У этой лодки есть все шансы стать легендой. Это пакрафт-парадокс: практически невесомый сам по себе, он может принять на борт пару рыбаков с внушительным набором снастей, вещей и уловом, достаточно тяжёлые мотоциклы или целые команды велотуристов или любых других путешественников.
В ноябре 2020 года выставка «Поехали» собрала в московском экспоцентре сотни авто и мото путешественников, тревел-блогеров и выдающихся туристов. В числе участников был и Анатолий Чернявский, путешественник и фотограф: на его стенде кроме мотоцикла, еще и лодка довольно непривычной формы, огромная, скорее квадратная, что-то вроде надувного плота…
Пакрафты Цапля и Большая Цапля, пожалуй, самые редкие и эксклюзивные модели из тех, что выпускает Birdypackraft. И вот история их возникновения.
Несколько лет назад перед опытным охотником и рыбаком Сергеем Сусловым встал вопрос — а бывает ли идеальная рыбацкая лодка.
«Думая о пакрафте для рыбалки и охоты, я сам для себя набросал пункты, которым такая лодка должна соответствовать, — вспоминает Сергей Суслов, — перерыл весь интернет, перелопатил все возможные варианты и приуныл. Нигде не было ничего подобного. Ничего удобного для рыбалки и охоты из ТПУ под свои задачи я из готовых моделей не нашёл.»
В мастерской Birdypackraft к тому времени уже серийно выпускали пакрафт Иволга, пакрафт Синица, а ещё лодку, которую часто заказывали рыбаки и охотники— пакрафт Кулик. Однако, у Сергея Суслова были принципиально другие идеи.
«Прикидывая разговор с пожеланиями определил модель «Кулик» как точку, от которой можно оттолкнуться по утилитарному предназначению. Но, с другой стороны, если заложить пожелания, то выходило совсем уж абсурдно, так как менять под задачи приходилось почти всё. Набравшись храбрости, я всё-таки позвонил Сергею Каржаеву, и разговор пошёл по совершенно другому сценарию: скорее не как у заказчика и производителя, а как у двух увлечённых людей».
Но задуманный пакрафт должен был отвечать такому огромному числу требований, что идея казалась провальной. Мозговой штурм: целая череда набросков, расчетов грузоподъемности и веса, варианты технологии, натурные прототипы сменяли друг друга. Детальный разбор всех нюансов привёл к тому, что внешне Цапля будет сильно отличаться от других птичьих пакрафтов. Гораздо более длинная и широкая, непохожая габаритами на братьев и сестёр, Цапля однако же, должна была перенять их главные лучшие качества — лёгкость и прочность.
То есть, с одной стороны, это всё та же большая рыбацкая резиновая лодка, в которой хоть далеко от берега, хоть в камышах, хоть ночуй, хоть живи. А, с другой — это всё-таки невесомый пакрафт с усиленным дном, лёгкой закаячкой, катамаранными баллонами и рядом других очевидных бонусов. И совместить несовместимое удалось!
Итак, что отличает пакрафт Цапля от других рыбацких лодок?
- Материал. Обычно рыбацкие лодки делают из ПВХ. Это классика не лишённая классических же минусов: получаются довольно тяжёлые и громоздкие лодки, они замерзают и твердеют уже при околонулевой температуре, а из достоинств остаётся только их доступность, как в плане ассортимента, так и в плане цен. Реже встречаются варианты из прорезиненной ткани. Как правило, это кустарное производство. Такие лодки легче ПВХшных, но нуждаются в особом уходе, условиях хранения и срок эксплуатации у них меньше. Третий вариант — ТПУ. О том, что из себя представляет полиуретановая ткань мы подробно писали в статье о мастерской. У этого материала есть ряд плюсов: он лёгкий, компактный, не боится ни царапин, ни низких температур и совершенно не прихотлив в эксплуатации и хранении. Увы, полиуретановая ткань существенно дороже первых двух вариантов. И здесь встаёт резонный вопрос: каждый сезон покупать новую дешёвую лодку в которую не веришь или один раз потратиться на ту, которая будет служить долгие годы.
- Вес. Допустим, до нужного водоёма можно дойти только пешком, и то путь не близок. Тащить туда-обратно даже самую маленькую одноместную рыбацкую лодку из ПВХ — то ещё удовольствие. Другое дело, лодка, которая в свёрнутом виде входит в городской рюкзак и весит не больше пяти килограммов. Колоссальная разница! Особенно, если ты уже возвращаешься усталый и с хорошим уловом.
- Вместительность. Цапля изначально задумана, как лодка вместительная. В ней действительно можно спать, под ней можно прятаться, это самая большая лодка в семействе птичьих пакрафтов и даже странно, что этот гигант среди пакрафтов можно свернуть в такой небольшой рулон. При этом, места в этой лодке хватит на четверых, ещё и с вещами. Опытные охотники пишут, что в Цапле удобно делать засидку, когда ждешь добычу.
- Безопасность. Чтобы рыбак вернулся на берег сухим и невредимым, даже если что-то приключилось, отвечают сразу четыре особенности. Широкое дно гарантирует устойчивость. А если оснастить лодку вкладным надувным дном, то на Цапле можно стоять. Утолщённые баллоны тоже помогают лодке держать баланс и отвечают за грузоподъемность. Наконец, усиленное дно — фишка птичьих пакрафтов. И, естественно, двухсекционные баллоны!
- Грузоподъемность. Цапля ХL (двухместный вариант) легко принимает на борт груз весом 290 килограммов. Двоих рыбаков с котелками, палатками и достойным уловом она, как выносливая лошадь, даже не почувствует. Группу велосипедистов с велосипедами можно переправить в один-два захода (смотря сколько там этих велосипедистов). Мотоцикл — тоже запросто. Взгляните на следующую фотографию. Там Анатолий Чернявский наглядно показывает, сколько всего помещается в Большую Цаплю. (Это спойлер. До Большой Цапли ещё доберёмся).
- Высокая посадка. В отличии от других птичьих пакрафтов, в Цапле сидение стоит по умолчанию. В «полуторке» оно одно, а в «двушке» — два. Это уникальная по конструкции очень лёгкая высокая надувная сидушка — она не проваливается, когда на ней сидишь, но при этом не требует крепления на баллоны и поэтому ее можно поставить в любом удобном месте внутри лодки.
«Надувное кресло со спинкой очень удобный вариант для гребли на переходах, ловли на бортовую удочку или при использовании лодки как шалаша для укрытия при охоте на утиных перелётах, — рассказывает Сергей Суслов, — но если я ловлю на спиннинг ходом, с забросами под разными углами, стою на точке с достаточно широким сектором, то любую спинку, подлокотник я расцениваю как помеху, часто вообще естественное желание ловить стоя. При добыче подранка на охоте я тоже не хочу быть стеснён спинкой, а хочу быть максимально подвижен.»
И основная фишка рыбацкого сиденья — спинку можно заказать если она нужна, и ее всегда можно сдуть и убрать когда она не нужна.
- Бонусы. В комплекте с Цаплей сразу идут двухсоставные распашные весла с уключинами (длина самой длинной части 70 см) и надувное сидение. Дотюнинговать пакрафт можно креплениями спиннинга и даже эхолота, фартуком-засидкой и молнией тизип, чтобы прятать груз от чужих глаз внутрь баллонов. (И это не считая мешок-насос, ремкоплект и инструкцию)
Кстати, несмотря на распашные вёсла и внушительного веса уключины, лодка всё равно осталась пакрафтом, лёгким во всех отношениях.
Что такое мотопакрафт «Большая Цапля»?
С переправой велотуриста всё понятно, но что делать тем кому надо перевозить ОЧЕНЬ большой груз, например мото-путешественникам? Этим вопросом мы задавались давно. Пробовали грузить мотоцикл на Иволгу. В целом, лодка справляется с такой задачей, но сразу становится неустойчивой. Да и гребцу уже не хватает места. Пробовали озадачиться дополнительными баллонами специально для мотопереправы, но конструкция получалась не такой удобной как хотелось бы…
Пакрафт Большая Цапля разрешил эту дилемму. Широкая устойчивая лодка с усиленным дном и большими баллонами будто сама просит — «ну сложи уже на меня свой мотоцикл!»
Мотопакрафт Большая Цапля возник на базе стандартной Цапли. Как понятно из названия, тестовая модель вышла с иными, большими габаритами. Эта лодка длиннее почти на метр, шире, с большим диаметром баллонов. Грузоподъемность уже не не 290, как у Цапли L (полуторка), а 390 килограммов.
Первая Большая Цапля появилась с легкой руки Павла Тарасова, обладателя наших паркафтов Синица и Иволга, вторая была спроектирована специально для Анатолия Чернявского и его путешествия по Камчатке, он остался очень доволен пакрафтом. Потом писал, что первые разы сплавляться было волнительно, но вскоре приноровился и научился накачивать и сдувать лодку в считанные минуты. А потом настолько прикипел к этой лодке, что даже взял её с собой на выставку.
Пробежимся по основным габаритам пакрафта Цапля L/XL
Вес лодки— 4150/4750 г без учета весел
Грузоподъёмность — 290/340 кг
Длина — 215/265 см
Ширина — 118 см
Диаметр баллонов — 32 см
Цена — 41200/45900 (при комплектации одной /двумя рыбацкими сиденьями)
А это цифры по Большой Цапле
Вес — 4900 г (указан вес с дополнительным ТПУ бронированием верха баллонов для безопасного размещения мотобайка)
Грузоподъёмность — 390 кг
Длина — 310 см
Ширина — 115 см
Диаметр баллонов — 34 см
Цена — 47 500р (на сайте актуальная цена)
Оригинал статьи: Birdypackraft