музыки, которая звучит на протяжении всей ленты. Хэппи-энд.
Ура! Браво!
Уроки мёртвых и живых
Если вы дочитали до этого момента (поздравляем!), то, наверное,
уже привыкли к противопоставлению мира живых и мира мёртвых.
Но разве это правильно? Да, правильно. Это два разных мира, и
живым не следует переступать черту раньше времени, живые
должны жить.
Но это не вся правда. По крайней мере, не вся правда по версии
режиссёра Ли Анкрича, его команды и ещё сотен миллионов
землян. Согласно их парадигме, существует единое пространство,
неразрывная ткань мироздания, цепь поколений.
И пусть цветочный мост из бархатцев (кстати, в Мексике их так и
называют — Flor de Muerto, то есть «цветы мёртвых») появляется
лишь на один день, но он всё-таки появляется, и значит, есть связь.
Так же, как есть и наши обязательства перед ушедшими в
загробный мир — долг помнить, долг знать, долг ценить, долг
передать свои знания, воспоминания и ценности дальше, нашим
детям.
Ещё один ключевой месседж «Тайны Коко» — роль семьи в жизни
человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно выписать фразы,
лейтмотивом звучащие в ленте: «Родные должны быть друг за
друга, и все за одного»; «Я горжусь прапрадедушкой»; «Нет на
свете ничего важнее семьи»; «Главное, что семья вместе».
Так просто, и так важно. А проводником этих мыслей является
Мигель, причем мальчишке удаётся убедить родственников по обе
стороны моста. Происходит истинное примирение — и живых, и
мёртвых, обида уходит, остаётся любовь. Всё так, как и должно
быть.
Стоит ли смотреть мультфильм «Тайна Коко»? Если да, то с детьми
какого возраста? В какой момент? Как выстроить обсуждение?
Каким образом упоминать тему смерти и возможные трудности
конкретной семьи? Всё очень индивидуально, но ясно, что это
отличная возможность сделать наконец то, что надо сделать. А ещё
ясно, что это должен быть деликатный и, вероятно, тщательно
спланированный разговор любящих старших родственников с
любимыми младшими. Желаем удачи!
P. S. Особые бонусы «Тайны»: знакомство с уникальной культурой,
о которой в нашей стране известно не так много, прекрасный юмор
от авторов Pixar, а также музыка, музыка и снова музыка.